Содержание:

У поклонников раннего развития детей с каждым годом все больше возможностей учить малышей счету, чтению, письму с помощью современных пособий. Одно из них, по методу Марии Монтессори, вышло недавно в издательстве «Клевер». Предлагаем вашему вниманию несколько игр, с которых, в соответствии с методикой Монтессори, должно начинаться обучение ребенка чтению. Это игры со звуками. Только освоив их, стоит переходить к изучению букв.

Учимся читать по методике Монтессори: 5 игр со звуками

К содержанию

Игра со слогами

Выберите в комнате, где вы занимаетесь с ребенком, пять предметов: три таких, которыми пользуетесь часто, и два — названия которых произносятся редко (например: подсвечник, марионетка).

Положите или поставьте эти предметы перед собой в ряд и назовите первый слева. При этом хлопайте в ладоши всякий раз, как произносите слог: кни-га, по-душ-ка, ма-ри-о-нет-ка... И так — с названием каждого из предметов по очереди. Предложите ребенку делать это вместе с вами.

К содержанию

«Найдем что-то, что начинается со звука...»

Отправившись с ребенком на прогулку, попросите его показать вам какой-нибудь предмет, название которого начинается с того же звука, что имя вашего малыша.

Скажите ему: «М-м-м — как в твоем имени, Мишель. Давай-ка посмотрим вокруг, нет ли тут чего-нибудь, что тоже начиналось бы на звук [м-м-м]...»

И вы убедитесь, что за время прогулки ребенок найдет много слов, которые начинаются со звука [м]: машина, магазин, муха, монета...

Вступив в игру, вы можете предложить одно-два слова от себя, но не больше: дайте малышу возможность открывать для себя слова в собственном ритме. А на следующей прогулке предложите ему звук, соответствующий другой букве.

К содержанию

«Угадай, что я вижу: это начинается со звука...»

Соберите несколько предметов, названия которых хорошо известны вашему ребенку. Для начала выбирайте их так, чтобы первые звуки их названий не имели между собой ни малейшего сходства — такие, скажем, как платок, матрешка, кольцо.

Положите выбранные предметы перед собой на стол, возьмите в руки один из них и покажите его ребенку. Если, допустим, вы первым взяли в руки платок, наденьте его на голову и спросите: «Есть ли на моей голове что-нибудь, что начинается со звука [п]? Что это такое?»

Произносите звуки, с которых начинаются слова, в соответствии с правилами фонетики: [п] — для платка; [м] — для матрешки; [к] — для кольца.

Ребенок ответит на ваш вопрос: «Платок!».

Скажите ему: «Правильно: платок начинается на [п]!».

Поменяйте предмет, место, где он размещается, и форму вопроса, чтобы ребенку было интереснее:

«Я вижу на столе что-то, что начинается звуком [м] — угадай, что это?»

Затем: «Я вижу у себя на пальце что-то, что начинается на [к]...»

Играйте с ребенком в эту игру в течение нескольких недель.

Учимся читать по методике Монтессори: 5 игр со звуками

К содержанию

Охота за звуками на прогулке

Так, как описано в предыдущем упражнении, можно играть не только дома. Предлагайте ребенку, как и раньше, находить предметы, названия которых начинаются с какого-то звука, который вы произнесли, но на этот раз пусть он ищет эти предметы на улице, в парке, в магазине или в автомобиле...

Во время прогулки, например, можно сказать: «Я вижу что-то, что начинается на [с]. Можешь угадать, что я вижу?». Возможно, ребенок покажет на вашу сумку, а может быть — на идущую мимо собаку или на светофор. Скажите ему: «Да, первый звук у сумки (собаки, светофора) — [c], но давай посмотрим, может быть, мы найдем еще что-нибудь, что начинается на звук [c]?».

Когда вы найдете вместе достаточно слов, предложите ребенку другой звук. А потом пусть он выберет звук, и вы будете вместе искать предметы, животных и материалы, названия которых начинаются с этого звука.

К содержанию

Игра в чепуху

Выберите какой-нибудь звук — например, [л] — и найдите вместе с ребенком несколько слов, которые начинаются с этого звука: лошадь, луна, ложка, лампа...

Вы можете записать все эти слова, чтобы не забыть их. Добавьте в свой список по одному-два прилагательных и глаголов, чтобы можно было составить фразу, где все слова начинались бы на один звук.

Медленно прочтите ребенку этот список вслух и предложите ему вместе придумать фразу со словами на [л]. Во время этой игры вы можете стать соавторами таких, к примеру, фраз, как «Ласковый лабрадор лает на луну» и так далее.

Запишите самые удачные, по вашему и ребенка мнению, фразы в тетрадку, которую можно назвать как-нибудь так: «Тетрадь для игры в чепуху».

Когда вы почувствуете, что ваш малыш достаточно заинтересовался словами и научился хорошо играть со звуками, можете перейти к следующему этапу — буквам. Об этом мы расскажем в следующий раз.