Содержание:

Продвижение по служебной лестнице - прекрасная, достойная цель, и всем нам хотелось бы, чтобы этот путь был более легким. Но в новой ответственной работе может встретиться множество подводных камней, столкновение с которыми грозит неприятностями и даже стрессом. В известной книге "Основы менеджмента" М. Мэскон, М. Альберт и Ф. Хедоури отмечают, что "чрезмерный стресс может оказаться разрушительным для индивидуума, а следовательно, для организации. Проницательный руководитель должен учитывать этот важный фактор и уметь нейтрализовать его для обеспечения полной эффективности". Рассмотрим несколько практических ситуаций, в которых при росте ответственности можно было бы избежать стресса.

К содержанию

Обезьяна, подумай! - Чего думать, трясти надо!

В быстро растущих и развивающихся отраслях бизнеса, особенно в розничной торговле, потребность фирм в квалифицированных управленческих кадрах превышает существующее предложение. Многие руководители сталкиваются с тем, что специалистов просто неоткуда взять (учебные заведения не успевают готовить их в необходимом количестве), и бывает, что наиболее талантливые и инициативные молодые люди сразу занимают ответственные посты, не имея специальных знаний и навыков. Они руководствуются в основном интуицией или перенимают опыт знакомых и коллег, поскольку на обучение часто не остается времени. Конечно, когда менеджер "изобретает колесо", процесс получения результатов замедляется. Обратим внимание на совет Мао Цзэдуна, которого можно образно назвать одним из крупнейших менеджеров ХХ века: "Вы не можете разрешить какой-либо вопрос? Тогда тщательно исследуйте его настоящее и прошлое. Когда вы все уясните, найдете и решение вопроса. Все выводы рождаются в конце, а не в начале размышлений. Только глупец не изучает историю вопроса, а сидит и ломает голову над тем, чтобы найти решение, подать идею. Таким образом не только не найти хорошего решения, но и не подать хорошей идеи". Поэтому компаниям необходимо выделять ресурсы для повышения квалификации молодых сотрудников и руководителей.

К содержанию

А теперь ты попробуй!

Критика руководителя-предшественника почти всегда отрицательно сказывается на атмосфере в коллективе и на результатах работы. Часто сотрудник из числа наиболее активных критиканов, оказавшись на месте уволенного начальника, выясняет, что тот, в общем-то, делал в данной ситуации все что мог. Как теперь сохранить лицо, признать свою неправоту? Становится страшно услышать от окружающих: "И этот не лучше!"

Соблюдение норм корпоративной культуры во многих случаях требует воздержания от критики. Лучше исправить положение на деле, чем на словах. Бывают начальники, предстающие в роли рыцарей-спасителей и полагающие, что на фоне чужих ошибок их собственные качества и заслуги будут более заметны. Но если руководитель плохо говорит о предшественнике, он роняет престиж руководства любого уровня в глазах подчиненных; власть в организации начинает терять силу, падает дисциплина, снижается степень лояльности сотрудников. Неудивительно: если прошлый начальник был так плох, следует подумать, прежде чем безоговорочно выполнять распоряжения преемника. Находятся сотрудники, которые начинают думать, что главное в жизни - пролезть наверх любой ценой, а там все само собой устроится. Управляли же бездарные менеджеры, и ничего! В некоторых случаях подобная критика может даже спровоцировать процесс развала организации.

К содержанию

Пушечное мясо

Леонардо да Винчи писал: "Теория - это генералы, а практика - солдаты". К сожалению, чрезмерный отрыв руководителя от окружения, когда сотрудники используются как пушечное мясо, приводит к тяжелым последствиям. Оказывается, что и управлять-то уже некем - все мало-мальски опытные работники разбежались.

К содержанию

Сейчас мы с Геной наведем порядок

Случается, что новый руководитель выбирает приближенного из числа тех, кому больше всего доверяет, и поручает ему ответственный пост. И получается, что сотрудник, особенно пришедший из другого подразделения, рассчитывает прежде всего на поддержку сверху и принимает решения, не основанные на ситуации. Результат - неприятие со стороны коллег, иногда прямой саботаж планов и указаний, а единственный выход - адаптация, изучение работы отдела, сложившегося порядка работы и привычек подчиненных.

К содержанию

Не всякий солдат может быть генералом

В некоторых организациях специалист может рассчитывать на повышение зарплаты, только заняв управленческую должность. Отсутствие мотивации в своей сфере деятельности приводит к желанию занять руководящий пост, но хороший мастер своего дела и способный администратор - разные вещи. Прекрасное знание процесса и технологий при отсутствии управленческих навыков приводит к тому, что руководитель постоянно вмешивается в работу подчиненных, вместо делегирования, распределения обязанностей пытается принять участие буквально во всем. Известно, что работа сама по себе может вызвать стресс, если на нее накладывается много других задач. Неправильное планирование времени, распределение дел, реактивность приводят к тому, что руководитель не выполняет своих функций, ссорится с окружающими, и в ящике его стола появляется упаковка валокордина. А в качестве специалиста, исполнителя он мог бы принести фирме гораздо больше пользы.

К содержанию

Зазнался! Забыл, как мы в одном окопе...

При служебном росте некоторые сотрудники боятся испортить отношения с коллегами. Но главный критерий корпоративной культуры организации - не конформизм, а эффективность. Питер Ф. Друкер писал: "Общий дух мотивирует работника, мобилизует его психологические и физические резервы и определяет, сделает ли работник все от него зависящее или ограничится лишь необходимым минимумом. Хорошие отношения между людьми, которые не основаны на удовлетворенности высокой производительностью и гармонией делового сотрудничества, на самом деле - плохие отношения".

Подчас назначенный на руководящий пост сотрудник оказывается в отдельном кабинете и перестает чувствовать поддержку коллег. Чтобы воссоздать ситуацию, когда он работал эффективно, руководитель бесконечно созывает совещания и оттягивает момент, когда необходимо самостоятельно принять решение. Один из известных нам управляющих домом отдыха созывал совещания по самому незначительному поводу: начальники отделов медленно и торжественно входили в кабинет, рассаживались и высказывали свои мнения поочередно, вкушая чай и пирожные. Правда, стресс в этом случае испытывали другие - подчиненные и посетители, с утра занимавшие очередь в коридоре... Чтобы избежать подобных проблем, необходимо создать оптимальные для конкретного человека рабочие условия. Оправдает себя и направление руководителя на курсы менеджмента, конечно, если он представляет для организации ценность.

К содержанию

Эллочка-людоедка против мисс Вандербильд

Попав в другой круг, сотрудник стремится подражать коллегам одеждой, внешним видом и привычками. Получается, что расходы какое-то время преобладают над доходами. Развитие в России системы кредитования покупок иногда приводит к неоправданным тратам: получил человек новую, более высокооплачиваемую должность, подсчитал зарплату за полгода вперед и решил, что теперь может позволить себе костюм, портфель, часы, ручку и автомобиль, как у директора Иван Иваныча. Это нередко напоминает соревнование Эллочки-людоедки с Вандербильдихой, описанное в романе Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев", и сотрудник во многих случаях обречен на проигрыш. Эта на первый взгляд личная проблема имеет непосредственное отношение к работе. Если желанная должность не принесла решения всех финансовых проблем, наступает разочарование, появляется пренебрежение своими обязанностями. Энтузиазм падает, сотрудник работает спустя рукава и потихоньку рассылает резюме в другие фирмы.

Большие суммы, попадающие в распоряжение руководителя, также могут привести к крупным личным тратам, долгам и приходящим вместе с ними бессонным ночам. Американец Том Хопкинс, автор книг по искусству ведения бизнеса, призывает всех помнить слова его знакомого кассира: "Если бы я сопоставил деньги, которые проходят через мою кассу, с суммой в моем кошельке, я тут же с воплями бросил бы это дело!" Бывает и наоборот. "Сэкономить лучше, чем заработать", - гласит немецкая пословица, но не всегда можно с ней согласиться. Сотрудник, вышедший на новый уровень ответственности, может экономить на мелочах, примерять ситуации к своему уровню дохода. Одна компания в первый раз участвовала в выставке, на подготовку были израсходованы значительные средства. А сотрудник, назначенный распорядителем стенда, отдал приказ: "Фирменные календарики и листовки - народное добро, за них деньги уплачены. Кому попало не давать!" Сотрудники на ресепшн, желая угодить руководителю, чересчур настойчиво выспрашивали координаты посетителей, а если кто-то хотел взять материал, грудью защищали стопку листовок: "Куда?! Только в обмен на визитки!" Многие обиженные и испуганные посетители делали шаг в сторону и успешно причаливали к стенду более дружелюбных конкурентов. Коробки с неизрасходованными рекламными материалами по окончании выставки были торжественно возвращены на склад, но вместо благодарности менеджер получил строгий выговор за неэффективную выставку и нанесенный имиджу компании ущерб.

Кира & Рубен Канаян,
ведущие консультанты компании "Юнион-Стандарт Консалтинг"

Статья из журнала "Работа & Зарплата"
Журнал Работа & Зарплата