Содержание:

Давно опровергнуто утверждение, что человек - царь природы: ее "поведение", особенно в последние годы, стало непредсказуемым и жестоким. Человечеству требуется экологическое сознание... С раннего детства!

Сначала было... Не только религиозные теории разных конфессий, но и научные данные подтверждают тот факт, что сначала на Земле возникли вода, воздух, горы, растительность и животный мир. И только потом, когда появились и сложились все необходимые условия, появился человек.

Так, например, в Библии показано, насколько четко и последовательно Господь Бог реализовывал свой творческий замысел по сотворению мира. А наука свидетельствует, что без природы не может быть и человека, поскольку люди, как и все живые организмы, являются лишь ее частицей, причем, похоже, не самой главной. Исходя из этого факта, развитие отношений и формирование контактов между природой и человеком должны строиться на основе разумного сотрудничества, а не агрессивного вторжения. Для этого в умах жителей нашей маленькой планеты должна укорениться мысль о бережном отношении к природе, о ее ценности не только с научной, потребительской (промышленной) точки зрения, но и с общечеловеческой - гуманитарной.

Если принять за истину утверждение, что в человеке все самое важное закладывается с рождения, то нам, взрослым, нужно с самого раннего возраста правильно знакомить детей с естественной средой обитания.

К содержанию

Здравствуй, большой мир!

Интерес к природе появляется у малыша уже тогда, когда он, сидя в коляске, смотрит на голубое небо, щурится от яркого солнышка и наблюдает за весело прыгающими птичками. Следует помнить, что интерес этот проявляется прежде всего в желании приблизиться к объекту и вступить с ним в прямой контакт. Поэтому, когда появляется возможность потопать ножками к яркому цветку или покормить плавающих в пруду уток, любознательность крохи, подпитываясь практикой, заметно усиливается. Многообразные впечатления бурным потоком вливается в сознание годовалого "исследователя природы". При умелом руководстве родителей малыш чуть ли не каждый день будет узнавать все новые и новые факты, и это занятие ему никогда не наскучит. Родителям нужно лишь направлять неуемную энергию карапуза в нужное русло, давая пищу уму, ведь любопытным детям интересны такие детали и подробности, которые взрослым кажутся чепухой. Поэтому рекомендуется не только "загружать" чадо разнообразной информацией, но и стимулировать проявление личной инициативы, стремление исследовать и узнавать.

К содержанию

Приметы времен года

В возрасте двух-трех лет кроха радуется появлению снега зимой и распускающимся весной листочкам, летом любуется цветами, а осенью с удовольствием шуршит опавшей листвой и собирает желуди и шишки. Конечно, причинно-следственную связь между природными явлениями и временем года он пока не улавливает и даже не задумывается над этим, считая, что так должно быть, но родителям все-таки нужно в доступной форме рассказывать ему о смене сезонов, о жаре и морозах, обращая внимание на особенности погоды той или иной поры.

Огромный интерес у детей обычно вызывает такое природное явление, как гроза. Ведь это не просто дождь, барабанящий в окошко, но и громовые "пушечные" раскаты, и небо, периодически озаряющееся яркими вспышками. Реакция может быть неоднозначной: от испуганного плача и попыток спрятаться от непонятного явления до нестерпимого любопытства и бурной радости, словно это не молнии, а праздничный салют. В любом случае ребенку надо попытаться объяснить суть происходящего. Можно, например, взять два каких-нибудь металлических предмета (миски, игрушечные машинки и т. п.) и ударить друг о друга. Естественно, раздастся стук или легкий звон. Скажите ребенку, что тучек на небе бывает слишком много, когда им тесно, они сталкиваются, в результате чего гремит гром да еще вдобавок и молния сверкает. Объясните, что бояться грозы не стоит, но, когда на улице льет дождь и гремит гром, лучше всего находиться дома. Детям постарше следует более подробно рассказать о правилах поведения во время грозы: нельзя купаться в открытых водоемах, запрещено прятаться под одиноко стоящим деревом, и вообще, при первых признаках надвигающейся непогоды стоит поискать надежное укрытие.

К содержанию

Отвечайте почемучке!

Юные исследователи, достигшие четырех-пятилетнего возраста, становятся "почемучками" и забрасывают родителей кучей вопросов, в том числе связанных с миром природы: "Куда улетают птицы осенью?", "почему снег такой холодный?", "солнце горячее или нет?" Таким образом выражается познавательный интерес малыша: он внимательно рассматривает что-то, заинтересовавшее его, экспериментирует, проводит самостоятельно опыты и пытается узнать у взрослых что-то новое. Не надо отмахиваться от здорового любопытства подрастающего человека или рассказывать небылицы. Лучшее средство утолить интеллектуальный голод - серьезные рассказы о законах природы: взрослый сейчас для ребенка - основной источник новых сведений. Если вы затрудняетесь сходу дать точный и правильный ответ на поставленный вопрос (дети порой могут поставить в тупик даже самого эрудированного и образованного человека!), не надо стесняться своей неосведомленности. Достаньте полезные книжки, детскую энциклопедию и вместе со своим отпрыском расставьте все точки над i. Дети наверняка будут довольны совместным процессом познания и надолго запомнят "добытую" полезную информацию.

Полезно выучить порядок месяцев в году, а также читать с ребенком книги и стихи про природу, играть в развивающие игры. Например, предложите малышу продолжить словесный ряд: "Зимой холодно, а летом...", "Вода в реке пресная, а в море..." и так далее. Примеров можно привести множество. Здесь нет пределов вашей фантазии и творческой инициативе.

К содержанию

Где спит солнышко?

Особое место занимает вопрос о том, как объяснить, что природа - живая. Маленькие естествоиспытатели немедленно делают вывод, что если она живая, значит, все чувствует и испытывает те же естественные потребности, что и люди. Дети зачастую интересуются, больно ли цветку, если его срывают, что чувствует ягодка, когда ее едят, где спит солнышко. Отвечать, конечно, придется... Каким образом вы это сделаете, вам решать. Можно сказать правду, можно сочинить забавную историю, но в любом случае ребенку надо дать понять, что с природой следует обращаться бережно. Надо ее знать, любить и уважать, и тогда контакты с ней будут одним из самых приятных моментов в жизни. Дети впитывают все, как губка: что посеешь в их души, то и пожнешь. И, конечно, важен личный пример - если взрослые говорят одно, а делают другое, ребенок просто потеряет уважение к их словам, не будет с ними считаться. Самое лучшее - объединить интересы и вместе с детьми увеличивать свой багаж знаний о природе, растениях и животных.

К содержанию

К вашему сведению

Очень полезно просто наблюдать за природными явлениями, выделять некоторые их закономерности и причинно-следственные связи между ними. Вопросы можно поделить на группы.

Солнце. Спросите (а затем объясните), чем отличается зимнее солнце от летнего. Какого цвета оно бывает днем, где находится на небе, что происходит во время заката? Чем отличается день от ночи?

Ветер. Каковы его основные свойства (дует, теплый/холодный, сильный/слабый, невидимый/заметный)? Что происходит с деревьями и растениями при ветре?

Дождь. Что свидетельствует о приближении дождя? Какой он на ощупь? В какое время года чаще всего идут дожди? Зачем они нужны? Что потом появляется на земле и на дорогах? Какие еще бывают виды осадков?

Цветы. В какое время года они появляются? Для чего вырастают (для красоты; чтобы насекомые собирали пыльцу; иногда для пропитания животных)? Какие цветы можно встретить в лесу, в поле, а какие - на дачном участке?

Самые простые предметы и явления способны вызвать у малыша активный интерес и страсть к исследованию!

Юлия Сакович
Статья предоставлена журналом
Мой кроха и я