Моему сыну скоро будет 3 года, в садик и бэби-клубы мы не ходим, всё обучение у нас происходит дома. К 3 годам сынок прекрасно изъясняется, строит предложения, связывает их между собой, у него огромный словарный запас. Единственное, со звуком «р» пока не дружим.

И я бы не придавала этому огромного значения, болтает и болтает. Просто с самого раннего детства на детских площадках или среди знакомых всё чаще и чаще слышала: «Как же у вас он хорошо говорит». И когда узнавали сколько ему лет, у всех отпадали челюсти: мой сын начал говорить в 1 год 8 месяцев.

Нет определённого возраста, когда ребёнок просто обязан заговорить. Есть родители, которые, глядя на других деток, начинают переживать, почему же их ребенок так плохо говорит или вообще молчит. Действительно, ровесники моего сына говорили либо одним слогом, либо вместо слова мычали или просто выдавали слова, которые они знали, но бессвязно. У меня не было цели научить ребёнка говорить в 1,8 лет, поэтому у меня и мысли не было отдавать его в 2 года в сад лишь для того, чтоб он там научился разговаривать, глядя на других деток.

Что же я делала? Когда ребёнок рос и выдавал определённые звуки, пытаясь поддержать со мной диалог, я практически никогда не отвечала ему в ответ «его же языком», хотя меня это безумно умиляло. Я разговаривала с ним как со взрослым. Потом у него не получались разные слова, я по многу раз проговаривали их правильное произношение. И я видела искреннее желание ребёнка повторять это слово правильно, и порой было ну очень смешно. Когда он пытался из нескольких слов строить предложения, я помогала ему завершить мысль.

У меня всегда было дикое желание показывать ребёнку окружающий мир. Поэтому когда я с ним гуляла, всегда рассказывала, что нас окружает. Когда сынок повзрослел, и мы куда-нибудь шли, я задавала ему разные вопросы из серии: «Что ты видишь? Как ты думаешь, куда мы идём? Какого цвета машина и т.д.». Не всегда получала ответы, но я не молчала... Не ответил, ну и ладно, сама ему всё объясню и расскажу.

С самого рождения я и моя бабушка очень много разговаривали с ребёнком, буквально с пелёнок ему читалось множество стихов и сказок Пушкина. Когда я не знала, что ему рассказать, я просто сама сочиняла истории, мечтала о чём-то вслух, ну, а моя бабушка говорила с ним бесконечно.

Мы живём в современном мире, где гаджеты заменили нам практически всё, но, на мой взгляд, книги ничто не заменит. Книги дали огромный толчок в развитии. Я несколько раз водила его в детскую библиотеку, где было множество книг, у сына это вызвало дикий восторг.

Когда сынок начал взрослеть, я стала читать ему книжки, покупала альбомы по развитию речи, энциклопедии, по которым мы занимались каждый день. Включала ему и классическую музыку, и детские песенки, и песни, которые нравятся мне, и даже ему пела. Стоит ли удивляться тому, что мой ребёнок может рассказать стих или спокойно подпеть его или мою любимую песенку?

Я понимаю, что сейчас множество мест для развития детей, где с ними занимаются квалифицированные специалисты. Я считаю, что пока малыш растёт, внимание, заботу мамы и её желание показывать малышу мир не заменит никто и ничего.