Состав: я — Ира (36 лет), муж Борис (44 г.), сын Олег (15 лет) и дочь Катя (10 лет).

Маршрут: Малаховка — Москва (Шереметьево) — Красноярск (Емельяново) — Дудинка — Красноярск — Малаховка. Часть пути поделана на самолете, а часть на корабле.

10.06.09. Выехали заранее, в 21 нуль-нуль, за 5 часов до отлета самолета. Боялись пробок — нужно было проехать четверть МКАД. Но пробок не было совершенно, и в Шереметьево мы оказались через час, за четыре часа до отлета самолета Москва-Красноярск. Сначала время ожидания тянулось медленно, но после регистрации пошло веселей.

Захотели перекусить, но в «Крошке-Картошке» оказалась всего одна запеченная картофелина. Сначала ее попробовала Катя, потом Боря, Олег — всем не понравилось, и я стала не спеша ковырять ее вилкой. Видя, что я съела уже половину и явно с удовольствием, они все трое наперебой стали просить дать им «еще раз попробовать» и «ну мам, мы же тоже хотим!». Я отказала и доела эту несчастную картофелину в одно рыло. Мы все смеялись, представив картину со стороны: сидят четверо за столом, одна ест единственную картофелину, а муж и дети жадно заглядывают в рот и громко просят поделиться, но не встречают сочувствия у бессердечной упитанной тетки.

Фото 1Самолет. Удобный, нас ждали пледики. Взлетели совсем гладко, но потом несколько раз попадали в «зону турбулентности» — самолет трясло так, что крылья «размахивались» почти как у живой птицы. Пилот скорбным голосом просил «туго пристегнуть ремни», особо подчеркивая это «туго»... Тем не менее кормили, и тем не менее все пили предлагаемые соки. Мы с аппетитом съели горячее (баранина с картошкой или рыба с рисом) и закуску — ломтики белой и красной рыбы с лимоном, ломтик черного хлеба и еще булочку с маслом. Потом давали еще чай с лимоном и маленьким пирожным. Летели четыре с лишним часа. Все спали, даже я задремала на часок.

Прилетели в Красноярск. Местное время — 10 утра, температура за +30. Быстро получили багаж и договорились с дядечкой-Волговодом о доставке нас в Красноярск, Речной вокзал.

По дороге (аэропорт от города в 50 км) почувствовали себя здорово уставшими. На кассах речного пароходства нас 2 часа мучили выдачей оплаченных три месяца назад по безналу билетов — не было на месте нужного человека. Наконец получили свои билеты в 47 каюту — четырехместную 2-ого класса на средней палубе, рядом с душем и напротив туалета. Сдали вещи в камеру хранения.

Фото 2Жара. 36 градусов. Хочется лечь под любым кустом и уснуть. Мысли об экскурсиях не вдохновляют, вдохновляет только вода. Но температура воды в Енисее в районе Красноярска +4. На набережной не покидает ощущение, что где-то рядом открыли огромный холодильник. Это из-за нижнего забора воды из Красноярского водохранилища — вода в Енисей ниже плотины ГРЭС поступает из глубины водохранилища. Узнаем у местных, что купание у них организованно в каком-то заливе со стоячей водой. Местные жители показывают даже место, где надо оказаться. Его видно — наискосок через Енисей за мостом. Воздух чистый, река скрадывает расстояние и Боре кажется, что это место совсем рядом. Мысль о такси для проезда какой-то пары километров отвращает Борю, и мы идем пешком... Километров 5 по солнцу и при 36 градусах отшагали. Добрались до заиленного болотца с грязной, но все равно ледяной водой. На мой искушенный в холодной воде взгляд — приблизительно градусов 12. Купались все равно, извозили всю одежду в иле. Но стало хорошо. Подъехали на автобусе обратно. Погуляли немного по центру.

К 17 часам подтянулись на пристань, а к 20:00 заселились на свой красавчик-теплоход «В.Чкалов» и залегли спать.

11.06.09. Проснулась в 6 часов от голода. Посмотрела на последних пассажиров, под проливным дождем запрыгивающих в теплоход. Наконец, в 7 утра под грохот грозы и, конечно, «Прощание славянки», в тумане наш теплоходик отправился куда-то...

Фото 3Завтрак был вкусный (Боря, Катя, Олег — блинчики, а я с огромным удовольствием съела огромную тарелку манной каши). Идет дождь, теплоход плывет очень быстро вниз по течению. 35-40 км/час — просто летит. Поэтому ветер, и стоять на палубе холодновато. Но в осенних куртках и шапках нам с Катей еще ничего. Большинство пассажиров ходит по палубе в шортах и футболках, но перебежками. В каютах же очень тепло и уютно. Окна большие и очень чистые — через них все прекрасно видно. А места красивые — полянки, смешанный и чисто сосновый лес, острова, местами — невысокие, поросшие лесом скалы.

Сейчас соберусь с силами и решу свои 5 билетов по ПДД (Правила дорожного движения — мне скоро сдавать экзамен на права). Олег читает, Боря спит и ужасно сонно и мирно «подхрапывает»... Скоро уже и обед.

(Ага! Как же — «5 билетов»! Ответила на 5 вопросов и заснула. Но зато выспалась отлично. А Борька как храпел, так и продолжает. Только на другом боку. )

В 11 вечера были в Енисейске. Стояли час. Старинный городок, бывший когда-то в 18 веке столицей Красноярского края. Самый расцвет пришелся на временя золотодобычи на Енисее. В те времена в городе было 10 церквей, два монастыря. Здания интересные, сохранившиеся старинные. Низ каменный — верх бревна. Или все каменное. С воды видны развалины старинной колокольни, а в глубине мы обнаружили ухоженный монастырь, у него очень любопытная форма кирпичного забора, первый раз такое вижу.

Фото 4На стоянке на корабль налетело порядочно комаров, полночи с ними боролись — сначала убили всех в каюте специальным фумигатором на батарейках, а потом каюту проветривали уже от фумигатора этого.

12.06.09. Спали отлично, проснулись в 11 часов. Уже подплывали к Ярцево. Купили с рук на пристани жареных карасей, жареной картошки, сметаны и хлеба. На берег не пошли, ничего не заинтересовало — да и дождь, сильный ветер и голодный желудок не вдохновляли. Зато позавтракав (блинчиками, яичницей и геркулесовой кашей), мы ринулись на подвиги. Тепло одевшись, долго гуляли по палубе. Ветер был такой, что с меня срывало шапку-ушанку. Капли дождя били по лицу, как градины. Погуляли славно, особенно мне понравилось поворачиваться к ветру спиной и давать ему «нести» меня по палубе.

Борька поспал, мы с Катей и Олегом поиграли в карты. Тут и обед: очень вкусный борщ с пампушками (небольшие булочки, пропитанные и посыпанные чесноком), котлета с макаронами, салат из квашеной капусты и свежего огурца, компот из сухофруктов. Поскольку мы довольно оживленно обсуждали необыкновенные качества борща, нам принесли книгу отзывов с просьбой изложить наши восторги письменно. Изложили, персонал ресторана доволен.

Фото 5Только начали переваривать обед — тут стоянка — Ворогово. На берегу стена из льдин, наваленных в несколько слоев, высотой метров 5. Преграждает нам путь к поселку. Попытались перелезть (нам потом сказали, что это опасно — можно проскользнуть между отдельными глыбами, и фик кто оттуда быстро вытащит — оно же всё в монолит смерзлось) — не получилось, стали обходить- потеряли время. Вернулись к причалу и приобрели банку малинового варенья. Не пожалели — пахучая лесная малина, как будто только что перетертая с сахаром. Уже стрескали. Сейчас буду учить свои 4 билета по ПДД. Впереди еще остановки и ужин.

Ужин не слишком удался (долго ждали котлет по-киевски) и захватил часть стоянки на пристани «Бор». Очень живописное место. Но отходить от парохода уже не рискнули, только я сошла на пристань и тискала упитанную дворняжку; еще наблюдала, как с нашего корабля на железную лодку скромного размера сгружали мягкий кухонный уголок. Диванчик плашмя никак бы на помещался, поэтому его поставили боком, стоймя. Лодка начала лихо разворачиваться под нашим бортом и верхом диванчика слегка задела о выступающую часть корабля. Диванчик закачался, но водитель лодки придержал его рукой, и ничего интересного не произошло. Пока я на все это зачарованно смотрела, продолжая тискать собаку, капитан, оказывается, отдал уже команду на отплытие. Смотрю — а трап уже убирают — я бегом. И успела. Сейчас 9 вечера и мы с совершенно уже выспавшимся Борей идем гулять по палубе. Потом душ — и спать.

13.06.09. Хорошая погода. Солнце. Ветер все же не дает сидеть на носу, зато на корме, на солнечной палубе — можно даже загорать. Я удобно устроилась на палубе на двух стульях и решила свои очередные 4 билета по ПДД. Была интересная остановка около деревни Верещагино. Ухоженная, симпатичная деревня, но никакого причала не предусмотрено — посадка и высадка пассажиров, и (внимание!) грузов осуществляется с небольших местных моторных лодок. С корабля спускают отвесную лестницу. Верхний край лестницы загнут крюком и цепляется за борт, а нижний край достает до воды. Пассажиры должны залезть по этой лестнице. Особенно эффектна была погрузка младенца в одеяле и выгрузка холодильника, немаленького. В деревне видны электрические столбы — но похоже, что электричество на весь поселок вырабатывает дизельная электростанция — на берегу виден десяток крупных цистерн, а у домов сложено много дров — значит, цистерны не для отопления. Борька сказал, что в цистернах, скорее всего, размещают запас солярки для работы дизельной электростанции на весь сезон.

Фото 6Из дальнейших событий хочется выделить пожар на нашей палубе. С самой верхней, шлюпочной палубы, кинули окурок, и его ветром задуло на среднюю палубу. На ней стоят ряды коробок с фруктами-овощами, они и загорелись. Сначала команда пыталась потушить их ведрами с водой, потом двумя огнетушителями — без успеха. Подтащили пожарный шланг и им уже залили. Дыма было много. По такому случаю мы изучили каютную инструкцию, что делать во всяких чрезвычайных обстоятельствах. Поняли, что надо идти в свою каюту, тепло одеваться, надевать спасательный жилет (их мы нашли в нашей каюте) и сидеть в каюте, ждать дальнейших указаний команды. Мы решили, что все-таки надо, наверное, выходить на палубу и дрейфовать в сторону спасательных шлюпок. Но, поскольку по инструкции это неправильно, то надо делать вид, что просто погулять вышел. Представили всю нашу команду — я, Боря, Катя и Олег «прогуливающейся», с просветленно-спокойными лицами (в инструкции, опять же, написано — не поддаваться панике) по палубе или коридору, все в спасательных жилетах, в сторону спасательных шлюпок — ржали очень сильно. Вот и все пока события. Пейзаж хотя и однообразен, но очень красив. Дизель ворчит чуть слышно и с минимальной вибрацией, это очень похоже на мурлыканье огромного белого кота. Шум волн рассекаемого Енисея громче, но тоже очень приятный. А! Вот еще что было забавного. Нас догнала лодка-казанка. Её причалили к нам, корабль замедлил ход. Мы с Бобкой, конечно, пошли смотреть, не привезли ли нам на продажу браконьерской икры или еще чего хорошего. Но оказалось, что лодка приплыла забрать двух пассажиров, которые еще час назад в ресторане показались нам совсем пьяными, а они еще были в процессе пития. Сначала их долго разыскивали по кораблю, а потом долго не получалось сгрузить на лодку, им было сложно слезть по железной лестнице в качающуюся лодку. Но в конце концов благополучно сгрузили.

Мы играем в карты и мечтаем об ужине.

Пошли в Борькой узнавать, когда: 1) ужин, 2) мы приплывем куда-нибудь. Узнали. 1) Ужин уже объявлен — можно подтягиваться в ресторан, 2) через полчаса-час — Туруханск.

Туруханск. Наблюдали торжественную встречу первого пассажирского корабля навигации. Еще любопытна была выгрузка всяких грузов, их быстрая перегрузка на камаз и еще одну машину, тоже с высокой проходимостью. От берега им надо было подняться по очень крутому подъему — так одна машина все время глохла на подъеме. Нам объяснили, что это оттого, что в ее баке мало солярки — на подъеме она стекает в один край бензобака, и солярка в мотор начинает поступать с перебоями. Но, худо- бедно, заехала в конце концов. Гуляли по Туруханску, видели интересную церковь без колокольни, с отдельной специальной «беседкой» для колоколов. Смотрели с обрыва на место слияния двух рек — Енисея и Нижней Тунгуски. Красиво! Хочется сесть на краю обрыва и смотреть на красивые реки часа два. Летают ласточки.

Фото 7Отплыли от Туруханска. К нам швартовался специальный корабль, называется Сборщик. Он забирает мусор и канализацию.

Мылись в душе. Удовольствие! Вода в Енисее хоть и желтая, но очень мягкая. Отмывает и отстирывает все добела, почти без мыла, и совсем не сушит кожу.

12 часов ночи. Солнце светит вовсю. Полный штиль. Погуляли по палубе, пофотографировали первую увиденную нами белую ночь. Пора бы спать, но странно как-то укладываться при ярком дне. Но ничего, закроем поплотней занавески и заснем. А то завтра опять проспим завтрак. Путешествие мне нравится. Интересно, но совсем не утомительно. Борька тоже доволен.

14.06.09. С утра стояли в Игарке. Это уже за полярным кругом и на вечной мерзлоте. Игарка — морской порт, в него могут заходить морские суда. В причальной бухте вовсю плавают льдины. Красиво. Сам порт явно в запустении и небрежении. Пассажиры нам рассказали, что сейчас г. Игарку выселяют — дают денег на покупку жилья на юге. Слишком дорого поддерживать инфраструктуру. Рабочих на предприятия выгоднее завозить вахтовым методом.

Из происшествий — приплывал дядька на моторке, забрать заказанный им мешок картошки. Опоздал, наш корабль уже отплывал. Так он зачем-то полез между дебаркадером и берегом. Там дебаркадер почти впритык к берегу стоит. Наш корабль, отплывая, немного толкнул дебаркадер кормой. Тот, в свою очередь, вытолкнул лодку с дядькой на берег, с ним еще парочку льдин. Мне бы на месте дядьки хватило приключений. Но он как ни в чем не бывало втолкнул свою казанку обратно в воду и еще сделал вокруг отплывающей махины пару кругов, пытаясь добиться, чтобы ему кто-нибудь сбросил его мешок картошки. Смелые люди живут за полярным кругом, короче.

На улице холодновато — градусов 10. На нос уже и не суемся. А на корме славно погуляли, поиграли в жмурки. Сделали групповое фото. Я решила свои три билета по ПДД, сейчас быстренько добью четвертый. Боря, Катя и Олег играют в «тысячу». Катя выигрывает, а Боря и Олег в минусах.

Ждем Потапово — это бывший совхоз-миллионер, специализирующийся на выращивании песцов. Ныне в упадке, считается центром браконьерства. Там нам обещаны толпы продавцов икры и рыбы.

Фото 8Потапово. Никакой икры и рыбы нам не предлагали, только пытались договорится о том, что на обратном пути привезут килограммов 100. Ага, чтобы нас замели с этой рыбой, или она у нас протухла. Зато полюбовались на спуск/подъем судовой шлюпки и на проплывающие льдины. На корме сложено много мусора в мешка, ветер его разносит по Енисею, чем активно интересуются чайки.

На улице холодно, неуютно и однообразно. Снег, ровные берега, серый лес. В 21 нуль-нуль должны придти к конечной точке нашего маршрута — Дудинке. А отплытие — завтра в 12 дня. План на сегодня — мы с Борькой сразу же сойдем на берег и походим часа два. Осмотримся, может быть, купим чего вкусного. А завтра, рано с утра, рванем всей командой в книжный магазин. Мои потомственно интеллигентные дети жаждут, в первую очередь, новых книжек. Или так сказывается не потомственно-интеллигентная кровь, а банальное отсутствие компа и телевизора?

А пока Борька радостно храпит. Я спрашивала его: «Волнует ли функционирование серверов и компов в подшефных организациях?» Отвечает: «Совершенно не волнует, они же далеко.» Так что отдых проходит полноценно.

Мы отлично поужинали и пристали к Дудинке в 10 часов вечера. Борька и я быстренько оббежали город в поисках банкомата, готового выдать нам дополнительных денег. Не нашли, нашли только отделение Cбербанка, которое работает завтра с девяти утра. Вообще обнаружили, что большинство местных магазинов работает с 11 или 12 дня. Я думаю, это из-за сменной работы на местных предприятиях.

Город неухожен, но явно жилой и «живой». Сделана красивая набережная над Енисеем. Жаль, протяженностью метров 150. Ухоженная новая церковь, новое здание Таймырского краеведческого музея, отреставрированный Ленин в отличном состоянии. И на редкость красивая скульптура таймырской девушки, сидящей на перевернутой лодке и смотрящей с обрыва набережной на Енисей. Машин и людей на улицах мало — но мы ведь были в городе в районе 12 ночи. Светло совершенно. Как в 12 дня в пасмурный день.

Договорились с таксистом, что он заберет нас от корабля в 9 утра завтра. Нам надо обязательно снять денег в банкомате — иначе придется, увы, отказаться от ужинов в ресторане. И делать себе заварные макароны или картошку. А очень бы не хотелось Еще хотим прогулять детей и себя по этой красивой набережной... Еще надо в книжный — жаль только, что он открывается в 11 утра, а корабль отплывает в 12.

«В.Чкалов» встал сильно в стороне от города — километрах в трех. Это потому, что ближние места все предназначены для грузовых судов. Для их разгрузки вдоль берега прокладывают рельсы для огромных кранов — каждый год новые, потому что прошлогодние ломает и уносит во время ледохода. Вода еще высокая — пристали прямо к причалу. А когда вода падает, то нужен специальный дебаркадер — он еще не приплыл, его утаскивают зимовать в Подтёсово — это база всего Енисейского флота, в 500 километрах севернее Красноярска.

Фото 915.06.09. Проснулась в 8 утра, по будильнику (он у меня в телефоне) и решила спросонья проверить, есть ли сотовая связь. Связь оказалась. Я бодро (насколько могла сразу после пробуждения) подсчитала, что в Москве сейчас — плюс 4 часа, т.е. 12 дня. Мысли продолжали сонно ворочаться, упорно игнорируя главное — надо вставать, идти за кипятком для чая и расталкивать свою компанию. Вместо этого мозг подкинул спасительную отсрочку: «Не позвонить ли маме? Хотя вряд ли она окажется у телефона, в 12-то часов дня... Ну, попытка не пытка.» И я набрала номер... Связь долго срывалась, наконец, мама отозвалась. Я обрадовалась — ага, думаю, застала! По первым словам выяснилось, что в Москве 4 часа утра... Но хоть застала.

После таких потрясений сон с меня слетел, мы позавтракали и в 9 утра уже сошли с парохода, вчерашний таксист не обманул, ждал нас. Банкомат охотно поделился с нами деньгами. Мы оббежали небольшой город второй раз. Городок как городок — симпатичные скульптуры на улицах, есть бездомные собаки. Не видели ни одной кошки — я думаю, это оттого, что нет подвалов. Дома на вечной мерзлоте стоят на сваях, вместо фундамента — декоративные забирки в полкирпича. В дыры этих забирок виден лед и снег под домами.

Роддом, поликлиника, больница и куча всяких силовых и административных зданий. Квартиры продают за 400-500 тыс. рублей. Город выглядит не везде и не всегда опрятно — все коммуникации проложены над землей, к тому же мусорно местами — но только что сошел снег, еще не успели убрать мусор, наверное. В остальном — очень уютный, компактный городок, а уж для самого северного города земли — город неожиданно хорош. И тоже, как и в Красноярске, — медведи на улицах. Купили хлеба, сыра, колбасы и две книжки, сахар. Борька сокрушается, что забыли чай в пакетиках. В корабельном буфете один пакетик чая стоит 8 руб.

Фото 10Меня же такие мелкие проколы не беспокоят — главное, и Дудинку посмотреть успели, и на пароход не опоздали. Грузов на палубе теперь не везут. Едут северяне, в основном из Норильска (60 километров на машине от Дудинки) в отпуска «на юга». Настроение отличное, идем в тепло. Дудинка, кстати, провожала наш корабль настоящим снегом хлопьями. Заканчиваю пока наше жизнеописание и приступаю к изучению ПДД.

Потапово — когда-то богатый совхоз, звероводческий. А теперь — центр Енисейского браконьерства. Купили какой-то рыбы с лодки — не осётр, и не красная рыба — точно. Типа карася, зовут по-местному сварога. Команда покупала осетров в больших белых мешках, но острые морды осетров рвут мешки и обличительно торчат. Ну а как вроде бы прикрытие, на всякий случай в лодках открыто лежит всякая разрешенная рыба... Нам так хотелось поучавствовать в этом празднике жизни, что купили двух этих простых рыбок — осетров-то нам не продавали, от 50 килограмм, говорят.

Дальше начался цирк. Сначала узнали у окружающих, как вообще эту рыбу можно приготовить. Выбрали — засолить. Чистили и потрошили в каютной раковине. Ножом, выпрошенным в соседнем купе. Я, оказывается, умею и чистить, и потрошить рыбу. Если надо. Раковина, конечно, наглухо забилась чешуей — но тут уж Борька проявил свои таланты — прочистил за 5 минут, вилкой и ладонями. На кухне выпросили соль. Обрезали пластиковую бутылку и утрамбовали в нее пересыпанные солью куски рыбин. Сверху придавили банкой с водой (малиновое варенье к тому времени было давно съедено). Планируем теперь этой рыбой поужинать. А пока отдыхаем от трудов праведных.

Фото 11На улице потеплело. Кормили чаек хлебом с кормы. Они даже дрались за крупные куски. Чайки смешные и красивые, нежно пищат. На теплоходе едет десяток собак разных мастей — пинчер, лаечка, шар-пей (почему-то почти лысый), овчарка, спаниэль и дворняжка, похожая на нашу Дару, и еще толстая глупая такса. Еще щенок какой-то бойцовой собаки, и еще я видела кота в каюте. Его уговаривали съесть кусочек корма, а он утробно орал и не ел. Собаки смешно и важно гуляют по палубам, встречаются — обнюхиваются. Писают все как один на корме средней палубы. Хозяева ходят за ними с тряпочкой и пакетиком.

Делали остановку посреди реки — я даже забеспокоилась, не сломался ли мотор. Оказалось, рыбаки привезли капитану дары — осетров и что-то в пакете поменьше (икра, наверное).

День ужасно длинный — не могу поверить, что еще сегодня утром осматривала Дудинку...

Здесь можно посмотреть еще фото.

Продолжение

Лось-Анджелес, malcomp@nm.ru