Внешний вид буквы как символа не несет в себе ровным счетом никакой информации о звуке, в ней заключенном. Однако будучи еще несовершенным к трем годам малыша, абстрактное видение не позволяет крохе с легкостью осваивать букварь, не обращаясь к аналогиям, ярким образным сравнениям, наглядным примерам.

Изучение азбуки в артикуляционных упражненияхПоэтому обучая азбуке, родитель обязательно должен "выписывать" функцию каждого символа, как оболочки звука, содержащегося в названиях предметов, эмоционально пояснять характерные черты внешнего вида буквы. Искать сходство с "характером" буквы, ее свойствами (например, мягкая согласная — добрая, улыбчивая, теплая, как свежая булка; твердая согласная — холодная, сердитая, неулыбчивая, твердая, как сухарик).

Но знакомясь с новым для себя материалом — миром букв — помимо ярких образных и бесконечно занимательных историй малыш должен получить сведения о предназначении букв, способе их использования в качестве символа.

Так познакомившись с первой буквой алфавита, ребенок уже должен находить предметы, содержащие гласный звук, заключенный в букве А, а со временем — и выяснять положение звука в найденном слове (в начале, середине или его конце). Например, пользуясь ладошкой в качестве модели (первый пальчик — начало слова, средний — середина, последний — конец), обозначать буквой предметы, прикрепляя букву к поверхности ладони ("акварель", "апельсин", "ананас").

К слову сказать, родители делают большую ошибку, приобретая для изучения букв букварь, поскольку в книге буквы расположены в алфавитном порядке. Особенно губительны для ребенка азбуки без рисунков, которые не содержат рядом с изображениями букв изображения предметов, названия которых начинаются на изучаемую букву, не дают возможность прочитать названия предметов по слогам и найти символ звука в предложенном слове.

Изучение азбуки — это не только процесс уяснения смысла символов и их звучания. Это процесс, направленный на постановку некоторых труднопроизносимых звуков, поскольку индивидуальное проговаривание позволяет выявить дефект речи, оценить его искажения и устранить их полностью. Только отдельное произнесение способно показать ребенку, как необходимо произносить звук. А затем, постепенно соединяя звуки, научить грамотно читать звук в прямых ("па) и обратных ("ап") слогах, словах со стечением согласных звуков ("стр", "мл").

Изучая буквы и одновременно выполняя артикуляционную гимнастику — упражнения, направленные на постановку звуков — малыш имеет шансы быстрее научиться читать слоги, выяснять характер звучания отдельных звуков в них.

Поэтому при изучении буквенного материала следует придерживаться определенных правил.

  1. На первых порах отбросьте в сторону букварь, вооружитесь картинками и научите ребенка проговаривать отдельно простые гласные звуки, содержащиеся в названии изображений, попутно выполняя упражнения на подвижность губ и щек, регуляцию воздушной струи (см. ниже), а также уяснение содержания звука в слове.
  2. Изучение простых гласных (А, Э, О, У) чередуйте с разбором простых по звучанию парных согласных (Б-П, Д-Т, Г—К).
  3. Познакомив ребенка с парой звуков, один из которых гласный, а второй согласный, сразу научите ребенка читать образованные ими слоги (прямо и обратно), тренируя совместное произношение звуков в слоге.
  4. Учтите, что не только буквы, но и слоги работают как символы, а значит, научившись читать лишь пару слогов, уже следует привлекать ребенка к работе по подбору каждому слогу картинок, символом которых они могут являться (БА — Барабан; Па — парус).
  5. Совмещайте изучение звуков с артикуляционными упражнениями, способствующими правильному произношению конкретных звуков, используйте при постановке звука подручные средства, модели (см. ниже).
  6. Придумывайте упражнения, в которых малышу необходимо повторить звуки, которые мы регулярно слышим, и которые являются аналогичными изучаемым ("у-у-у" — гудит поезд, "а-а-а" — кричит малыш, "р-р-р" — рычит тигр, "с-с-с" — шипит змея). Просите назвать звук, обрисовывая механизм его появления (как убегает суп — "щ-щ-щ"; как закрываются двери лифта — "ш-ш-ш"). Тренируя речевое внимание ребенка, используйте упражнения "Кто позвал? (мама, папа, брат), "Кто так говорит?".
  7. В последнюю очередь переходите к изучению свистящих (с, з, ц), шипящих (ж, ч, ш, щ) и сонорных (л, р).
  8. Особенно важно перед постановкой свистящих и шипящих звуков отработать четкое произношение гласных и некоторых согласных звуков. Так, перед началом изучения звука "с" следует повторить с ребенком произношения звука "и", поскольку положение органов при произнесении "с" схоже с их положением при произнесении звука "и". А начиная осваивать звуки "ш" и "щ", убедитесь в четкости произношения у ребенка звуков, имеющих сходство в произношении звуков ("в" и "ф"). Парные звуки также лучше изучать совместно.
  9. Дети часто путают некоторые звуки при произношении, поэтому следует развивать речевой слух ребенка, предлагать задания по парной дифференцировке сходно слышащихся звуков ("чь"-"ть" ; течь — теть), мягких и твердых согласных (мясо — масло).
  10. С мягким и твердым знаком следует знакомить ребенка, что называется, на практике. Обращать внимание на эти буквы тогда, когда они выполняют свои функции смягчения и разделения. Демонстрируя функции, также используйте парные сравнения (мел-мель; сел, съел).
  11. Познакомив ребенка с большей частью алфавита, начинайте постепенно усложнять задания, предлагая не только определить положение звука в слове, но и количество указанного звука в слове, определить его характеристику (гласный, согласный, мягкий, твердый), дать побуквенную схему слова (обозначив условно согласные и гласные звуки), сосчитать количество гласных и согласных, назвать второй (третий, первый) гласный, согласный звук. Количество заданий, выполняемых ребенком на слух, должно с каждым днем увеличиваться.
  12. Учите поговорки, скороговорки, чистоговорки для автоматизации звуков, отработки произношения в местах стечения согласных ("Из-под топота копыт пыль по полю летит"; "Зажарь жаркое в жаровне"; "Ветеринар Василиса вооружилась вакциной", "Соня собаку в саду искала — устала").

Изучение азбуки в артикуляционных упражненияхТаким образом, двигаясь последовательно от простого к сложному, малыш будет постепенно совершенствовать абстрактное мышление и слуховое внимание, разрабатывать свой артикуляционный аппарат, улучшая его гибкость и подвижность. В последнем ему помогут некоторые артикуляционные упражнения, которые следует выполнять для укрепления и улучшения работы лицевых мышц.

Например, во время изучения гласных основная задача сводится к частой перемене положения губ, нормализации дыхания. Детские органы дыхания готовятся к произношению шипящих, поэтому упражнения на этом этапе направлены на улучшение подвижности губ, увеличения объема выдоха. Предложите крохе надувать шарики, дуть в дудку, на кусочек ваты ("снежинку"), играть на флейте. Следите, чтобы при этом малыш не раздувал излишне щеки, а напор воздуха был сконцентрирован. Упражнения "Покажи утку (вытянуть губы в трубочку), "Покажи лягушку" (растянуть губы в улыбке) тоже способствуют подвижности мышц губ и щек.

Во время произношения шипящих и "р" следует убедиться в хорошей растяжке уздечки языка ребенка, его подвижности, способности держать напор, вибрировать.

Малышу будет полезно научиться определять и контролировать положение языка. Для этого можно использовать определенные модели (сделанные из рук), подручные средства.

Например, во время постановки свистящих и шипящих звуков для уяснения ребенком положения языка можно использовать модель, сделанную из ладошки. Переверните ладошку ребенка вверх внутренней стороной и слегка согните пальчики, показывая насколько язычок должен подняться к верхним зубкам, обопритесь кончиками пальцев о стол и покажите силу упора языка. Если же малыш слабо координирует движения, попробуйте использовать ручку ложки, чтобы контролировать язык ребенка: приподнимать во время исполнения шипящих, не давать подняться слишком высоко, сохранить оптимальное расстояние между зубами во время произношения свистящих.

Во время занятий, посвященным постановке шипящих и "р", хорошо использовать эти упражнения:

  • "Умой зубки язычком, не открывая рта" (рот закрыт, ребенок проводит языком по зубам сверху и снизу);
  • "Покажи грибок" (язык присасывается к небу, образуя и шляпку и ножку гриба);
  • "Немой как рыба" (язык присосан к небу, ребенок открывает и закрывает рот);
  • "Поцокай, как лошадка" (цоканье язычком, имитация стука копыт).

Ну, и конечно, занимаясь с вами изучением звуков и обозначающих их букв, малыш не должен скучать во время занятий. Вы должны играть, придумывать все время что-то интересное, забавное, запоминающееся. У ребенка должен сохраняться интерес к букве и звуку. Поэтому используйте любую возможность рассказать ребенку сказку во время обучения. Например, используйте сравнения, метафоры и поведайте малышу о том, что в королевстве Азбука гласные звуки, совсем как девчонки, любят петь и веселиться, для их произношения мы всегда используем голос, а сами звуки можно петь. А вот согласные, совсем как мальчишки, серьезные и строгие, они не любят веселиться и совсем не поются, только пыхтение выходит. Мягкие звуки веселые и теплые, твердые — холодные и строгие. А твердый знак совсем сердитый, встанет на дороге, как упрямый мул, и не дает звукам ни соединиться, ни поговорить. Всех разъединяет! Мягкий полегче нрав имеет, в некоторых словах так смягчит согласный звук, что совсем не узнать его твердую натуру!

Вот так весело и сказочно изучение азбуки совместно с выполнением артикуляционных упражнений принесет ребенку много знаний, умений и не заставит скучать, поскольку интеллектуальные задачи при этом гармонично сочетаются с задачами, требующими движения, а научные факты тесно переплетаются с родительской фантазией.