Содержание:

Знание законов помогает разрешать всевозможные конфликты, обеспечивает безопасность личности и существенно упрощает жизнь. Понятно, что большинство взрослых давно усвоили бытовую юридическую науку, но как рассказать о ней детям — родители понимают далеко не всегда. А ведь изучение Конституции и разнообразных кодексов вполне можно превратить в по-настоящему увлекательное занятие!

К содержанию

Зачем ему это знать?

Чего только нет в длинном списке полезных наук, которым родители обычно обучают свое чадо с младых ногтей: и чтение с математикой, и английский с географией, и теория шахматной игры на закуску. За границей к этому перечню обязательно добавляются основы права (или законодательства), но в России подобные дисциплины детям почему-то не преподают. Действительно, зачем ребенку вся эта скукотища?! Папа с мамой и воспитательницы в детском саду и так объяснят малышу, что брать чужое нечестно, дергать Мурку за хвост жестоко, а рисование цветочков в паспорте чревато поркой. Все остальное знать вовсе не обязательно. Более того — некоторые родители считают, что "лишняя" юридическая информация, заложенная в детскую головку, подобна тротиловой шашке: стоит только рассказать младенцу о пресловутых "правах ребенка", как он немедленно решит пожаловаться на семейную тиранию и побежит "куда следует".

На самом деле подобные страхи абсолютно безосновательны, ведь ничего, кроме пользы, изучение правоведения детям (да и их родителям) не принесет. Поведение и взрослых, и ребятишек регулируется массой правил — их соблюдение гарантирует (относительно, конечно) личную безопасность и хорошие отношения с согражданами. Для того чтобы осознать себя самостоятельной личностью, малышу очень важно определить границы и связи между своим и чужим, правами и обязанностями, нарушениями и ответственностью. У старших дошкольников заботы еще более серьезные: им необходимо научиться выстраивать контакты с ровесниками и взрослыми и разрешать самые разнообразные конфликты. Основы юридической науки (в первую очередь положения о справедливости, равенстве и гуманизме) могут помочь ребенку наладить комфортные и гармоничные отношения с окружающим миром.

К содержанию

"Cлавься, страна, мы гордимся тобой!"

В вопросах правового просвещения российские педагоги придерживаются двух крайний позиций: одни ставят во главу угла соблюдение прав человека, вторые — патриотизм и службу отечеству. Но, как бы то ни было, все без исключения учителя сходятся во мнении, что вываливать на беззащитные детские головы курс "Основ российского государства и права" категорически не стоит — этого не выдержит ни один нормальный ребенок. Гораздо правильнее заводить "правовые беседы" в нужное время и в нужном месте, то есть исходя из той или иной ситуации, которая сложилась вокруг малыша.

День защитника Отечества — отличный повод рассказать наследнику об армейской службе. А в День России, например, можно побеседовать о том, какие народы населяют нашу страну, нарисовать государственный флаг и послушать гимн. Еще один вариант — дождаться, когда у наследника появятся вопросы на заданную тему. Почему милиционеру можно ходить с настоящим пистолетом, а мне — только с игрушечным? Отчего в новогоднюю ночь все слушают какого-то дядю в телевизоре, хотя он не танцует и фокусов не показывает? Что за двуглавая птица нарисована на маленькой книжке с папиной фотографией внутри? В общем, есть спрос — есть и предложение, то есть ваша мини-лекция на интересующую малыша тему.

К содержанию

Знание закона — сила!

Любые законы (правила) призваны прежде всего регулировать отношения между людьми. Для шестилетки, например, этот аспект чрезвычайно актуален, ведь требования к старшему дошкольнику с каждым днем становятся все серьезнее, а желании и возможностей появляется все больше. А тут еще и множество сверстников вокруг, у которых своих собственных "хочу" и "могу" полным-полно — ну и как в таком случае обеспечить мирное сосуществование? Самое время описать будущему школьнику суть правовой системы в целом!

Закон — что дышло?
Нет ничего удивительного в отсутствии всесторонних правовых пособий для малышей: в юриспруденции, в отличие от математики или русского языка, нет такого раздела, как пропедевтика (вводный, элементарный курс науки). Но это не единственная трудность, которая поджидает родителя, решившего воспитать юридически подкованного ребенка. Помните, что малыши — народ категоричный и склонный все толковать буквально. Расскажете юному хулигану о возрасте, с которого человека могут привлечь к уголовной ответственности, и он здраво рассудит: отлично, до 14 лет я могу делать что угодно! Поэтому обязательно расспрашивайте ребенка, как именно он понял ваши объяснения, и по необходимости корректируйте его выводы. Но самая существенная проблема заключается в расхождениях между буквой закона и реальностью. Если малыш видит, что милиционер грубит прохожему, папа в автомобиле не пристегивается ремнем безопасности, а бабушка даже не пытается проявить уважение к продавщице, то и ему самому будет очень непросто соблюдать необходимые "правила". В условиях двойных стандартов дети обычно вырастают правовыми нигилистами, про которых еще в XIX веке поэт-юморист Алмазов писал: "По причинам органическим /мы совсем не снабжены /здравым смыслом юридическим,/сим исчадьем сатаны. /Широки натуры русские, /нашей правды идеал /не влезает в формы узкие / юридических начал".

Урок первый. Правила — это полезные ограничения. Например, для того чтобы мы могли спокойно посмотреть новый мультфильм в кинотеатре, все зрители должны сидеть тихо и не бегать по залу во время сеанса. Предложите крохе представить, что будет, если вдруг отменить все правила и разрешить детям вопить и скакать по креслам во время показа? Совершенно верно, он ничего не увидит и не услышит.

Урок второй. Правила могут быть частными (например, принятыми в семье или в детсаду) и общими (они обычно распространяются на всех людей и называются законами). Скажем, куртку после прогулки надо вешать в шкафчик, а не бросать куда попало — это важное бытовое (частное) правило. А вот брать без спроса чужую куртку, да и вообще что-то, не принадлежащее тебе, нельзя категорически — и это уже закон.

Урок третий. Если из всех на свете законов построить пирамиду, то наверху окажутся самые важные из них — международные. Эти законы касаются целых стран и называются декларациями и конвенциями. В декларациях прописываются общие принципы, важные для всех государств. Например, однажды страны хором заявили, что все дети равны, — и в результате на свет появилась Декларация прав ребенка 1959 года. А через 30 лет после принятия Декларации — в 1990 году — была разработана и Конвенция о правах ребенка, в которой тщательно прописаны детские права и гарантии достойной жизни — их обязаны предоставлять малышам все взрослые люди на свете. Средняя часть правовой пирамиды — это конституции, то есть главные законы отдельных стран. В конституции записано, как называется государство, из каких частей оно состоит, кто им управляет и какие права и обязанности (в целом) есть у его жителей.

Любые законы прежде всего призваны регулировать отношения между людьми

И наконец, нижняя, самая широкая часть пирамиды — это кодексы (своды правил) и законы. Каждый кодекс посвящен отдельной теме — например, в Уголовном кодексе говорится о том, за какие нехорошие поступки людей ждет суровое наказание, а в Семейном кодексе описаны дела домашние: именно там рассказывается, когда можно жениться, кому и по каким причинам разрешается менять имя и фамилию, а также почему нельзя запрещать ребенку общаться с папой (или мамой), если они развелись. Существует еще и множество самостоятельных законов, и касаться они могут всего на свете — например, существует правовой норматив, определяющий минимальную высоту детских колясок.

Урок четвертый. Нарушать законы нельзя. Во-первых, жить в мире, где никто не соблюдает правил, неудобно — об этом мы уже говорили. Во-вторых, вслед за нарушением всегда наступает наказание, и чем серьезнее проступок, тем более суровую ответственность за него придется нести. Например, если месяц за месяцем не платить квартплату, то сначала вам будут звонить и присылать по почте штрафные квитанции, потом отключат свет, а в итоге могут и вовсе попросить покинуть собственное жилище.

К содержанию

Правила с иллюстрациями

Педагоги обычно начинают занятия по основам права со знакомства с "детской Конвенцией", и мы советуем вам поступить так же. Однако терроризировать ребенка длинным и сложным текстом не нужно — гораздо правильнее доступно и с примерами пересказать самые актуальные для малыша статьи.

Очень важно объяснить ребенку, что все люди равны. Если кто-то сильно отличается от тебя и твоих друзей — это вовсе не значит, что его можно дразнить или обижать.

В статье 2 говорится о том, что все дети равны, вне зависимости от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии, убеждений, происхождения, имущественного положения, состояния здоровья ребенка или его родителей. Будущий школьник почти наверняка столкнется с ситуацией травли "непохожего" на весь остальной класс малыша (рыжего, слабовидящего, часто болеющего и т.д.). Что делать — оставаться в стороне или "гонять" жертву вместе с другими ребятами? Детям ответить на этот вопрос крайне непросто. Поэтому очень важно объяснить наследнику, что если кто-то сильно отличается от тебя и твоих друзей, то это вовсе не повод его дразнить или обижать. Пример того, "как поступать не нужно", найдется в сказке "Гадкий утенок", а мультик "Голубой щенок" наглядно объяснит карапузу, что такое альтруизм и толерантность.

Статьи 12 И13 посвящены праву свободно выражать свои взгляды и мнения. Это неплохо бы запомнить и взрослым: во всех важных семейных, детсадовских и школьных вопросах ребенок имеет право голоса. Пусть малыш твердо усвоит: если он вежливо и своевременно выскажется, допустим, о школьной форме, ни сверстники, ни учительница не имеют никакого права смеяться над ним или ругать его за "другое" мнение. Все вышеперечисленные принципы неплохо иллюстрируются сказкой "Джельсомино в Стране лжецов".

Статья 14 говорит о праве исповедовать любую религию, а это значит, что верующие (и неверующие тоже) не должны обижать друг друга. То, что один малыш носит крестик, а другой — нет, не повод для ссоры между ними. Примеров мирного разрешения религиозных споров полно в сказках о Ходже Насреддине.

Полезные сайты
www.uznay-prezidenta.ru — сайт о президенте России. Здесь есть мультики и ответы на всевозможные детские вопросы.
www.un.org/russian/cyberschoolbus — материалы детского проекта ООН.
www.gosdetstvo.com — подборка рассказов о Российской Федерации, государственном флаге, гимне, гербе и армии.
www.tvoyrebenok.ru/patriot main.shtml — подборка патриотических материалов для детей: открытки, стихи, истории.
www.zanimatika.narod.ru/RM’roekt.htm — стихи и познавательные материалы по граждановедению.
www.misami.ru — сайт фонда "Женщины и дети прежде всего". Тут есть детская страничка с мультфильмами и раскрасками на темы Конвенции о правах ребенка.
www.detirossii.ru/ujnfo — на сайте "Всероссийского союза объединений, действующих в интересах детей" собраны статьи по правовым темам.
www.doshvozrast.ru/pravavosp/pravavosp.htm — рекомендации взрослым по правовому воспитанию дошкольников.

В статье 19 речь идет о праве ребенка на защиту от всех форм насилия (физического и психического). Заводя разговор на эту важную тему, не бойтесь получить на выходе долгоиграющий праздник непослушания. Лучше подумайте о том, как много детишек однажды покорно ушли неизвестно куда вместе с незнакомыми дядями и тетями — просто потому, что папа с мамой научили их всегда и во всем слушаться взрослых. Хрестоматийные жертвы жестокого обращения с детьми — бедная Козетта из "Отверженных" и Суок из "Трех толстяков".

Кстати. Существует масса сайтов, посвященных защите детства в развивающихся странах (например, cozay.com/PHOTOS.php — здесь множество фотографий голодающих детишек). Их материалы убедительно показывают, что на свете все еще остаются места, где малышей морят голодом, заставляют работать, а иногда даже и воевать. Думаем, после виртуального путешествия в такие уголки планеты ребенок поймет, что утренняя каша или домашние задания — вовсе не тяжелая повинность, а всего-навсего реализация неотъемлемого права малышей на еду и образование.

Два страшных слова на "ю"
Подозреваем, что если поиграть с социально активными родителями в ассоциации, то в ответ на словосочетание "правовое воспитание" они с ужасом воскликнут: "Ювенальная юстиция!" А между тем эта тема имеет мало общего с юридическим просвещением малолетних. Создатели проекта "Ювенальная юстиция" вообще-то борются с тем, чтобы с несовершеннолетними нарушителями закона не обращались так же, как с закоренелыми взрослыми преступниками. Они полагают, что существующая в России судебная система чрезвычайно сурова и негибка к оступившимся детям, и ратуют за создание особых — ювенальных — судов. То есть заведений, в которых с подростками будут обращаться, учитывая их возрастные и психологические особенности, а итогом процессов станут не наказания, а примирения с потерпевшими. Посмотреть, как идет работа над проектом, можно на сайте www.juvenilejustice.ru. Понятно, что родителей дошкольников судьбы абстрактных несовершеннолетних преступников волнуют не особенно: мало кто задумывается о том, что и его славный крошка может пойти по кривой дорожке. Куда более острую реакцию вызывает вторая часть проекта — о защите прав "детей-жертв". То и дело возникают пугающие слухи: малышей якобы собираются отбирать из вполне благополучных семей за разбросанные игрушки или отсутствие в холодильнике йогуртов. Однако фокус в том, что лишение родительских прав по-прежнему осуществляется исключительно по решению суда (см. ст. 69 главы 12 СК РФ, — прочитать об этом можно, например, здесь: www.bibliotekar.ru/kodex-semya), и значит, нормальным папам и мамам бояться подобных нововведений точно не стоит.

К содержанию

Домашний юрист

Пособий, в которых бы детям рассказывалось о практических юридических навыках, увы, крайне мало. Поэтому объяснять самые важные аспекты бытовых правовых отношений придется "на пальцах", то есть на конкретных и, главное, понятных наследнику житейских примерах.

К содержанию

Дорожная безопасность

Ребенок должен твердо знать, как следует переходить дорогу, различать пешеходную разметку (на говоря уж о сигналах светофора) и четко понимать, что автокресло на заднем сиде-нье папиной машины предназначено именно ему (ребенку, не папе!). Причем торжественно восседать на бебикаре юному пассажиру придется еще очень долго — до 12 лет. К счастью, по этой теме существует множество компьютерных игр, книжек и раскрасок, увлекательно рассказывающих о правилах поведения маленьких пешеходов/пассажиров и больших водителей.

Ваша задача — объяснить наследнику, откуда берутся деньги и на что их нужно тратить в первую очередь

К содержанию

Финансы

Ваша задача — объяснить наследнику, откуда в семье берутся деньги и на что их нужно тратить в первую очередь. Тут будет весьма кстати красочный рассказ о том, как туго придется домашним, если в один прекрасный день взять да и скупить весь магазин игрушек. Очень полезное с точки зрения дидактики приобретение — это копилка: если малыш начнет бросать туда полученные от бабушки с дедушкой монетки, то через некоторое время на накопленные деньги он сам сможет купить новую гоночную машинку или, скажем, диск для любимой игровой приставки, о котором он мечтает вот уже три недели. Для закрепления знаний можно использовать экономические игры — "Денежный поток", "Семейный менеджер", "Ай да ярмарка!" или "Монополия".

Кстати. Вообще-то это совет из области здравоохранения, но мы за комплексный подход к любой проблеме! Научите ребенка мыть руки после того, как он касался купюр и монеток. Деньги — штука в буквальном смысле слова очень грязная: кто знает, в чьих ладошках они побывали и где успели поваляться?

К содержанию

Малая родина

Малыш должен знать, что:

  • с 23 часов (в Москве с 22) до б утра нельзя колотить по батареям, слушать громкую музыку, стучать мячом об пол, топать ногами, прыгать с дивана и вопить нечеловеческим голосом;
  • выкидывать обертку от любимой шоколадки на асфальт или на пол — в корне неправильно, ведь для мусора существуют специальные урны и контейнеры;
  • расписывать каракулями стены подъезда и лифт строго запрещено — для рисования придуманы специальные альбомы и тетради. Обязательно объясните причины всех вышеперечисленных жестоких ограничений: поведение маленького хулигана может доставить неудобства родным, соседям или ни в чем не повинным прохожим. Кроме того, за проступки ребенка отвечают его родители — а разве ваша славная детка хочет стать горем семьи?!
Учебные пособия
  1. Демонстрационный материал "Права ребенка", 2010. Комплект из 12 листов с иллюстрациями.
  2. "Детям о праве". Серия П. Астахова, 2009-2010.
  3. "Права ребенка — это ваши права", 1999. Сост. Н.И. Элиасберг.
  4. Борнеман Н. "Урок для маленького гражданина", 2009.
  5. Никитин А.Ф. "Права ребенка", 2000
  6. "Азбука прав человека", 1994.
  7. Роу Д., Ньютон Дж. "Я, ты, мы". 1осо6ие для учителей начальной школы. 1995.