Нам уже 2 г 4 мес. Говорим, говорим, говорим... Ух! высший пилотаж...! Называется "вам и не снилось"... Говорим уже абсолютно все доступное для понимания всем, а не только узкому кругу "самых близких". Словарный запас пополняется, как говорится, "не по дням, а по часам"....

Итак, как все начиналось, можно почитать в первых двух частях... А сейчас какой-то этап нами уже пройден, и можно чем-то поделиться с вами... Хотя вовсе не считаю себя этакой опытной мамочкой :-) и живу по принципу "век живи - век учись", и с огромным желанием и удовольствием слушаю советы других бывалых :-).

В общем, такое дело: в 1 год моя дочурка говорила слов этак 25...Я с огромным удовольствием вела ее дневник слов, с радостью записывая туда каждое новое слово и с гордостью показывая достижения своей крошки близким, друзьям и знакомым...

В полтора года Лизушка говорила уже около 270 слов и в 1 г. 7 мес. я перестала вести дневник слов, потому как просто не успевала вносить туда лавину новых слов, которая росла в "геометрической прогрессии" :-)) На смену старому дневничку пришел новый - дневник перлов, куда записываются мысли, рассуждения, крылатые выражения нашей дочки. Этот дневничок Лизаветиных перлов просто продляет нам жизнь - над каждым высказыванием мы смеемся от души до слез, радуясь детской логике...

Все начиналось с огромной любви и с большого желания узнать, что думает наш маленький человечек. Мне ужасно хотелось поговорить со своей красавицей как добрые старые подруги ...И говорили, конечно, но по началу пока каждый на своем языке :-)

Ребенок у меня первый, естественно, никакого опыта, естественно часто возникали мысли, что "у меня ничего не получится", что "я что-то делаю не так", что "я неумеха" и т.д. и т.п. В моем случае опыт "бабушек не помог", вернее я категорически не приемлю вот такого "всему свое время - и твой заговорит". И этого своего времени я ждать не стала, потому что просто уверена, что если ждать, то ребенок, конечно, заговорит, НО! наверняка позже. А познавать мир посредством активной речи куда интереснее (а чем раньше, тем лучше). Лишать такого удовольствия я свою красавицу не собиралась. Поэтому, положившись на свою интуицию и желание, мы стали делать первые шаги к беседе двух подруг, о которой я мечтала.

Это просто наша жизнь: день за днем, шаг за шагом, это не уроки по развитию речи (да и какие уроки в 1-3 года ребенка). Это просто наше общение, открытие нового и повторение старого... В первых двух частях уже было немного о том, что приближало нас к нашей беседе двух подруг, сейчас вот, что хотелось бы сказать. Все, о чем пойдет речь ниже, это только наше, это только наши шаги к нашему разговору. Ни на чем не настаиваю, но надеюсь, что вы найдете для себя хоть немного полезного. Хотя у вас, наверняка, есть что-то свое - все зависит только от фантазии и желания. Да, вот еще что... Прежде чем рассказать о наших "играх-болтушках". Такие "игры-болтушки" у нас длились около 5 минут, на большее моего ребенка не хватало :-) Никогда не заставляла дочку "играть в болтушку" - и эффекта никакого и желание можно отбить... Всегда такие игры-общения приносят нам радость, восторг, поэтому если у ребенка плохое настроение или самочувствие - то, может, лучше отложить?

Убеждена, что пассивное повторение слов, что-то типа "а скажи "это", не ведет к развитию речи, поэтому во всех наших играх дочка является активной участницей всего действа, я бы сказала - ведущей... я лишь показываю, показываю, болтаю... Я хочу сказать, что ребенку должно быть интересно, он должен активно принимать участие, и вообще все должно быть связано с предметной деятельностью ребенка.

Вот наши "игры-болтушки".

  1. Игры типа "скажи это" не особо приветствую (хотя использовались нами... мы так учились просто извлекать из себя :-)) звуки), потому как просто подражание - еще не есть слово. Настоящее слово ребенка может быть, ой, как не похоже на оригинал... По мне лучше так осознанно, но не похоже, чем похоже, но не осознанно. Поверьте, похожесть придет! Обязательно. Тут вот еще что хочется сказать. Не надо исправлять ребенка, т.е. явно указывать на его ошибки. Например, малыш на яблоко говорит "Ка" (вы то точно знаете, что ребенок говорит "яблоко"). В этом случае не надо говорить своему чаду вот так "Аня, надо говорить Я-Б-Л-О-К-О". Я говорила так "Да, дочь, все правильно, это ЯБЛОКО, умничка". Проверено! Эффект потрясающий!
  2. Не надо бояться произношения вашим ребенком только слогов слова, а не всего слова целиком, а также подмену слова вообще чем-то абсолютно непохожим. Вы на правильном пути - еще чуть-чуть и будет все правильно и целиком :-)). Здесь совет опять такой же: не исправляйте, а хвалите, и сами произносите правильно. Что-то в духе "Да все верно, это лампа".
  3. Занятия язычковой гимнастикой. Это у нас вызвало просто потрясающий восторг! Высовывать, прятать, вертеть язычком под соответствующие стихотворные строчки оказалось очень-очень приятным и полезным занятиям (попутно и стишки сами собой запоминались). Лично нам помогали в этих занятиях карапузовские книжки на эту тему :-)... Понравилось!
  4. Представления в театре. В ход идут самые обычные игрушки. Вы сами придумываете (знаете же своего ребенка: что и кто ему нравится) мини-спектакли. Сначала эти спектакли должны быть очень короткими, буквально из 2-3 предложений (Мишка проснулся, и хочет кушать, давай покормим или - Зайка упал и ударил ножку, давай полечим), но потом постепенно можно усложнять и обогащать словами... Одни и те же спектакли повторяются изо дня в день... и скоро ваше чадо само вам все расскажет. Сразу же после такого спектакля можно просить пересказать, рассказать маме спектакль, естественно помогая ребенку и хваля его (пусть даже пока и не за что)... В знакомом спектакле можно делать паузы, побуждая ребенка, подсказывать маме то, что она "забыла". Вовлекайте ребенка в спектакль ему, должно быть интересно ...(Кукла потеряла туфельку, ей холодно, давай поможем ей... а где? ах, вот она под подушкой!)
  5. Дружим с предлогами. Посредством тех же игрушек (в основном у нас в этой игре матрешки) учу ребенка понимать значения: над, под, на, в, за, перед, внутри, снаружи, близко, далеко и, конечно же, учу произносить эти состояния игрушек. Тут опять же карапузовские книги помогли... А еще CD-диск "Планета чисел" (это отдельная песня :-)) Очень нравится он дочурке... это математика для малышей).
  6. Просмотр и обсуждение мультиков и CD-дисков. Смотрим крокодила Гену, Чебурашку, Карлсона, Простоквашино, Вини-Пуха...:-)). Моя красавица уже пытается пересказывать мультики, цитировать, точно передавая интонацию мультяшных героев, ну а о море вопросах и ответах я молчу :-)). Из CD-дисков очень нравятся диски с русскими народными сказками компании 1С. Причем здесь есть небольшое преимущество перед мультиками... На любом этапе сказки ребенок может задать мне сколько угодно вопросов (останавливаем сказку, и, получив ответы на все вопросы, слушаем дальше).
  7. Все, что я делаю, я озвучиваю. Ну, а т.к. маленькие детишки - это маленькие обезьянки, во всем стремятся подражать, то и они озвучивают свои действия :-)) Проверено - работает. Против упрощенных слов типа "ням-ням", "топ-топ" и т.д. я ничего не имею... Начинали с них, сейчас уже используем другие - "взрослые" слова :-) Нет, в употреблении таких слов, как мне кажется, ничего страшного.
  8. Пойди туда - принеси, найди то. Это игры в поручения....От легкого к сложному. При этом заметьте, малыш должен не только понимать вашу просьбу, т.е. значение ваших слов (развитие речи), но и помнить, что он должен сделать (а это уже тренировка памяти)... В таких играх я прошу (не настаиваю) Лизавету повторить задание вслух, а, выполнив его, опять же озвучить результат.
  9. Книги, книги, книги... Совместное и самостоятельное чтение, разглядывание картинок, обсуждение, вопросы, ответы... Здесь все книги хороши... Карапузовские очень нам нравятся :-))
  10. Мама - забываха :-) Намеренно делаю паузы в стишках, сказках, рассказах... Пусть ребенок вам подскажет, а вы сильно обрадуетесь этому!.. Если не подскажет, то вы сами вспомните :-)
  11. Наблюдаем... Рассматриваем вместе все, что видим перед глазами, я с восторгом описываю "Ах! какая...", "у нее то-то и то-то"... Заинтересуйте ребенка! и подарите ему новые слова - описание наблюдаемого объекта ...

Ну, вот и все :-)) Удачи вам и вашим деткам!!

Елена Серова, e.serova@compassplus.ru.