Содержание:

Весь цивилизованный мир уже давно пришел к выводу о том, что женщину (или супругов) нужно специально готовить к появлению ребенка на свет. Это положительно влияет не только на медицинские показатели (уменьшается количество родовых травм, снижаются болевые ощущения во время родов и т.д.), но и на психологический климат в семье (снижается уровень депрессивных послеродовых состояний, быстрее проходит адаптация к появлению нового члена семьи и т. д.). Где же молено пройти такую подготовку будущим родителям? Прежде всего, в так называемых школах (на курсах) для беременных.

Но сегодня, при их значительном разнообразии, в предложениях подобного рода услуг весьма сложно сориентироваться: за звучными названиями, известными именами и лозунгами может скрываться совсем не то, чего вы ожидаете.

К содержанию

О "школьных программах"

Основой первичной классификации школ может стать специфика программ их занятий. Эти программы составляются исходя из тех приоритетов, которые есть у организаторов школы: это могут быть профессиональные врачи — акушеры-гинекологи и педиатры, — а также психологи, педагоги или просто опытные родители, которые на основе своего опыта попытались создать собственную программу подготовки к родам.

В основном, за исключением каких-то неординарных решений, можно выделить несколько направлений в деятельности таких школ.

Теоретическая образовательная программа представляет собой курс лекций, цель которых — рассказать будущим родителям в деталях об особенностях процесса беременности и родов — как в физиологическом, так и в психологическом плане. Как правило, это лекции об изменениях, происходящих в женском организме в период беременности, о внутриутробном развитии ребенка, о важнейших этапах протекания родов и навыках обращения с младенцем с использованием в качестве наглядного примера медицинских схем и муляжей. При этом лекционная форма вовсе не означает, что один рассказывает, а все остальные записывают и слушают, — в процессе занятия предусматриваются вопросы слушателей и ответы преподавателей, а также отработка практических навыков, например, кормления или пеленания ребенка.

Кроме лекций, на таких курсах может предлагаться просмотр и обсуждение видеофильмов о родах или процессе грудного вскармливания — таким образом, будущие родители узнают о различных сценариях развития событий во время родов из большого количества конкретных примеров.

Конечная цель таких занятий — постепенно сформировать у беременной женщины (пары) правильное представление о беременности и родах, не искаженное бытовыми стереотипами и страхами.

Обычно при таких курсах можно купить необходимую литературу, кассеты.

Подобная программа существует и в рамках государственного здравоохранения. Подразумевается, что такую информацию излагают на занятиях по так называемой психопрофилактической подготовке в женских консультациях и медицинских центрах. Однако по разным причинам такая программа не всегда реализуется. Отношение же официального здравоохранения к другим программам, как правило, неоднозначно, а к программам духовного толка и занятиям, направленным на подготовку к домашним и (или) водным родам, — резко отрицательно. Такая позиция базируется на имеющихся статистических данных о большом количестве осложнений во время водных и домашних родов.

Программа физической подготовки к родам — это ряд практических занятий, которые проводятся в спортзале или бассейне. Традиционно они включают тренировки, методики релаксации, дыхательные гимнастики, программы естественного оздоровления и закаливания. Все это помогает женщине в дальнейшем, во время родов, почувствовать себя раскрепощенной и полностью ответственной за процессы, происходящие в ее организме; например, умение вовремя расслабиться позволит уменьшить боль во время родовых схваток — это и есть цель занятий в рамках данной программы.

В бассейне проходят занятия аквааэробикой, которая способствует укреплению мышц, задействованных во время родов.

Психологическая программа — это ряд тренингов, групповых или индивидуальных занятий, на которых с помощью определенных психотерапевтических методов стараются уменьшить тревожность, страхи и невротические проявления у беременных женщин, ориентировать их на адекватную реакцию в ответ на стрессовые раздражители. Взаимоотношения между супругами во время беременности, переход к новому типу отношений, чувства будущего папы, материнство и отцовство также становятся вопросами для осмысления и обсуждения.

Воспитательная программа — в разнообразной форме она предусматривает воспитание чувства материнства через установление и формирование духовной связи между родителями и нерожденным ребенком. Нередко в основе занятий лежит идея пренатального воспитания — то есть воспитания ребенка и общения с ним до его рождения, налаживания с ним двусторонней связи. Иногда, в зависимости от выбранной методики и направления, проводится индивидуальная и групповая работа духовного наставника, предусматривается посещение концертов духовной музыки, церкви.

Программа развития навыков творческого самовыражения — чаще всего это рисование и музыка. С помощью изображения своих мыслей, чувств, эмоций на бумаге или прослушивания музыки можно разрешить для себя какие-то внутренние противоречия или изменить в позитивную сторону беспокоящие переживания. Развитие и выражение творческих идей, которые во время беременности посещают будущую маму, положительно влияют на ее самочувствие и настроение.

Все эти основные направления подготовки беременной женщины в той или иной степени представлены в каждой школе для будущих родителей, однако пропорции могут отличаться очень существенно. И здесь главную роль играет не столько форма и направление занятий, сколько методики подготовки к родам, которые воплощаются в содержании занятий.

К содержанию

Какие существуют методики подготовки к родам

Прежде всего, разделяют подготовку к традиционным родам и альтернативные методики. Что скрывается за этими понятиями?

Традиционные роды — это роды, происходящие в роддоме, в позиции лежа на спине, под контролем акушера-гинеколога, с использованием при необходимости для роженицы лекарственных средств и оперативного вмешательства, например эпизиотомии1, стимуляции, кесарева сечения и т.д. Рождение ребенка в данном случае — это управляемый, анализируемый и ежеминутно контролируемый процесс. Поэтому в основе теоретической подготовки беременной женщины лежит профессиональное (т.е. медицинское) объяснение физиологических и психологических изменений в организме женщины во время беременности и родов, рассказ о правильном питании, необходимой физической активности, немедикаментозных методах коррекции отклонений от нормального течения беременности, особенности протекания послеродового периода.

1 Эпизиотомия — разрез промежности

На практических занятиях, которыми руководят врачи, осуществляется обучение женщины тем приемам, которые помогут ей легче перенести схватки, правильно тужиться и расслабляться во время потуг, понять действия врачей, направленных на облегчение процесса родов. В психологическом плане акцент делается на сотрудничество женщины с врачами, знакомство с роддомом, устранение страха перед родами, изменение общего настроя и понимание каждого момента родов. Физическая подготовка уделяет внимание развитию нужных в родах мышц, освоению поз, оптимальных во время схваток.

В связи с тем, что идея партнерских родов все активнее воплощается в жизнь в родильных домах России, обучению и подготовке будущих пап к полезному участию в процессе родов уделяется большое внимание: они должны не мешать врачам, а, наоборот, по возможности помогать им: успокоить жену, сделать ей массаж, руководить дыханием во время схваток.

Альтернативные роды — это роды, происходящие в отличных от традиционных родов условиях. Их существует несколько разновидностей — в зависимости от степени радикальности отрицания традиционных родов. Соответственно, существует и несколько методик подготовки будущих родителей.

Вертикальные роды — этот способ родов используют в медицинских родовспомогательных учреждениях. Во время таких родов женщина находится не в горизонтальном, а в вертикальном положении. В основе этого способа родов, помимо различных национальных традиций, лежит убеждение в том, что именно в вертикальном положении сила тяжести помогает плоду проходить вниз по родовым путям и сам процесс родов протекает гораздо быстрее и безболезненнее, а дети рождаются более здоровыми, происходит меньше родовых травм.

Поэтому, кроме теоретической подготовки, внимание уделяется и выбору наиболее удобной вертикальной позы в родах: стоя на коленях; стоя, держась за свисающий канат, и т.д. Предусматривается активное участие в родах будущего отца, который предварительно проходит соответствующую подготовку. Существуют роддома, специализирующиеся на приеме вертикальных родов.

Водные роды — это роды, происходящие в воде: в ванной, бассейне, море или в другом естественном водоеме, куда отправляется роженица вместе с родными, а также с другими сторонниками и последователями водных родов, нередко далекими от медицины. В основе водных родов лежит идея, что водная среда облегчает болевые ощущения во время родов.

К самым нетрадиционным методикам подобного типа можно отнести метод, предложенный И.Б. Марковским. В основе концепции Чарковского — система водного развития ребенка: пренатальная (т.е. дородовая) акватическая подготовка; роды в воде; плавание и ныряние новорожденных и грудных младенцев; закаливание и лечение холодной водой с использованием при обучении плаванию; и лечение детей с помощью разработанных самим основателем методики технических устройств и тренажеров. Главное в этой системе — увеличение в водной среде двигательной активности беременных женщин и преодолевших боязнь воды новорожденных, а также убежденность будущих родителей в правильности отказа от традиционной медицины. Хотя метод зародился еще в 60-е годы, он до сих пор носит налет сенсационности, и профессиональная медицина не без основания относится к нему скептически.

Домашние роды — это роды, происходящие дома (в ванной или ином другом месте) при активном участии родственников женщины и так называемой духовной акушерки, обладающей не столько медицинскими знаниями, сколько особыми мировоззренческими установками.

Сладостные роды, роды без насилия — это также варианты родов вне медицинского родовспомогательного учреждения, во время которых под воздействием духовного просветления рожающая женщина испытывает состояние, близкое к экстазу или религиозной экзальтации, и не чувствует боли. По мнению сторонников этого метода, добиться подобного эффекта можно только путем предварительной духовной работы под руководством опытного наставника. Зачастую такой человек также не имеет ни медицинского образования, ни специальных знаний.

Так как в основе различных вариантов домашних и водных родов лежит такое явление, как духовное акушерство, важно понять, в чем заключается его суть.

К содержанию

"Духовная" подготовка

Духовное акушерство основывается на мировоззренческой установке, которая определяет отказ от медицинских родов по многим принципиальным соображениям.

Вкратце она такова: таинство рождения — это вход новой души в этот план бытия; каждое рождение является духовным опытом, который принадлежит людям и не должен узурпироваться прагматической медицинской системой. Отсюда — вывод: для самоопределения женщины важно, чтобы при рождении ребенка присутствовали духовные акушерки, а не врачи, среди которых много мужчин. Духовные акушерки — это не профессионалы, а просто опытные женщины, потому что, по мнению сторонников этой теории, только мудрость и сопереживание, которые женщина интуитивно ощущает при рождении ребенка, могут сделать ее источником здоровья и понимания для другой женщины. В результате у женщин, доверившихся духовным акушеркам и отказавшихся от медицинской помощи, нередки случаи тяжелых акушерских осложнений, приводящих к серьезным последствиям.

Что касается работы духовных акушерок в плане непосредственной подготовки женщины к родам, то зачастую они осуществляют лишь индивидуальную подготовку будущих родителей к родам преимущественно в духовном плане, считая это более важным, чем физический и теоретический тренинг. Отсюда — значительное количество родов, закончившихся неблагополучно — как для матери, так и для ребенка.

Религиозное направление близко к духовному акушерству. Основой в этом случае могут служить как восточные духовные практики, так и восстановление традиций Русской Православной Церкви в отношении деторождения. Объединяет представителей этих направлений вера в предопределение.

У религиозных традиций есть много особенностей, например обилие воды во время родов: человек рождается из вод, в воде происходит первое его омовение, крещение, поэтому рождение в воду обеспечивает мягкость родов. Но главное — любовь и вера в Бога, молитва к Пресвятой Богородице — защитнице всех рожающих матерей, ведь нерожденный ребенок является личностью и принадлежит Богу, он имеет душу, способную испытывать все переживания человеческие (радость, горе, страх и др.). Роды воспринимаются как Чудо рождения Спасителя, повторяющееся через каждую мать. С этой точки зрения, в родах происходит слияние души матери и души ребенка и они находятся под покровом Пресвятой Богородицы, поэтому трудно себе представить возможность возникновения каких-либо медицинских проблем. К сожалению, это совсем не подтверждается реальной практикой, которая свидетельствует о том, что, помимо духовно-мировоззренческой подготовки роженицы, должна быть еще и серьезная профессиональная медицинская база, которая в случае осложнений спасет жизни матери и ребенка.

Программа подготовки к родам в рамках религиозного направления включает в себя элементы теоретической беседы о том, как протекают роды, но основной акцент делается на индивидуальной и групповой работе духовного наставника. Занятия посещаются семьями. Помимо обязательной программы организуются концерты духовной музыки, посещение церкви.

Пренатальное воспитание — это методика, основанная на идее связи между эмоциональным содержанием ожидания ребенка и его последующим развитием и обучением: считается, что позитивные материнские эмоции благотворно влияют на развитие не только сенсорики, но и внутриутробного самосознания плода. Эмоциональные и интеллектуальные потребности нерожденного ребенка в этот период гораздо более примитивны, чем у новорожденного, но они есть. Ему необходимо, чтобы о нем думали и говорили, а тишина или хаос, в котором оказывается нерожденный ребенок, оставляют глубокий след в его психике.

Занятия по данным методикам посвящены созданию позитивно окрашенной пренатальной среды, которая формируется так называемым пренатальным наставником (он ведет занятие) за счет, во-первых, отождествления матери с ребенком, а во-вторых, благодаря ведущему, который создает и поддерживает эмоции положительного спектра — от заинтересованности и любопытства до экстатического восторга. Пренатальные наставники тщательно следят за тем, чтобы в процессе занятий или лечебного воздействия у будущих матерей не возникало отрицательных эмоций (ведь если хорошо матери, то хорошо и ребенку).

В рамках пренатального воспитания в качестве примера стоит выделить методику музыкальной стимуляции развития плода и новорожденного ребенка, а также снятия жизненных стрессов у беременной женщины с помощью музыки.

Основана она на теории, что материнский голос — это камертон, по которому настраивается аппарат мировосприятия ребенка. Чем богаче будут интонации материнского голоса, тем богаче будет это мировосприятие. Это значит, что будущая мама должна петь, когда ребенок еще находится во внутриутробном состоянии, так как плод воспринимает все вибрации материнского организма. В данном методе используются три фактора воздействия музыки на организм человека: психолого-эстетический (ассоциации, эмоции, образный ряд); физиологический (функциональный, с помощью которого можно тренировать отдельные функции организма); вибрационный (вибрации, как физическое явление, оказывают определенное воздействие на клетки плода, активизируя различные биохимические процессы в них).

Этот метод предполагает не только музицирование, но и дыхательную гимнастику, и физические упражнения, а также общение беременной женщины со своим ребенком с помощью специального прибора — двух воронок, соединенных трубкой, одна из которых прикладывается к материнскому животу, другая — подносится ко рту матери.

Многообразие используемых сегодня отечественных методик дополняется также западными идеями в этой области, которые в России имеют тенденцию к распространению — их используют отечественные школы подготовки к родам.

К содержанию

Зарубежные методики подготовки к родам

Метод Ламазе (методика подготовленного деторождения). Один из самых распространенных в мире, он был разработан доктором Фердинандом Ламазе в 1951 г. В его основе — взаимосвязь представлений о будущих событиях, их моделирования в сознании и самими событиями, которые предстоит пережить в реальной действительности. Поэтому опыт, приобретенный в процессе этого моделирования, может оказывать реальное воздействие на чувства и переживания при проявлении ожидаемых событий в будущем. В плане подготовки к родам, опыт контроля над нашими физиологическими реакциями, приобретенный на тренировках, может помочь держать их "в узде" в реальной жизненной ситуации: узнав все о процессе деторождения и научившись правильно расслабляться и напрягаться во время родов, мы многое можем сделать для облегчения собственного состояния, когда действительно придет время рожать, В этом и заключается основной смысл методологии Ламазе.

Методика предусматривает изучение специальной популярной литературы, видеопособий, с последующим подробным разбором информации во время семинаров, и, разумеется, значительное количество часов для практикума.

Занятия проводятся специально подготовленными преподавателями из числа немедицинских работников, а также врачами, акушерками и медицинскими сестрами. Занятия посещают оба будущих родителя.

Метод Бредли. Он требует осознания процесса родов как природного физиологического акта и в связи с этим предусматривает овладение навыками "управления и сотрудничества" по отношению к собственному телу. Для этого используется релаксационная и медитативная техника, а также особая методика дыхания. Женщины учатся подражать положению и дыханию (медленному и глубокому) во время сна и применять релаксационную технику, которая может облегчить недомогание первого периода родов. Она не рекомендует модели дыхания, применяемые в школе Ламазе, а предлагает так называемое брюшное, глубокое дыхание. Рожающим женщинам в большей мере рекомендуется сконцентрировать внимание на своем теле и сотрудничать с ним, вместо того чтобы отвлечь внимание от собственного тела и сконцентрировать внимание на какой-нибудь точке окружения (что рекомендуется в методе Ламазе), чтобы отвлечь свое внимание от ощущаемого дискомфорта.

В школах, построенных на методе Бредли, считается, что необходимо полных 9 месяцев для полной физической и эмоциональной подготовки к родам. Посещают их оба супруга, так как метод Бредли предполагает активное участие мужа в родах.

Метод Гампер. Эта психофизическая философия возникла в 40-50-е гг. XX века в США. Она связывает релаксационную технику с предродовым психологическим формированием роженицы с целью перелома цикла: боязнь — напряжения — боль. Это была первая философия, которая включила будущих отцов в процесс появления на свет малыша и позволила им присутствовать в родовых залах.

Обучение начинается на 4-м месяце беременности и проводится инструкторами, имеющими свидетельство об окончании специального курса, позволяющего им проводить обучение методом Гампер (названного так по фамилии акушерки Маргарет Гампер, которая внушила эту идею доктору Дик-Риду).

Гипно-роды. Британские психологи предлагают новую методику подготовки к родам, которая обеспечивает быстрое и совершенно безболезненное рождение ребенка. Новая техника называется "гипно-роды"; она предполагает самовнушение и самогипноз.

Суть этой техники заключается приблизительно в следующем. На протяжении всей беременности или же в течение последнего триместра женщина учится не просто правильно дышать, а осваивает особую технику дыхания, больше схожую с йоговской. Беременная женщина постоянно практикует визуализацию ребенка и процесса родов, с одной стороны, подготавливая себя к этому моменту, а с другой — устанавливая психологическую связь со своим малышом. Гипно-роды также предполагают самогипноз — состояние легкого транса, в которое вводит себя роженица. Если все получается правильно, то никаких болезненных ощущений роды не вызывают. Естественно, все эти техники подкрепляются правильным дыханием, которое помогает удержать состояние транса, а также расслабляет или напрягает определенные мышцы.

К содержанию

Длительность курса

Продолжительность курса подготовки к родам разная и составляет от 1 разового занятия до постоянных еженедельных занятий, посещаемых на протяжении всей беременности. Длительность одного занятия — от 1 часа до 4 часов.

В зависимости от самочувствия, можно выбрать наиболее подходящий для себя вариант. Хотя быть привязанными на протяжении всех 9 месяцев к курсам и постоянно чувствовать эту зависимость могут лишь очень организованные люди.

К содержанию

Что, как и когда выбрать?

  • Лучше не откладывать посещение курсов на самые последние месяцы беременности, ведь полученные знания должны быть усвоены, а навыки отработаны. На это требуется время, к тому же самочувствие последних месяцев и большой живот могут осложнить вам жизнь. Лучшее время для посещения школы — 2-й триместр беременности.
  • Определившись со временем, определитесь с программой. Каждая школа работает по своей методике — выясните для себя, подходит ли она именно вам, что для вас наиболее актуально — теоретическая часть, физическая подготовка, психологический тренинг. При выборе методики имейте в виду, что гораздо лучше, когда школа не акцентирует внимания на каком-то одном способе родовспоможения (вертикальные, водные, домашние роды), а освещает в равной степени все варианты. Тогда женщина сама приходит к выбору нужной ей системы.
  • Перед записью в школу посетите ее с ознакомительной целью, присмотритесь (обычно первое занятие проводится бесплатно). Обратите внимание на помещение, в котором проходит занятие, — насколько оно комфортно для вас.
  • Уделяйте большое внимание профессионализму и личностным качествам преподавателей и инструкторов.
  • Оцените разнообразие методов работы и их сочетаемость.
  • Обязательно серьезно взвесьте свою ответственность за жизнь и здоровье ребенка, прежде чем выбрать какую-либо экстремальную методику родов. Помните: от вашей подготовленности к родам и от вашего выбора зависит многое.
Наталья Гадуа
врач акушер-гинеколг,
заведующая обсервационным отделением роддома г. Мытищи
Статья из ноябрьского номера журнала
9 Месяцев