Содержание:

Путешествовать можно по-разному. Сесть в самолет или поезд, отправиться с рюкзаком в лес или в горы... Самое простое - поудобнее устроиться у экрана телевизора. Детям, однако, всегда хочется постранствовать еще и по неведомым волшебным мирам, увидеть фантастических птиц и зверей, познакомиться с удивительными существами, каких не увидишь в реальном мире. Потому-то многие тысячелетия все народы Земли сочиняют, рассказывают и слушают сказки.

Сегодня любой ребенок может "очутиться в сказке" самыми разными способами - от привычных книжек с картинками до сложных компьютерных "виртуальных реальностей". Однако наш способ - особенный. Потому что мы творим сказку своими руками. Для этого в нашей изостудии есть карандаши и пастель, акварель и гуашь. А еще - глина! Под руками юных "скульпторов" из этой теплой, скользкой, серой массы возникают порой самые настоящие чудеса. Хотя несколько высокопарное слово "скульптура" не очень подходит для наших маленьких разноцветных фигурок. Лучше звучит - "мелкая пластика", как-то мягче и нежнее. Нам приходилось лепить из глины и посуду, и птиц, и зверей, и всяких исторических героев, и даже портреты. Но сейчас наш жанр - сказочный.

Глина удивительна - недаром профессиональные ваятели называют ее легким материалом! Она пластична, покорно слушается даже самых маленьких пальчиков, и, кроме того, экологически безвредна. Когда-то лепка из глины была популярна во всех детских садах - ее добывали на карьерах и в грузовиках развозили по детским учреждениям. Сегодня более доступен материал в промышленных упаковках - брикеты готовой глины или сухой порошок. Последний удобнее, поскольку может храниться месяцами и годами, а развести его и превратить в глиняную массу можно в разных пропорциях и в нужной консистенции.

Когда мы впервые берем в руки глину с трехлетними малышами, некоторые путаются серого грязного комка. Приходится осторожно, бережно пальчиком ребенка гладить мягкий шарик, приговаривая: "Она теплая, добрая, хорошая, послушная! Если с ней подружиться, из нее получится все, что ты захочешь". Боязливым девочкам постарше, лет семи-восьми (мальчики в таком возрасте испачкаться, как правило, не опасаются) иногда приходится рассказывать историю о том, что некоторые женщины используют голубую глину как косметическую маску - чтобы кожа была красивее.

Рясная Алина, 7 лет "Пегас-единорог"
Для лепки нужно немного. Кроме хорошо замешанной глины, надо иметь под рукой пластиковую или деревянную дощечку, пластмассовый ножик-стек, зубочистку и немного теплой воды в стакане. А также маленький лист бумаги и карандаш для подготовительного эскиза.

Сказочного или фантастического персонажа можно придумать самому или использовать накопленный веками опыт. Для выбора персонажа годится любой источник - от "Книги вымышленных существ" Борхеса до расхожего "Гарри Поттера".

Мы "путешествуем в сказку" с помощью диапроектора, и на экране дети видят самых разнообразных персонажей, некогда выдуманных людьми: это древнеегипетские боги и сфинксы, античные чудовища - минотавр, горгона, сирены, средневековые единороги, китайские драконы... А мир удивительных образов, рожденных кистью Босха, Гойи, Гюстава Моро и Сальвадора Дали, скорее побуждает детей к собственным фантазиям, чем к копированию (хотя возник у одного из мальчиков и совершенно "босховский" монстр). Русские художники тоже изображали вымышленных героев - поэтому мы смотрим и "Сирин и Алконоста" Васнецова, и "Пана" Врубеля.

Ломакин Ваня, 8 лет "Чайник-волшебник"
Карандашом на бумаге можно набросать эскиз будущей фигуры. Хорошо попробовать изобразить персонажа еще и сбоку или сзади, чтобы лучше оценить свои возможности. Лепить мы начинаем с "постамента"-подставки под фигурку. Она должна быть удобной: например, для Русалки лучше слепить камень, для Пегаса - кусочек заросшего травой луга, а, скажем, Бабе-Яге вообще постамент не нужен - вместо него будет ступа.

Чижова Лиза, 6 лет, Григорьева Диана, 7 лет, Низов Витя, 8 лет "Монстрики"
А дальше начинается самое интересное. Традиционный вопрос новичков - "С чего начинать?" имеет вполне традиционный ответ: "С шарика или колбаски". Из обычного глиняного шарика получаются удивительные "монстрики" путем добавления к нему глазок, ручек, ушек и носиков. Длинная и толстая глиняная колбаска несколькими легкими движениями рук примет нужную форму и наметит облик нашего героя. После этого останется лишь добавить недостающие детали. Вот всего лишь несколько описаний сказочных персонажей, которые могут получиться из обычной глиняной "колбаски".

К содержанию

"Жар-птица"

Работа Бобряшовой Виталины, 5 лет

Глиняная "колбаска" изгибается в виде латинской буквы S, верхний конец которой вытягивается пальцами в виде клюва, а к заднему прилепляются длинные тонкие "колбаски" или лепешки "хвоста". Спереди к нижнему изгибу добавляются лапки с коготками. Из двух плоских треугольников с помощью ножа нарезкой делаются крылья, а в головку втыкаются "перья". И хвост, и перья на голове птицы можно сделать из кусочков зубочистки, на острые кончики которых нанизываются глиняные шарики.

К содержанию

"Царевна-лебедь"

Работа Кондратьевой Насти, 6 лет

Та же "колбаска" выгибается в виде цифры 2. В верхней части изгиб сминается и превращается в шарик. Большим и указательным пальцами обеих рук сдавливаем "колбаску" ниже нашего шарика-"головы", превращая это место в шею. Точно также сдавливаем немного ниже - там будет "талия" нашей царевны. Теперь осталось только слепить ей волосы и корону, добавить руки и крылья.

К содержанию

"Баба-Яга"

Слева - работа Андрея Зайцева, 8 лет, справа - Кухарук Кати,7 лет

"Ступа" делается из прямоугольной глиняной лепешки, свернутой в трубку. К ней прилаживается снизу кружочек-дно. Наша "колбаска" сдавливается лишь в том месте, где будет шея. К этому же месту прилаживаются руки. А дальше можно фантазировать - Баба-Яга может быть растрепанной или в платке, в переднике, с бусами на шее, с метлой или без нее. Для ручки метлы также хорошо использовать зубочистку.

К содержанию

"Фея"

Работа Кудрявцевой Юли, 5 лет

Если глиняную "колбаску" поставить вертикально и немного постучать по дощечке, ее нижний конец станет плоским. Верхняя же ее часть оформляется так же, как у Бабы-Яги - т.е. вылепляется голова и приделываются руки. Получается некое существо в платье. Дальше от фантазии скульптора зависит, будет ли это принцесса, фея, эльф или ангел с крыльями.

К содержанию

"Русалочка"

Работа Воропаевой Полины, 7лет

Выкатывается длинная глиняная "колбаска". Верхняя часть фигурки делается так же, как и у Бабы-Яги. Нижняя половинка "колбаски" удлиняется пальцами, немного сплющивается, и к самому нижнему краю приделываются два небольших глиняных "лепестка" - это и будет хвост. С волосами можно экспериментировать - делать их из тонких колбасок, целой лепешки, маленьких кусочков глины и т.п. Девчонки с удовольствием украшали русалок ракушками и бусинками-"жемчужинками", которые не раскрашиваются с остальной фигуркой.

К содержанию

"Единорог"

Работа Кузьминой Алины, 7 лет

Проблема любой "лошадиной" скульптуры - неустойчивость: или ноги слишком толстые, или фигурка падает на настоящих тонких "лошадиных" ногах. Проблема решается с помощью внутренней подставки, поверх которой опускаются настоящие стройные ноги Единорога (Пегаса, Кентавра или некоего собирательного "лошадиного" образа - лепили ребята и таких…). Корпус и голова Единорога лепятся из цельной "колбаски", которая сгибается в двух местах, ушки, грива, хвост и ноги прикрепляются отдельно, так же как и рог, и, при желании, крылья.

К содержанию

"Дракон"

Работа Куровца Феди, 6

Наиболее сложное и интересное из сказочных существ. Трехголового дракона можно сделать из очень толстой и длинной глиняной "колбасы", сделав на одном ее конце два длинных продольных надреза, отчего он разделится на три части. Каждая часть станет шеей и головой дракона. Поперечным надрезом головы открывается "пасть", легкими щипками делается гребель на хвосте, спине и голове. Короткие толстые лапки и крылья прилепляются отдельно. Особенное удовольствие - расписывать уже готового дракона, здесь фантазия просто не имеет пределов.

Когда фигурка готова, нужно набрать немного теплой воды и аккуратно гладить ее мокрыми пальцами, пока не разгладятся все швы между деталями и трещины на глине. Затем "скульптура" должна сохнуть несколько дней, после чего начинается следующий увлекательнейший этап работы над поделкой - роспись. Глину можно расписывать гуашью, темперой, акрилом, маслом, с использованием блестящих гелей, декоративных золотых и серебряных красок (тут, кстати, очень пригодится чувство меры - золота и блеска не должно быть много). После росписи фигурку можно покрыть лаком.

С готовыми "скульптурами" можно не только играть, но и украсить ими детскую. А еще подарить кому-нибудь, например, бабушке. И даже спустя годы она будет напоминать детям о приятных минутах творчества и об удивительном путешествии в мир сказки, созданной своими руками.

Валерия Белоцерковская,
преподаватель изостудии, искусствовед