ћетодика √лена ƒомана с момента ее по€влени€ вызвала бурную полемику среди ученых, психологов и педагогов, продолжающуюс€ до сих пор. ѕоэтому иде€ мо€ не нова. “ем не менее, хочетс€ обратить внимание родителей, выбравших эту методику на некоторые детали.

Ѕезусловно, кажда€ мать хочет, чтобы ее ребенок был самым умным и эрудированным, и, как следствие, успешным в жизни. ј сыграть на самых светлых родительских чувствах не составл€ет труда дл€ опытного продавца развивающих методик. ¬ одном детском журнале печатаетс€ реклама: "Ётого не может быть! - были мои первые слова, после того, как 3-летн€€ јн€ —мирнова прочитала незнакомый текст со скоростью чтени€ п€того класса. ѕрочитала с абсолютным пересказом!".

“еперь давайте разберемс€ по пор€дку. ѕочему именно с абсолютным пересказом, не задумывались? ƒа потому что текст, скорее всего, ребенок не пон€л.  ак известно из лингвистики, слово имеет план содержани€ и план выражени€. ќбуча€ маленького ребенка чтению по карточкам, мы учим его усваивать план выражени€, то есть графическое изображение слова, в то врем€ как содержание слова, его смысл, остаетс€ дл€ ребенка тайной за семью печат€ми.

 онечно, процесс обучени€ начинаетс€ с чтени€ знакомых слов, но так как мы имеем дело с очень маленьким ребенком, словарный запас которого еще очень ограничен, рано или поздно мы приходим к ситуации, когда графическое изображение опережает образное. "≈сли ребенок спросит: "ћамочка, а кто такой гиппопотам" или "„то означает "вертетьс€"?", то лучшим ответом на такие вопросы будет немедленно, но тщательно написанное печатными буквами слово, которое успешно пополнит словарный запас вашего ребенка" - пишет √лен ƒоман.

ћетодика ƒомана дала определенные результаты при работе с больными детьми. ƒетьми, с поражением головного мозга, но у которых была сохранена способность видеть и перерабатывать зрительную информацию. ” здорового ребенка функционируют все п€ть органов чувств. ѕерегружа€ один из них, мы не даем работы дл€ остальных. ј уж ни о какой целостности воспри€ти€ не может быть и речи. ћы, конечно, можем познакомить ребенка со словом "елка", показав карточку, а можем выйти на улицу, подойти к елочке, потрогать кору, понюхать хвою, послушать, как от ветра с глухим звуком падают шишки на твердую землю, лизнуть острую иголочку, наконец.

Ќе секрет, что у ƒомана малыш €вл€етс€ объектом обучени€. ќн запоминает информацию дл€ того, чтобы ее потом воспроизвести. Ќикакого творчества, никакой загадки дл€ пытливого ума. √ола€ репродукци€. ¬ школьные и студенческие годы мы называли это зубрежкой.  стати в той же самой рекламной статье: "¬аш ребенок станет лидером. “акие люди не приспосабливаютс€ к жизни, а вершат ее". ¬ы уверены? ќткуда же здесь вз€тьс€ лидерству! ” ƒомана на этот счет свое объ€снение: "ƒети, которые больше других знают, это уверенные в себе дети. ” них меньше причин хныкать и больше причин улыбатьс€". ј мы то наивно полагали, что самооценка зависит от многих факторов, начина€ от стил€ воспитани€ в семье и заканчива€ социальным положением в группе.

ƒоман и его последователи убеждены, что нашли путь к счастью.

"≈сли вы научите своего ребенка читать, считать и дадите ему энциклопедические знани€, то тем самым вы:

  • привьете ему любовь к математике, которую он сохранит на всю жизнь;
  • дадите ему преимущество в овладении разными предметами;
  • разовьете его способности и интеллект;
  • поспособствуете росту и развитию его мозга.

Ќу и, наконец, вы просто сделаете его счастливым".

¬от така€ американска€ сказка. ј в житейском смысле что-то подсказывает, что счастье заключаетс€ не в энциклопедических знани€х. ѕотребности младенца не исчерпываютс€ познанием, главное, что ему необходимо - физический и эмоциональный контакт с матерью. ѕочаще брать малыша на руки, целовать, гладить, кормить грудью, хвалить, играть, разговаривать, петь ласковые песенки, просто любить.

» не могу € согласитьс€ с ƒоманом в том, что: "» ничего страшного не было бы в том, если бы новорожденный проводил на полу все 24 часа в сутки. Ќапротив, это было бы только замечательно". Ќикакой физический интеллект никогда не заменит живого эмоционального контакта.

“акже невозможно согласитьс€ с √леном ƒоманом, что детские игры - это пуста€ трата времени. ¬ играх ребенок живет. ќн проигрывает многие социальные роли, готов€ себ€ к взрослой жизни, приобретает навыки общени€, исследует границы возможного, развивает свою фантазию. “рудно переоценить значение игры в детском возрасте. √олые факты, сухие знани€ не научат малыша главному - адаптироватьс€ к окружающей действительности.

», наконец, главный вопрос. "ѕрежде чем ребенку исполнитс€ 6 лет, - пишет ƒоман, - его легко сделать гением". «ј„≈ћ? "≈сли вы организуете систематические зан€ти€ чтением, математикой, дадите возможность дл€ получени€ энциклопедических знаний, ваш ребенок достигнет 6-летнего уровн€ в 4 года, а его IQ будет равен 150". «ј„≈ћ? "≈сли вы будете руководствоватьс€ данной методикой, он достигнет такого результата в 3 года, а его IQ будет 200 и выше". «ј„≈ћ? ¬се равно к 20 годам он станет обычным среднестатистическим взрослым. Ќу, разве что, сможет выиграть главный приз игры " то хочет стать миллионером".

Ћариса Ѕалан, la792005@yandex.ru.