Содержание:

К содержанию

Карьера в китайском стиле

Китайцы, чей экономический успех особенно впечатляет русского человека, говорят: "Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и семье к тебе не будут чувствовать вражды". Так полуграмотный, вовсе не похожий на прозападного карьериста рыночный китаец запросто обходит всех в карьере, а бизнес по-китайски явно успешен.

Китаю присущи традиционализм, идеализация прошлого, прагматизм мышления, четкая ориентация на полезность и применимость изобретений в практической жизни, деспотическая структура власти — и общество, разделенное на тонкий слой элитного чиновничества и огромную массу необразованного большинства. Китайцы всегда обращены к проблемам реального мира, и им присуще посюстороннее, нерелигиозное отношение к счастью и успеху: их можно добиться только здесь, на Земле, и при жизни. Как говорит старая китайская поговорка "Жизнь — всегда хорошо, смерть— всегда плохо". Так что по этим убеждениям реализоваться можно, только сообща и следуя опыту предков. Существует учение о трех источниках китайской культуры — конфуцианстве, даосизме и буддизме, причем, несмотря на недавнее коммунистическое прошлое Поднебесной, эту триаду никто не отменял. Например, Мао открыто признавал себя конфуцианцем.

Рассмотрим нашедшую наиболее активное применение вне Китая доктрину — конфуцианство — под углом зрения карьеростроительства и достижения успеха. Эта в первую очередь этическая доктрина (всегда следовать долгу, уважать древность, не говорить лишнего), содержит много положений относительно области управления и политики, явно не философской с точки зрения западного человека. Китайцы же считают управление высокой сферой культуры, делом моральных интеллектуалов и способом проверить человеческие качества. Если для нас внутренний смысл политической деятельности в нравственности, то для них нравственная подготовка ведет человека к главной и достойнейшей цели — искусству управления.

Критерий успешности человека в Китае — в его способности управлять своей и особенно чужими жизнями. Ведь, по словам Конфуция, "управлять — значит поступать правильно".

Конфуцианская нравственность не мешает политическому успеху, а является его необходимым основанием. Поэтому, например, организованные в соответствии с принципом "Долг превыше всего" японские мегакорпорации завоевали мировой рынок, а в основе прославленной дисциплины корейских работников лежит культ ритуала.

Принципы конфуцианства — ритуал, долг, доверие — сегодня успешно применяются в Азии. Древние образцы и ценности помогают развитию вперед, к лучшему будущему, ибо их цель — всеобщее процветание, сильное государство и богатое общество. Конфуцианство предполагает и одобряет успех, достигнутый только социально оправданными способами, не противопоставляя личные достижения или общее благо. В частности, принцип сяо говорит о почитании старших: сын должен почитать отца, младший брат — действовать в интересах старшего брата, подданный должен быть беззаветно предан государю. Все ступени общественной лестницы ритуально обозначены, общение наполнено церемониями и правилами.

Переход на следующую ступень гарантированно дает больше уважения и внимания со стороны нижестоящих. На основании этой идеологии более миллиарда жителей планеты готовы отказаться от личного продвижения, если оно вредит интересам корпорации, и беспрекословно следовать долгу, а решения начальства воспринимать как нечто естественное. Успеха они при этом хотят не меньше нашего, но готовы достигать его только сообща и с одобрения традиции.

Благодаря принципу сяо восточные работники крайне редко участвуют в интригах против руководства, и все конфликты происходят среди работников одного уровня.

Конфуцианская мораль учит, что только нравственность ведет к успеху, который будет принят обществом без раздражения. Поэтому этический идеал конфуцианцев — это добродетельный человек, который образован, бескорыстен и всегда следует долгу. Образование и власть связаны в этом мировоззрении неразрывно, поэтому в древности китайские чиновники для получения должности сдавали экзамены по стихосложению и музыке. Конфуцианцы считают, что способный связать слова в красивое упорядоченное целое может управлять другими, а знаток истории в управлении избежит ошибок предшественников. Музыкально грамотный чиновник считается специалистом по гармонизации отношений, настраивая сообщество подчиненных по тонам и ладам как сложный инструмент.

К содержанию

Бизнес по-индийски: как быть успешным и не испортить карму

Совсем иной вариант карьерной стратегии мы встречаем в другой очень древней и традиционной восточной цивилизации — Индии.

С этой страной у европейцев ассоциируются мистицизм и философские спекуляции, что совершенно справедливо. Тяга западных людей к таинственной Индии явно не случайна.

Если попытаться максимально обобщить основные положения этой сложной культуры, то мы получим примерно такой список тезисов:

Мир един и неизменен, в нем действует закон справедливости — Дхарма.

Дух — более устойчивая и важная сущность, чем тело; ему следует уделять больше внимания, совершенствоваться в религиозном отношении к жизни.

Все подчинено законам причины и следствия, потому надо стремиться не совершать дурных поступков, то есть соблюдать закон Кармы — воздаяния за поступки как здесь, так и в следующих воплощениях.

Мир — результат первоначального жертвоприношения, поэтому человек должен уметь жертвовать сиюминутным успехом ради вечности, а самоограничение — это путь к свободе.

От того, как человек проходит этапы своего жизненного пути, зависит его следующее рождение и место в иерархии живых существ, так что успех — это воздаяние за следование судьбе.

Три пути ведут к совершенству — путь мысли, путь любви и самый распространенный — путь действия, так что житейская рутина — тоже путь к Богу.

Европейцы всегда восхищались столь высокой духовностью, но чувство культурного превосходства, лежавшее в основании колониальной идеологии, заставляло их видеть в Индии отсталое традиционное мировоззрение, лишенное понятий о личном росте и общественном развитии. Историческая реальность опровергла это отношение, когда индусы свергли англичан и стали прекрасно развиваться, устойчиво лидируя в азиатском мире. Так они поколебали самоуверенное убеждение завоевателей, что только Европа способна идти вперед и менять мир.

Старый индусский принцип "Судьбу не выбирают, а проживают" сегодня по-прежнему актуален. Такая пассивность в отношении судьбы не только вполне устраивает индусов, но и помогает достигать стабильности и преуспевания. Так, почти 4% мирового рынка высоких технологий ныне занимает индийская индустрия. Здесь самый большой по численности средний класс — около 300 млн. человек. Современные индусы ходят в джинсах и говорят по самой дешевой цифровой связи в восточном полушарии, но их мышление и ценности остались неизменными. Эта нация наглядно показала, что к успеху ведут не только западные пути.

Если для западного, в том числе и для русского, человека ключ к успеху — это свобода выбирать цели и средства, то индусы считают иначе. Для них свобода — в возможности осуществлять свой долг, а не выражать волеизъявление и выбирать что-то. Человек, идущий наперекор судьбе, для них просто глупец. Ведь воздаяние, которое для индийского сознания тождественно успеху, возможно только в будущей жизни и имеет духовный, нематериальный характер. Успех измеряется не деньгами. Внешним признаком качественного проживания судьбы можно считать общественное уважение, почет и одобрение. Рождение в нищете — это данность, которую не надо изменять, но и нищий может быть счастлив и успешен — вот такой индийский парадокс.

Любое положение дел временно, и в следующем воплощении хороший, "успешный" нищий будет вознагражден, а плохой, не принимающий закон судьбы брамин будет наказан и переродится в плохом теле. В индийской культуре очень силен игровой момент, а само понятие игры-"лилы" освящено религиозной традицией.

Подлинная реальность одна, но она скрыта покрывалом иллюзии-майи. Мы живем в этом пестром и обманчивом мире, участвуя в игре по заранее установленным правилам. Счастливый успешный человек — хороший игрок. Вопреки популярному представлению европейцев, индусы отнюдь не ленивы и не пассивны, просто они смотрят на работу и успех немного сверху, с точки зрения вечности. Везет только людям, умеющим так смотреть на бизнес, считают они. Бизнес и карьера — награда за честное участие в игре жизни, они важны, но не самоценны. Высшая цель — религиозна, это все то же воздаяние.

Зарабатывая и богатея, человек становится наглядным подтверждением действия закона справедливости Дхармы — если ему повезло сейчас, мне повезет потом, а в конечном итоге все равны. Главное при таком отношении к карьерному росту — не нарушить чистоты прохождения жизненного пути, не испортить карму.

Игровое отношение к бизнесу хорошо заметно в отношении к конкуренции: если интересы индуса и его коллеги по бизнесу сталкиваются, он перепробует все ритуальные формы разрешения конфликта, даже пойдет в храм и незлобно поругается с конкурентом. И только если традиционные средства не действует, начинается реальная конкурентная борьба, причем проигравший утешается не местью, а надеждой на вознаграждение в отдаленном будущем. Карьера по-индийски строится неспешно, без суеты. Суетливый человек путает приоритеты — для него важно внешнее, наносное. Так успеха не достичь. Настоящий индийский карьерист лучше упустит возможность сделать карьерный скачок, если это требует суеты. Он переждет час-пик столкновения мелких интересов и заявит о себе, когда его понимание судьбы и внешние обстоятельства сложатся в удачную игровую комбинацию.

Карьеру следует разыгрывать как партию в шахматы (индийское изобретение, между прочим) — вдумчиво и точно, и всегда помнить, что это всего лишь игра. Успешной может быть только поступательная плавная карьера человека, живущего будущим и реально оценивающего свои возможности в игре настоящего момента.

Такая стратегия увлекает человека, разочаровавшегося в бизнесе по-западному, но опасность выбора индийской версии карьеростроительства очевидна — если вы лишены игровых качеств и с трудом можете отсрочить наступление счастья на следующие жизни, то следовать древней мудрости Индии будет сложно. Однако некоторые ее элементы все же вполне применимы для решения задач построения карьеры: например, безусловно продуктивное умение просчитывать ходы противника-конкурента на манер шахматной партии, способность отвлекаться от конкретного момента и возвышаться над ситуацией.

К содержанию

Как строить карьеру между Востоком и Западом

Древнегреческая, средневековая, протестантская и американская, китайская и индийская культура успешно справляются с ролью платформы для успешной стратегии карьеростроительства. Каждая делает это по-своему, у каждой можно поучиться.

Западная идея успеха, осознанная и внутренне принятая русским человеком, может стать его образом жизни, а не способом дотянуть до пенсии. Культура Востока может научить органичности и учету духовного контекста при принятии решений. Главное, что объединяет различные подходы, эффективно и гармонично поддерживающие человека в наше время, — это сочетание внешних задач карьеры с ее духовной основой, ориентация на работу, отражающую естественный способ жизни конкретного человека. В этом, похоже, лежит ключ к проблеме усталости от карьеры и невозможности перестать ее делать.

Российские строители карьер могут опираться на протестантскую этику и восточную философию, однако только принятие личной ответственности за свое будущее в реальных отечественных условиях поможет нам использовать опасности и перипетии современной жизни как возможность выйти на новый культурный и экономический уровень развития.

Ольга Зайцева, кандидат философских наук

Статья предоставлена порталом www.znanie.info