Содержание:

Оказывается, в Москве, как и в советское время, действуют сотни детских кружков, студий, клубов. Здесь школьников после уроков учат плести из бисера, собирать модели танков, ориентироваться по компасу и разглядывать простейших в микроскоп. Корреспондент "ИП" Светлана Казанцева выясняла, чем и зачем можно занять детей после уроков

Некогда в дворцах пионеров главной была идеологическая работа, а кружки по интересам выступали дополнением к ней. Сейчас сами дворцы переименованы в центры детского творчества, да и вместо привычного ранее кружка "Умелые руки" вы найдете нечто подобное, но с более веселым названием - например, "Дарилка". Однако сама система сохранилась. За годы реформ ни один из бывших дворцов пионеров не закрылся - даже открываются новые творческие центры. В 2003 году, по данным департамента образования Москвы, в городе их насчитывалось 135, а сейчас - 147.

Растет и финансирование: в 2005 году в московском бюджете на строку "внешкольная работа детей" приходилось 4,2 млрд. руб., а в этом году выделено уже 5,6 млрд. руб. "Но денег никогда не бывает много, их все равно не хватает.

Особых капиталовложений требуют спортивно-техническое, экологическое направления", - замечает начальник управления воспитания и дополнительного образования департамента образования Москвы Анатолий Хорец.

Всего в центрах творчества занимаются около 300 тысяч детей - это только те, кто вовлечен в муниципальную систему дополнительного образования. "Эта цифра вот уже многие годы относительно постоянна, именно столько детей вмещают городские дома детского творчества", - поясняет Ирина Волкова, главный специалист управления воспитания и дополнительного образования департамента образования Москвы.

Это не означает, что остальные дети слоняются после уроков без дела: кружки работают не только во дворцах творчества, но и в общеобразовательных школах. В Москве таких школ, где педагоги обучают детей дополнительным дисциплинам, более 250. А занимающихся в коммерческих детских группах, где преподают, например, каратэ или танцы, вообще никто не считал.

К содержанию

Бороться и искать, найти и записаться

Сферы внеклассной детской деятельности могут быть самые разные. "Министерство образования утвердило шесть основных направлений: художественно-эстетическое, техническое, туристско-краеведческое, спортивное, эколого-биологическое, социально-педагогическое и научно-исследовательское", - рассказывает ИП Лидия Виноградова, заместитель директора Центра развития системы дополнительного образования Министерства образования РФ. Разобраться в этих общих формулировках не так просто, да дворцы и не следуют слепо предписаниям министерства - в Московском городском дворце детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах, например, чиновники насчитали 11 направлений детского творчества.

Вообще, Дворец на Воробьевых - крупнейший в России не только по размеру, но и по количеству кружков, клубов, студий, секций. Их здесь 1200. Школа художественных ремесел, театр моды "Василиса", вокальный коллектив "Соловушка", фотостудия "Московское окно", студия литературного творчества - лишь малая толика творческих коллективов. Работает даже Космический театр на базе Отдела астрономии и космонавтики, где школьники средних и старших классов ставят музыкально-драматические композиции на межпланетную тематику. Во дворце занимаются 15 тысяч детей со всей столицы. "Мы не можем принимать больше школьников, места не хватит", - говорит ИП Ирина Лукашенко, заведующая учебной частью Дворца на Воробьевых горах. Если ваш ребенок не попал в число счастливчиков, есть смысл поискать нужные кружки в центрах творчества или при школах своего района.

Интернет в поисках интересного кружка - помощник плохой. Полный список дворцов и домов детского творчества с адресами и телефонами найти можно (например, на сайте www.kidsworld.ru). Однако затем придется просто обзванивать учреждения, подходящие вам территориально, и выяснять, что в них имеется: собственные сайты имеют лишь несколько центров детского творчества. Запись в кружки идет, как правило, с конца августа до середины сентября, однако в кружки, где нет аншлага, вас запишут и позже. Обычно занятия в творческих коллективах проводятся два раза в неделю, по два учебных часа. Группа чаще всего состоит из 12 человек.

К содержанию

Мир школам, война дворцам

Центры детского дополнительного образования - как работающие с советских времен, так и недавно построенные, распределены по Москве неравномерно. Обделены творческими центрами оказались Восточный и Юго-Восточный округа. Там всего по семь учреждений дополнительного образования.

В самом богатом ими Западном округе - 22 центра. Впрочем, запись в кружки к округам не привязана: если вы живете где-нибудь на окраине САО, а ближайший дворец творчества расположен в СВАО, и там есть свободные места, можете записывать туда своего ребенка.

Возможно, нужный вам кружок окажется не в дальнем дворце, а в соседней школе.

"Лучше всего поставлено это дело в Южном округе столицы", - отмечает Ирина Волкова из департамента образования Москвы. Видимо, настолько хорошо, что пришкольные кружки даже переманивают юных посетителей из центров детского творчества. Директор расположенного на Нагатинской улице центра детского творчества "Юный техник" Павел Вицукаев говорит: "В Южном округе создано так много отделений дополнительного образования на базе школ, что к нам детей приходит меньше".

Сейчас педагоги борются за внимание школьников - ведь за проведение занятий в рамках допобразования они получают зарплату. "По той же тарифной сетке, что и учителя обычных школ. Это, конечно, небольшие деньги, но кадров хватает, - говорит начальник Управления воспитания и дополнительного образования департамента образования Москвы Анатолий Хорец. - Ведь кружки ведут люди особого характера, которые сделали свое хобби работой".

Так или иначе, программы, которые педагоги утверждают для ведения кружка, должны быть востребованы детьми и их родителями. Вкусы кружковцев за последние годы изменились.

К содержанию

Спицы в колеса

Сейчас среди детей в моде английский язык. Еще танцы - но не всякие, прежде всего современные и латиноамериканские.

Во Дворце спорта Хорошево корреспондент ИП наблюдала, как преподаватель убеждала мальчика, пришедшего с бабушкой, записаться на русские народные танцы. Мальчик угрюмо смотрел в пол и плясать в красной рубахе не соглашался, даже услышав, что "у нас занимается много девочек, и костюмы дешевле, чем у других".

"У нас раньше кружок мягкой игрушки вели три педагога, а сейчас остался один - не можем набрать группы", - жалуется Ольга Кондратьева, заведующая художественно-прикладным отделом Зеленоградского дворца творчества.

Спад популярности разных ремесел - шитья, вязания крючком и на спицах, вышивания, резьбы и росписи по дереву, выжигания - вызван, по мнению педагогов, изменением системы ценностей. Если в 1970-е годы и в начале 1980-х, в эпоху товарного дефицита, навыки кружковцев могли помочь им одеваться и украшать жилища, то сейчас эта мотивация исчезла. "Зачем тратить время на вязание кофты, если можно купить ее в магазине?" - объясняет Ольга Кондратьева.

Однако и декоративно-прикладные кружки сейчас изменились. Только вязать крючком или плести бисер учат мало где. В моде комплексное обучение. Как, например, в студии "Дарилка" в доме детского творчества на Миуссах, в которой занимаются дети от четырех до 18 лет. Здесь учат лепке из соленого теста, бумагопластике, росписи по дереву, бисероплетению, шитью из кожи. В студии "Искусница" в том же центре обучают не только вязать крючком и спицами, но и вышивать, шить игрушки, а также преподают технику фриволите (особый способ плетения кружев). По похожему принципу организованы и другие подобные студии - например, "Виктория" в Зеленоградском дворце детского творчества. Здесь обучение рассчитано на три года, и помимо указанных видов творчества девочки постигают азы хореографии, а также фитодизайна (умения составлять композиции из растений и других предметов).

Последний, кстати, на фоне угасания интереса к кружевам и макраме только набирает обороты. "Умеющие красиво оформлять букеты могут неплохо зарабатывать себе на жизнь, - объясняет ИП Марина Крылова, преподаватель центра творчества "Культура и образование" на Волгоградском проспекте. - А по окончании нашего курса ученикам проще поступить на отделения учебных заведений по фитодизайну - они уже многое знают".

Марина Крылова учит составлять из цветов красивые букеты по европейской и восточной технике аранжировки цветов, составлять из природных материалов картины, коллажи.

А также преподает ученицам основы японского искусства бонсай - выращивания миниатюрных деревьев.

Даже в работе с игрушками заметны изменения. Девочек, которых уже не заманишь шить плюшевых зайчиков, педагог Елена Юмашина из дома детского творчества "На Таганке" привлекает изготовлением одежды для кукол - можно приходить со своей Барби. Педагог объясняет, что таким образом ученицы от освоения навыков работы с утюгом и ножницами переходят к настоящему моделированию одежды.

Все это, конечно, занятия для девочек: мальчики изредка записываются разве что на рисование и керамику. Подходящее занятие для сына можно поискать в центрах технического творчества.

К содержанию

Обучение делу техники

Педагоги констатируют, что интерес к техническому творчеству тоже в целом падает. По тем же причинам, что и к вязанию: никому не нужно самостоятельно собирать радиоприемник, который проще купить. Тем не менее в Москве работают порядка десяти центров технического творчества. Самые крупные - Детский центр технического творчества в Лавровом переулке, центр детского творчества "Юный техник" на Нагатинской улице, Станция юных техников на улице Юных Ленинцев, Дом юного техника на Ярославском шоссе, центр юношеского научно-технического творчества "Исток" в Теплом Стане.

"Юный техник", например, набирает детей с семи лет для обучения авиа-, судо- и даже ракетомоделированию. "Заниматься у нас дети могут до 18 лет, хотя это цифра условная, ведь в моделировании нет предела совершенству", - говорит директор Центра "Юный техник" Павел Вицукаев. В центре занимается около 800 детей, с ними работают 23 педагога. В центре утверждают, что у прилежных юных техников впоследствии не возникает проблем с поступлением в такие сложные вузы как МАИ, МАТИ - их познания в физике и математике уже на уровне.

Вообще моделирование позволяет ребенку создать объекты, которые даже в специализированном магазине ему родители не найдут. Например, в судомодельном кружке Детского центра технического творчества ЦАО в Лавровом переулке дети изготавливают исторические модели кораблей прошлого века - скажем, русских броненосцев. И все они способны плавать.

К техническим можно отнести и занятия в единственном в Москве Городском клубе юных автомобилистов в ЮВАО на Летной улице, который имеет 66-летнюю историю. Здесь детей с 12 до 16 лет обучают по программе "Юный водитель". Отличие от автошкол (помимо возраста учеников) в том, что в клубе углубленно изучают устройство имеющихся в клубе "Жигулей" и "Москвичей", а также дают поводить их с инструктором даже детям 12-13 лет. Конечно, и к сдаче экзаменов в ГИБДД, разрешенной с 18 лет, здесь тоже готовят. "Ежегодно у нас обучаются 1200 ребят. Если раньше в группе были одна-две девочки, то сейчас мальчиков и девочек поровну", - говорит ИП директор клуба Людмила Жильцова.

Юные москвичи имеют возможность изучать и более экзотическое для столицы дело, чем автомобильное, - морское.

Клуб юных моряков и речников имени Петра Великого в САО на Ленинградском шоссе набирает ребят с восьми лет. Самые младшие юнги в течение двух лет знакомятся с устройством шлюпки, учатся вязать морские узлы, осуществлять связь с помощью флажного семафора и азбуки Морзе. Ребята постарше (7-10 классы) занимаются по избранной специальности - судоводитель, электрик, судомоделист, радист. Самое романтичное происходит летом: во время навигации юные моряки практикуются на собственной флотилии клуба в Химкинском водохранилище, где есть и парусные суда. По окончании трехгодичного обучения выдается справка о прохождении курса морской подготовки, которая дает льготы при поступлении в профильные учебные заведения. При клубе работает подготовительная группа для поступления в Московскую академию водного транспорта, куда многие и идут учиться.

Если же ребенок больше тяготеет к тому, что не только движется, но и дышит, - ему дорога в юные натуралисты.

К содержанию

Натуральное хозяйство

Городская станция юных натуралистов в Москве всего одна (ЮЗАО, Одесская улица), однако в разных районах города работают 250 связанных с ней кружков. У станции есть свой конный клуб под названием "Мой друг лошадь" и мини-зоопарк, но основа занятий - это все-таки теоретическое изучение различных разделов биологии.

Действительно, полезное знакомство с одноногим варанчиком из мини-зоопарка - это для малышей, а старшеклассники, уверяют на станции юннатов, уже изучают генетику и палеозоологию на уровне институтской программы.

Юные эколого-ботаники каждое лето отправляются в экспедиции и собирают разные растения, параллельно отслеживая экологическую ситуацию в регионе. Ездят в Ивановскую область, Краснодарский край, в Крым и даже на Дальний Восток. Родители оплачивают билеты и дают деньги на карманные расходы, а вот питание и размещение - в основном за счет бюджета.

"Интерес детей к биологии увеличивается с каждым годом", - утверждает Светлана Болсуновская, заместитель директора городской станции юных натуралистов по воспитательной работе.

По окончании обучения на станции юннаты получают свидетельство о том, что они прослушали курс лекций по биологии. Юридически это ничего не значит при поступлении, скажем, на биофак МГУ, но вчерашние юннаты имеют больше шансов блеснуть на вступительных экзаменах, чем их далекие от природы ровесники.

Кроме станции юных натуралистов, получить знания по биологии и экологии можно и во Дворце детского творчества на Воробьевых горах. В здешнем Центре экологического образования школьникам предлагают пройти такие курсы как "Друзья леса", "Природа под микроскопом", "Увлекательная энтомология".

Юным любителям испытывать не только природу, но и себя в ней, подойдут кружки туристско-краеведческого направления.

К содержанию

Странствующие краеведы

Ходить в походы, правильно укладывать рюкзак, ориентироваться по карте, выживать в экстремальных условиях, а заодно и бренчать на гитаре - всему этому вашего ребенка научат в туристическом кружке.

Центров и станций юных туристов в Москве пять. Городская станция юных туристов находится в Западном округе на Багратионовском проезде, в Юго-Западном округе работает центр детского и юношеского туризма и экскурсий "Черемушки". В Северо-Восточном округе юные туристы занимаются в центре творчества и туризма "Медведково", а в Восточном - в экспериментальном центре детского и юношеского туризма и экскурсий "Родина". Наконец, в Южном округе предлагает услуги Центр детского и юношеского туризма и экскурсий. Занятия, как правило, проходят по двум направлениям - экскурсионно-краеведческому и спортивному.

Это разные вещи. В краеведческом кружке педагог, к примеру, сначала читает курс лекций по Великой отечественной войне, а затем везет ребят по местам боевой славы. "Тематика поездок может быть разная. Недавно наши ребята ездили по следам жен декабристов в Иркутскую область и по местам, связанным с войной 1812 года", - поясняет ИП специфику занятий юных краеведов Ольга Подгузова, директор Центра детского и юношеского туризма и экскурсий в ЮАО.

Спортивный туризм нацелен на установление личных достижений. Раз в неделю в Центре для школьников проводится теоретическое занятие, и два раза в месяц они ходят в походы. Здесь придется ходить по веревке, преодолевать полосы препятствий и показывать чудеса спортивного ориентирования. Походная жизнь у юных странников - круглый год. Походы ведь не только пешие, но еще водные, горные и лыжные.

Предусмотрены и однодневные вылазки в сочетании, например, с обучением фотомастерству - для тех, кто настоящего экстрима страшится.

В общем, внеклассные занятия для ребенка в столице можно найти на любой вкус. Главное - помнить предупреждение детских психологов, помогающих родителям определиться с выбором кружка во Дворце на Воробьевых горах: бесполезно заставлять ребенка заниматься делом, которое ему не по нраву. Все равно заниматься не будет, только врать. Родителям - что пошел на занятия, а педагогу - что мама не пустила.

При царе
В России первые внешкольные учреждения появились век назад
Педагоги Станислав Шацкий и Александр Зеленко организовали в 1905 году в подмосковном Щелкове сельскую колонию из 14 мальчишек, взятых из приюта. Особое внимание уделялось трудовому и художественному воспитанию, а управляющими в колонии были сами дети.
Положительный опыт щелковской "колониальной" работы подтолкнул Шацкого и Зеленко к созданию осенью 1905 года в Марьиной роще детского клуба "Сетлемент" ("поселение") на средства, собранные среди владельцев крупных предприятий. Уже через год клуб посещали около 120 детей, а летом в Щелковскую колонию выехали 80 ребят.
В основе воспитательной системы "Сетлемента" лежала идея "детского царства", где каждый воспитанник получал возможность всестороннего развития. Дети занимались в различных кружках: столярном, сапожном, пения, астрономическом, театральном, биологическом и др. В каждом из них детьми были разработаны правила, которым строго следовали и взрослые наставники. Решения, принятые на собраниях кружков, как и на общем собрании, считались обязательными.
В мае 1908 года клуб "Сетлемент" был закрыт за "попытку проведения идей социализма среди детей". Но в феврале 1909 года Станислав Шацкий добился открытия общества под названием "Детский труд и отдых".
Расходы на материалы
Занятия в муниципальных учреждениях дополнительного образования, к которым относятся все дома детского творчества, бесплатные только в части работы педагога: она оплачивается из горбюджета
"У родителей могут попросить деньги на оплату охраны. Но постепенно мы отказываемся и от этого. В 12 учреждениях ЧОПовцам уже платит город", - рассказывает Анатолий Хорец, начальник управления воспитания и дополнительного образования департамента образования Москвы.
Формально руководители кружка не могут требовать у родителей деньги и за материалы, с которыми работает ребенок в кружке, будь то простая древесина или дорогой пульт для дистанционно управляемой модели. На деле же модель без пульта так и будет стоять, а ваш ребенок, танцующий без соответствующего костюма, будет выглядеть нелепо. Поэтому финансовую помощь кружку оказывать придется.
Чиновники предлагают не давать денег непосредственно педагогам, чтобы исключить их нецелевое расходование. "Можно любую сумму перечислить на расчетный счет учреждения через Сбербанк", - советует Анатолий Хорец.
Искусство и ответственность
Педагог центра дополнительного образования несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников
В соответствии с должностной инструкцией, руководитель кружка отвечает за своих воспитанников как в центре творчества, так и на дополнительных занятиях за его пределами.
В походах и экспедициях руководитель группы назначается приказом директора учреждения дополнительного образования. В приказе также должен быть отмечен маршрут группы, количество в ней детей. Если группа больше 20 человек, то назначаются заместители руководителя, также несущие за детей полную ответственность.
Если ребенок пострадал из-за невнимания педагога, несоблюдения техники безопасности или по другим причинам, родители могут обратиться в суд и на основании ст. 1087 ГК РФ предъявить иск к администрации учреждения с требованием возмещения расходов, вызванных травмой или заболеванием ребенка - на лечение, дополнительное питание и т. д.
В суде вам придется доказать, что ваш ребенок сам напрямую не виноват в том, что покалечился.
Светлана Казанцева
Статья предоставлена журналом
Имеешь право