Содержание:

По сравнению с детьми прошлых поколений сегодняшние дети гораздо реже самостоятельно добираются до школы и возвращаются из нее. Сегодня нечасто увидишь ребенка, который едет на велосипеде в магазин за конфетами, или группу детей, играющих в парке без надзора родителей. По данным Национального центра безопасных школьных маршрутов, в 1969 г. почти 50% детей добиралось до школы пешком или на велосипеде, сегодня этот показатель равен 13%.

Возить ребенка в школу

В спортзале я случайно встретила знакомую, и мы заговорили о наших сыновьях-ровесниках. Она сказала: "Мой сын хочет самостоятельно ездить на велосипеде в спорткомплекс на тренировку по плаванию (это примерно в четырех кварталах от нашего дома), а я ему не разрешаю". Когда я спросила ее, почему, она ответила, что конкретной причины нет, она просто боится, что "что-нибудь" произойдет. На мой вопрос, что именно может случиться, она не смогла дать определенного ответа. Вот характерный пример: родитель ограничивает своего ребенка из-за того, что не может предсказать или проконтролировать все варианты развития событий.

Современные родители, запрещая детям гулять или кататься на велосипеде по окрестностям, в качестве аргументов в пользу своего решения называют погодные условия, ситуацию на дорогах и криминальную обстановку. Каждый родитель сам решает, насколько опасны для ребенка ближайшие улицы, но важно учитывать и возможности развития, которые упускаются, если он оказывается лишен такого опыта.

С первых лет жизни ребенок учится преимущественно на своем опыте. Дети обучаются, имея дело с последствиями своих действий, как позитивными, так и негативными. По мере взросления перед ребенком должно открываться больше возможностей для обучения на собственном опыте, но нынешние дети лишены этого.

К содержанию

Из школы домой — самостоятельно

Только представьте, сколько шансов попрактиковаться в решении проблем выпадает ребенку, если он возвращается из школы домой без родителей. Допустим, родители хотят научить его ответственности и потому разрешают идти одному, но велят вернуться домой к определенному часу. Они предупреждают: если он опоздает, то они на месяц запретят ему ходить без сопровождения.

По пути домой он видит своих друзей, играющих в салки, и хочет к ним присоединиться. Для него это возможность оценить все обстоятельства и принять решение. Продолжит ли он свой путь, зная, что ему не позволят ходить одному целый месяц, если он не придет домой вовремя? Остановится, чтобы поиграть с другими детьми, а потом так же не спеша направится домой и придет с опозданием? Или же поиграет всего несколько минут, а потом побежит, чтобы успеть домой вовремя?

Ребенку предоставляется шанс принять решение, взвесив все за и против. Также здесь имеется вероятность совершить ошибку, сделав выбор в пользу опоздания, и на месяц лишиться привилегии возвращаться домой самостоятельно. Он узнает, насколько мудрым был его выбор, когда столкнется с последствиями. Итоги случившегося повлияют на его будущие решения.

Дорога из школы домой

К содержанию

7 способов проявить самостоятельность до и после школы

Если вас тревожит перспектива возвращения ребенка из школы домой в одиночестве, разрешите ему после уроков поиграть на площадке 10–15 минут и только потом забирайте его. Вы можете посещать с ребенком места, где гуляют другие родители с детьми. Можно также установить особое место встречи, чтобы дети могли собираться там и проводить время вместе. А еще лучше комбинировать сразу несколько вариантов.

Затруднения, которые возникают при этом, можно использовать в целях обучения планированию, принятию решений и терпению. Чтобы ребенок овладел этими навыками, не обязательно давать ему возможность практиковаться ежедневно. Достаточно одного или двух раз в неделю. Действуйте в соответствии с ритмом и расписанием жизни вашей семьи.

Каждая ситуация уникальна, и родителю предстоит решить, что допустимо и безопасно для его ребенка, а что нет. Если вы не можете позволить ребенку возвращаться из школы одному, нужно найти другую возможность попрактиковаться в принятии решений. Чтобы стать независимым, ваш ребенок может выполнять что-то из перечисленного ниже:

  • Поехать в гости к другу на велосипеде и позвонить вам, когда доберется до пункта назначения.
  • Пойти в кафе, имея при себе деньги, самостоятельно сделать заказ и оплатить его.
  • На экскурсиях или прогулках идти вперед, задавая направление.
  • Самостоятельно готовить для себя.
  • Гулять с собакой.
  • Организовывать свое личное время и встречи с друзьями.
  • Звонить и общаться по телефону, чтобы согласовывать планы, узнавать, что задано на дом, или решать другие вопросы.

К содержанию

Если ребенок очень занят: как расписание мешает самостоятельности

Ежедневно в ходе своей работы мы встречаемся с родителями, которые стремятся оградить своих детей от негативного опыта и создать им все условия для благополучной жизни. Это стремление достойно уважения. Сложность в том, чтобы понимать, когда стоит остановиться, чтобы не выйти за пределы разумного, особенно когда дело касается социальной жизни ребенка.

Многие взрослые понимают, что распорядок дня их детей перегружен, но подчиняются свойственному родителям стремлению охватить все возможности для развития ребенка и ничего не упустить.

Чаще всего мы сталкиваемся с двумя последствиями феномена перегрузки. Первое: дети и подростки регулярно сообщают нам, что очень устали и нуждаются в отдыхе. Они рассказывают, что в их расписании столько всяких дел, что не остается времени "просто расслабиться и побездельничать". Стоит им попытаться отдохнуть, родители спрашивают, не нужно ли им делать домашнее задание, тренироваться или разучивать этюд. Это вызывает у них чувство вины или необходимость защищаться, так что отдохнуть уже не получается.

Второе последствие чрезмерной загруженности в том, что дети и подростки не научаются распределять свое время и распоряжаться им самостоятельно, они ожидают, что родители всегда будут структурировать их расписание. И если выдается день, свободный от занятий, они донимают родителей вопросами, чем им сегодня заняться. Они жалуются на то, что им скучно, но вариантов, как развлечь себя, у них не так много.

Многие родители недооценивают важность и ценность опыта, который получает ребенок, когда ему предоставляют свободное время, которым он может распоряжаться по своему усмотрению. Когда родители контролируют занятость ребенка, у того не оказывается возможности совершить ошибку из-за неудачного распределения времени, а значит, упускается шанс найти выход из такой ситуации и усвоить этот урок.

Научиться спокойно реагировать на неожиданное изменение планов тоже крайне важно. У ребенка может быть представление о том, чем бы он хотел заняться в свободное время, но зачастую в реальности все получается совсем не так, как мы планируем. И чтобы принять это, нужны гибкость, умение решать проблемы и терпение.

Как практикующие психологи, мы никогда не сталкивались с молодыми людьми, которые, вступив во взрослую жизнь, испытывали бы проблемы в связи с тем, что в детстве мало занимались спортом, выучили не так много музыкальных этюдов или освоили мало иностранных языков. Зато мы часто встречаем людей, которые так и не научились переносить неожиданно возникающие испытания, не обрели уверенность в своей способности решать проблемы или навык общения с людьми противоположных с ними взглядов.