Содержание:

Если для вас важно, чтобы ребенок полюбил читать, рано или поздно вы задумаетесь о конкуренции между книгой и цифровыми устройствами. Сколько времени ребенок может проводить перед телевизором? В каком возрасте к нему в руки может попасть планшет или смартфон — и как надолго? Американский журналист и молодой отец попытался найти ответы на эти вопросы.

Дети и гаджеты: бумажный журнал – это неработающий iPad

Едва став папашей, я наткнулся на одно провокационное видео, и чем больше я его смотрел, тем неуютнее себя чувствовал.

Прелестная кроха в сарафанчике возится с iPad. Ее переполняет восторг маленького ребенка, ощутившего, что нечто в этом мире ему подвластно. Она нажимает иконки, так и сяк вертит устройство и неуловимо быстрыми движениями меняет картинки.

Следующий фрагмент: та же девчушка на освещенной солнцем веранде сражается с печатным номером Vogue. Она пытается проделать с обложкой журнала то же самое, что и с iPad, поглаживая ее и надавливая на несуществующие кнопки, но ничего не происходит. Картинка остается неизменной, и текст не переворачивается, сколько ни крути журнал.

Видео завершается коротким заявлением родителей девочки относительно будущего чтения и книг: «Для нашей годовалой дочери журнал — это неработающий iPad. Это уже на всю жизнь. Стив Джобс закодировал часть ее операционной системы».

Родители сняли это видео, чтобы почтить память Стива Джобса — человека, действительно изменившего мир. Стараниями Джобса целое поколение взрослых проводит все больше и больше времени перед экраном. И если переход к новому порядку вещей происходил у них постепенно в течение большей части жизни, то наши дети с самого рождения живут в мире, где всевозможные гаджеты не просто множатся, но господствуют.

К содержанию

В окружении гаджетов с первых дней жизни

Моя маленькая дочь Олив с самых первых минут своей жизни видит, как используются цифровые технологии. Едва она родилась, как я сфотографировал кроху на руках у матери. Через несколько минут я уже звонил своим родителям по мобильному телефону и отправлял им фотографии по электронной почте. Смартфоны, планшетники и цифровые камеры позволяли нам фиксировать каждый следующий шаг в развитии дочери и каждое важное событие в ее жизни.

В первые месяцы Олив часто плакала из-за колик. Часами укачивая ее, я читал дочке электронные книги на Kindle. Когда я возился с ней перед работой, то разгонял утреннюю сонливость, записывая дурашливые семейные видео с моей крохой в главной роли, — как я наряжаю ее в нелепую шапку или прикалываю значок.

Всеми этими устройствами мы пользовались до того, как Олив стала достаточно скоординированной, чтобы дотянуться до моего телефона и схватить его. Едва научившись управлять собственными пальчиками, она словно бы инстинктивно поняла, как работает устройство с сенсорным экраном. И первое, что Олив захотела получить, научившись хватать вещи своими крохотными пальчиками, — смартфон.

С этого самого момента в жизни ребенка все родители начинают священную войну, которой не будет конца вплоть до поступления подросшего чада в колледж. Эта война разгорается вокруг каждого устройства: iPod, iPad, смартфона и даже пульта дистанционного управления от телевизора. Если гаджет занимает важное место в вашей жизни, будьте уверены: дети тоже захотят им пользоваться.

К содержанию

Ребенок до 2 лет: никаких планшетов и смартфонов

Сколько времени ребенок может безопасно уделять различным экранам? Мы знаем, что слишком долго смотреть телевизор вредно для развития, но он представляет собой совершенно другой вид устройства. Пока ни одну рекомендацию на этот счет нельзя подкрепить раз и навсегда установленными фактами. Однако специалисты уже начали собирать информацию, и те из нас, кто хочет составить собственное мнение, могут с ней ознакомиться.

В 2011 г. Американская академия педиатрии (AAP) опубликовала строгие рекомендации, призывая родителей исключить воздействие любых СМИ, от телевизора до смартфона и iPad, на детей до двух лет. Целью этих рекомендаций было продлить период «нецифровой игры» — незаменимый фундамент когнитивного развития, не уступающий по значимости овладению способностями ходить и говорить.

Документ ААР призывал: «Врачам-педиатрам следует разъяснять родителям важность неструктурированной игры без участия цифровых устройств в создании условий для развития мозга ребенка, овладения им способностью решать проблемы, навыками новаторски и рационально мыслить. „Нецифровая игра“ может быть как самостоятельной, так и совместной с родителями или другими воспитателями ребенка. Важность момента, когда родители садятся играть со своими детьми, невозможно переоценить».

Профессор педиатрии из Вашингтонского университета Димитри Кристакис в онлайновом интервью пояснил это таким образом: «Мозг ребенка троекратно увеличивается в размерах в течение первых двух лет жизни, причем к росту его побуждает непосредственное воздействие внешних стимулов». И теперь всякий раз, когда мне лень снова и снова перечитывать одну и ту же книгу или просто хочется поваляться перед телевизором вместо того, чтобы рассказывать Олив сказку на ночь, я вспоминаю, что мозг моей крохи должен развиваться.

Особенно важное, определяющее значение имеет чтение ребенку в упомянутые первые два года жизни. Кристакис подытоживает: «Когда работает телевизор или любое экранное устройство, ребенок втягивается в просмотр, а общение родителей с ним сокращается на 80%. Между тем время, проведенное в разговоре с ребенком, критически важно для развития его речи: слыша слова, слыша голоса родителей, обращающихся к ним, дети учатся понимать язык и формируют навыки коммуникации».

Дети и гаджеты: бумажный журнал – это неработающий iPad

К содержанию

Ребенок старше 2 лет: сколько можно смотреть телевизор и играть на компьютере?

Даже детям старше двух лет эксперты ААР не рекомендуют проводить у экрана больше двух часов в день. Итоги годичных исследований вреда чрезмерного экранного времени для детей эксперты ААР подытожили в пугающем выводе: «Если ребенок проводит много времени перед телевизором, это порождает целый ряд вредных поведенческих привычек и имеет негативные последствия для его здоровья, в числе которых: избыточный вес, нерегулярный сон, недостаточное потребление фруктов и овощей и нерегулярное питание. Чрезмерное увлечение просмотром телепрограмм оказывает разрушительное воздействие на просоциальное поведение, в частности на общение с родителями, братьями и сестрами, выполнение домашних заданий и участие в творческой игре, приводит к снижению успеваемости, конфликтам с законом и ощущению уныния и скуки».

В определенных кругах считается, что знакомство с цифровыми устройствами должно состояться не раньше окончания начальной школы. Alliance for Childhood опубликовала масштабный отчет «Не все то золото, что вблестит» (Fools Gold), призывая «немедленно запретить дальнейшее внедрение компьютеров в обучение дошкольников и младших школьников, за исключением особых случаев обучения детей-инвалидов. Этот тайм-аут необходим для создания подходящей среды, в которой могут быть выработаны дальнейшие рекомендации».

Вопрос о том, сколько времени ребенку можно проводить у экрана, мучает даже создателей детского контента. Разработчик приложений Кристоф Ниман рассказал мне, какие правила действуют у него в семье: «Я не хочу, чтобы в комнате моего сына было что-то подобное и чтобы он мог схватить эту штуку среди ночи и два часа играть. Самое главное условие: каждый может заниматься всем этим только вместе с братьями. Не желаю никаких посиделок в одиночку! Второе условие — ограниченное время, чрезвычайно ограниченное».

К содержанию

Завершайте каждый день книгой, а не электронным устройством

На практике многие родители разрешают детям сколько-то времени смотреть телевизор или ограниченно пользоваться цифровыми устройствами. Но тут есть важный принцип, разделяемый абсолютным большинством специалистов: держите электронные устройства подальше от спальни ребенка. Доктор Шифрин предупреждает родителей: «Медиаустройства в спальне ребенка и даже подростка разрушают его здоровье, как и здоровье семьи, не дают нормально общаться с близкими, позволяют пользоваться информацией, неконтролируемо поступающей в мозг, и даже мешают заснуть».

Мы, родители, можем принять решение, что день нашего ребенка завершается печатной книгой, а не просмотром мультфильма или чтением цифровой книги в спальне. Запретив экранные устройства и электронные книги в спальне, вы поможете ребенку сформировать здоровые привычки засыпания, которые сохранятся и во взрослой жизни. Моделируйте правильное поведение личным примером, взяв под контроль собственную «цифровую зависимость». Больше никаких планшетников за обеденным столом, ладно?