Содержание:

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок вырос трудолюбивым, чтобы он был помощником во всех домашних делах. Многие мамы и папы задаются вопросами: когда начинать приучать ребенка к домашнему труду и какая работа является посильной для малыша в разных возрастных периодах.

К содержанию

Традиции помощи взрослым

Вспоминая русскую историю, можно констатировать: дети во многом помогали взрослым, начиная с самого раннего возраста. Если говорить о традициях крестьянской семьи, то дети были обязаны помогать по хозяйству, носить воду, накрывать на стол, готовить простую еду, подметать избу, ходить в лес по ягоды-грибы, нянчить младших братьев и сестер. Помощь взрослым была включена в общий быт семьи, и у детей даже не возникало сомнений в том, что они, во-первых, могут, а во-вторых, должны справиться с делами. Объем работ по дому был таким, что семье, имеющей детей, без помощи самих детей было не справиться.

Современное общество ставит под вопрос необходимость помощи детей, особенно, если это дети дошкольного возраста. Большое количество предметов бытовой техники значительно упростило и облегчило работу по дому, и стало казаться, что помощь детей стала вовсе не обязательной. Но родители должны понимать, что очень важно познакомить малыша с домашними обязанностями как можно раньше, а также закрепить их исполнение в повседневной жизни ребенка.

Сейчас основной проблемой родителей является неуверенность в том, что дети способны им помочь и должны это делать. Дети, чувствуя эту неуверенность, понимают: они имеют возможность увильнуть от обязанностей, если проявят строптивость, или «не услышат» родительских просьб, или добьются своего капризами или скандалом. Поэтому первое и главное условие, чтобы научить детей помощи по дому, — это ваша уверенность в том, что это действительно нужно.

К содержанию

Каждому возрасту — свое!

Неуверенность родителей часто проистекает из того, что они не знают, в каком возрасте какое задание будет для ребенка посильно. И этот вопрос действительно очень серьезен, ведь если поручить ребенку дело, превышающее его возможности, это может привести к тому, что...

...ребенок всеми силами будет сопротивляться выполнению этого задания, что может быть расценено родителями как лень и вызвать их недовольство и упреки в сторону малыша;

... ребенок выполнит задание так, как сможет. И, скорее всего, это будет не тот результат, который ожидаем родителями. Что также может вызвать обвинения в лени и нежелании «делать дело нормально».

И тот, и иной вариант плох, так как влияет на самооценку ребенка. Особенности самооценки дошкольника таковы, что ее подкрепляет лишь позитивный результат, т.е. несомненный успех при выполнении дела. То задание, которое не получилось выполнить, дошкольник (до 5 лет в особенности) будет стремиться избегать, чтобы снова не «проиграть». Именно поэтому для детей дошкольного возраста важны такие задания, которые будут им по силам, и выполнение их принесет ребенку удовлетворение полученным результатом.

Итак, поговорим о том, какие обязанности можно предложить детям разных возрастов.

К содержанию

До 2 лет

В этом возрасте рано говорить о том, чтобы поручать ребенку обязанности. Однако уже сейчас важно давать малышу небольшие задания, которые он сможет сразу выполнить. Для детей от 1 года до 1,5 лет это могут быть «одноступенчатые задания», например: «принеси мне носовой платок», «дай мне ложку». Для детей от 1,5 лет и старше можно применять «двухступенчатые» задания: «возьми футболку и отнеси ее в ванную», «возьми ложку и положи ее рядом с тарелкой». Именно такие короткие инструкции-задания помогают детям понять, что они уже способны выполнить дело, нужное маме или другому близкому человеку. И дети этого возраста, как правило, с удовольствием такие задания выполняют. Поэтому не спешите все сделать сами. Проверьте, возможно, малыш уже способен вам помочь в выполнении пусть и простых, но необходимых действий.

Кризис трех лет

Отдельно стоит упомянуть «кризис трех лет», который начинается в период 2,5-3 лет и может длиться около полугода. Даже если до этого ваш малыш уже приучился выполнять некоторые поручения и обязанности, вам может показаться, что его характер испортился. Ведь сейчас он может решительно отказываться от помощи вам и даже делать «все наоборот». Но дело в том, что этот период очень важен, ведь кроха познает социальные нормы и границы поведения. И познает он их, переходя границы и «провоцируя» взрослых. Поведение ребенка часто вызывающее: он, зная запреты, «проверяет», действительно ли нельзя то, что «нельзя». Как бы малыш себя ни вел, старайтесь четко демонстрировать ребенку существующие правила и стараться добиться исполнения уже привычных обязанностей, которые должны быть неизменны и не зависят ни от вашего настроения, ни от негативного поведения ребенка.

К содержанию

От 2 до 3,5 лет

В этом возрасте у ребенка могут появиться собственные небольшие, но постоянные обязанности. Малыш вполне способен повесить в отведенное место собственную одежду; аккуратно поставить обувь, придя с улицы; поставить свою тарелку в мойку (если тарелка пластиковая, а мойка находится не слишком высоко). Также в этом возрасте дети очень интересуются хозяйственными повседневными делами, будь то мытье посуды, мытье и подметание полов, участие в приготовлении пищи и мелком ремонте и т.п. Они стремятся помочь в этом взрослым и очень гордятся тем, что им разрешают это сделать. Конечно, о настоящей помощи в таких «серьезных» делах говорить пока не приходится, но, тем не менее, нужно позволить малышу попробовать свои силы и обязательно похвалить за то, что он стремится помочь.

К содержанию

От 3,5 до 5 лет

Познание ребенком норм поведения и ответственности продолжается. В этом возрасте у малыша могут появиться новые зоны обязанностей: он может (и уже должен) убирать свои игрушки перед сном, заправлять свою кровать. Также дети могут выполнять простые действия по уходу за домашними животными (наливать в миску воду или насыпать корм), помогать накрывать на стол перед семейным обедом. В этом возрасте часть ухода, который был на плечах взрослого, должен перейти к ребенку. Теперь ему можно доверить открыть и закрыть воду, чтобы он сам помыл руки, не контролируя этот процесс. Малыш должен нести ответственность за свои игрушки и вещи («сам потерял, сам и ищи»).

Можно не просто убираться, а укладывать игрушки спать, а машинки ставить в гараж.

Большим помощником в освоении полезных обязанностей является детский сад. Там за детьми закрепляются ежедневные обязанности, которые они должны выполнять. Важно то, что воспитатели и няни уверены в том, что дети должны выполнить эти обязанности, и требуют этого от детей. Поэтому в саду малыши зачастую «слушаются» лучше, чем дома, если родители не проявляют такой уверенности и не слишком последовательны. Если ребенок не посещает сад, ему особенно необходимо, чтобы у него были собственные повседневные обязанности. Если родители считают его еще «слишком маленьким» и не позволяют иметь личных зон ответственности, это может привести к тому, что ребенок привыкнет быть ведомым, и необходимая самостоятельность не разовьется.

Важной особенностью данного возрастного периода является то, что ребенок этого возраста оценивает поступки (свои и чужие) только по последствиям, которые они несут. Это можно проиллюстрировать на примере.

Рома, 4,5 года, придумал собственную систему хранения машин, в которой была игровая логика, понятная малышу, но неясная для мамы. Поэтому мама, иногда ругаясь, иногда вздыхая, каждый вечер переделывала работу сына. Сначала Рома пытался объяснить, потом протестовал, а потом смирился... просто перестав убирать за собой игрушки. Очевидно, что после правильного поведения (уборки игрушек) для Ромы наступали негативные последствия (мама ругалась и переделывала). Чувство ответственности за свои вещи угасло, и Рома теперь сразу предпочитает перепоручить уборку маме, которая искренне не понимает, почему сын не желает выполнять ее требования.

К содержанию

От 5 до 7 лет

Ребенок в этом возрасте должен иметь собственные «зоны ответственности связанные с личными вещами и игрушками, сохранением достойного внешнего вида, понимание важности бережного отношения к природе и вещам, принадлежащим другим, начальными представлениями о собственной ответственности за здоровье. Взрослый сейчас должен быть внимательным наставником, к которому ребенок может обратиться, направляющий (но не толкающий!) в нужном направлении. Ребенок должен иметь собственные закрепившиеся зоны обязанностей, которые выполняет только он, и невыполнение которых влияет на него самого, его близких, а также домашних любимцев. Ребенку этого возраста уже понятно значение ответственного поведения, и совестливость детей достаточно высока, чтобы понимать собственные ошибки и недочеты.

К содержанию

Принципы-помощники

Когда вы хотите добиться, чтобы ребенок выполнял домашние обязанности, вы можете воспользоваться несколькими принципами, которые помогут вам в этом непростом деле.

Личный пример. Не случайно именно этот принцип стоит на первом месте. Для дошкольников личный пример близких людей является определяющим, о чем бы ни шла речь. Если вы хотите наделить малыша обязанностью, сначала посмотрите, насколько хорошо вы ее выполняете сами. Ребенок никогда не будет аккуратно вешать одежду на стул, если в вашей одежде беспорядок. «Делай лучше, чем мама!»; «Не бери пример с папы!» — эти фразы не убедят ребенка-дошкольника. Он будет делать так, как вы поступаете сами, не обращая внимания на призывы, если они расходятся с вашим поведением.

Перед тем как требовать — научите! К сожалению, иногда создается впечатление, что родители до сих пор верят в волшебство: им кажется, что ребенок должен научиться всему без их непосредственного участия, а если у него не получается, то это плоды его лени. Стоит помнить: возможно, вам придется несколько раз показать и объяснить, как именно сделать правильно то, что вы требуете, какой результат вы хотите получить и каким образом этого результата можно достичь. Научите и только потом требуйте!

Постоянство требований — это важно! Если вы хотите, чтобы ребенок выполнял домашние обязанности, необходимо, чтобы эти обязанности рассматривались вами как постоянные, потому что только в этом случае они станут таковыми и для ребенка. Родители совершают ошибку, то напоминая ребенку о его обязанностях, то выполняя их сами, а также дискутируя при ребенке о необходимости выполнения им обязанностей. Непостоянство родительской позиции мешает малышу закрепить обязанности как постоянный навык.

Похвала — в меру! Родителям важно знать о теории положительного подкрепления: то, что несет позитив, закрепляется в поведении, а то, что несет негатив, — избегается. Помните, что похвала должна носить конкретный характер, иметь определенный адрес, а не сообщать ребенку то, что он «вообще хороший». «Ты хороший мальчик» — не лучший вариант. «Мне нравится, как хорошо ты сегодня убрал свою комнату» — гораздо более правильная формулировка. Родителям следует использовать возможность похвалить ребенка за хороший поступок, избегая при этом пустых похвал в его адрес.

Поощрения и санкции. Часто родители предпочитают иметь четкую систему поощрений за правильное поведение и санкций за невыполнение обязанностей. Предположим, вы решили, что ребенок должен сам убирать свои игрушки, а не оставлять их разбросанными. Некоторым детям достаточно эмоциональной реакции родителей, для них улыбка — это награда, а сдвинутые брови — наказание. Такие дети тонко чувствуют состояние родителей и опираются на него в своем поведении. Но далеко не все дети способны на это. Поэтому можно применять другие методы поощрения и санкций. Например, выдавать цветные магнитики каждый раз, когда ребенок сам вспомнил о своих обязанностях (их в конце недели можно будет обменять на какую-то привилегию, например, на поход в парк аттракционов). Также можно нарисовать цветок, а ребенок сможет закрашивать лепесток каждый раз, как он выполнил обязанность. А в случае, если он забывает об обязанностях, можно договориться, что он будет подпрыгивать на одной ножке, считая до 10. Игра становится интереснее, если ребенок тоже следит за вашим поведением: когда вы бросили одежду или не положили на место свою вещь, он также может потребовать исполнения «прыжков со счетом». В этом случае санкции воспринимаются как более справедливые, так как правила едины для всех.

Сказки и потешки. Открыв сборник русских потешек, вы обязательно обнаружите те, в которых будет говориться о том, какие обязанности были у детей в русских деревнях. Пусть это чтение станет поводом для вашего рассказа о русской деревне и, конечно, о необходимости помощи детей взрослым. Прочтение детских литературных произведений, совместный просмотр мультфильмов и дальнейшее обсуждение их с ребенком — чрезвычайно эффективный метод в прививании детям понятий о помощи родителям в домашних делах. Замечательные произведения — это цикл про всеми любимого Незнайку Н. Носова, стихи А. Барто. А если вы сочините свою сказку, то это будет для малыша не только интересным, но и полезным занятием, ведь через личное творчество любые нормы усваиваются легче и быстрее!

В игре все легче! Помните, что ведущей деятельностью для ребенка-дошкольника является игра. Поэтому если повседневные обязанности имеют игровой компонент, то это поможет ребенку исполнять их охотнее. Например, возьмем уборку игрушек, которая часто становится «яблоком раздора» и приносит немало неприятностей. Можно организовать соревнование, кто больше соберет игрушек. Можно не просто убираться, а укладывать игрушки спать, а машинки ставить в гараж. Ребенок-дошкольник обладает мифологическим мышлением и готов наделить душой любой неодушевленный предмет, от зубной щетки до кастрюли. Это создает большие просторы для совместной полезной деятельности, с игровым компонентом, так милым сердцу ребенка! Если вы не знаете, как заставить малыша исполнить некую обязанность, подумайте, какую игру можно ему предложить, в ходе которой эти действия будут выполнены как бы «сами собой».

Когда речь идет о дошкольниках, родителям стоит помнить, что в этом возрасте дети очень легко отвлекаются и предпочитают занятия интересные, нежели полезные. Внимание детей непроизвольное и, увидев в поле зрения привлекательный предмет или опираясь на неожиданную фантазию, они могут начать игру, забыв об обязанностях. Конечно, родители должны быть готовы проявить терпение, напоминая детям об их обязанностях, но не выполняя дело за них. Именно наше доброжелательное отношение и уверенность в их силах помогут им сформировать навыки в домашнем труде.

К содержанию

Посильная помощь

До 2 лет: возможны одноразовые небольшие задания.

  • «принеси мне...» (четкое название того, что нужно, и места, где оно находится);
  • «положи на место» (показать это место и даже подвести ребенка к нему, похвалить);

2-3,5 года: те же небольшие задания, но с учетом того, что ребенок достаточно уверенно знает, где у какой вещи место. Нужно помнить, что в этом возрасте выполнение дел воспринимается как игра, которая заканчивается, как только становится неинтересно. Ребенку нужно напоминать, что он может выполнить задания:

  • «дай мне, положи на место, принеси мне...»;
  • самостоятельно одеться и раздеться. Ребенок способен сложить одежду или повесить ее на стульчик;
  • помочь при уборке (вместе со взрослым и под его контролем).

3,5-5 лет: те же обязанности, но на более высоком уровне, с требованием взрослого довести дело до конца. Возможно, ребенку потребуется ваша помощь и доброжелательное стимулирование, чтобы закончить дело. Новые обязанности:

  • убрать игрушки по местам после игры или в конце дня;
  • самостоятельно выбрать одежду «на завтра»;
  • сортировать сухую одежду после стирки (отделение собственной одежды);
  • ухаживать за домашними любимцами (налить воды, насыпать корма — под контролем взрослого);
  • помочь в сервировке стола (небьющиеся предметы);
  • убрать посуду со стола в раковину;
  • помочь в мытье посуды (небьющиеся и неострые предметы);
  • выполнить задание: «Напомни мне купить в магазине...»;
  • донести из магазина собственный нетяжелый пакет.

6-7 лет: кроме прежних обязанностей, он может:

  • помогать в приготовлении еды (например, работа с тестом, мытье овощей и фруктов, приготовление бутербродов из нарезанных ингредиентов);
  • поливать цветы и рыхлить в них землю;
  • помогать на даче на прополке сорняков, срывать созревшие плоды и выполнять другие несложные работы;
  • следить за своим внешним видом, его аккуратностью;
  • помогать в уходе за младшими братьями и сестрами в объеме, который готовы доверить родители;
  • самостоятельно выполнять учебные домашние задания с последующим контролем взрослых.

Юлия Василькина, психолог