Не нужен нам берег турецкий, нам Крымская свежесть нужна (часть 2: Алупка)

Часть 1 можно прочитать здесь.

Черное море. 18 июня - 13 июля 2002 года.

Как ни уговаривали нас радушные хозяева и новые знакомые оставаться в Новом Свете, мы решили не отступать от намеченного плана и провести оставшиеся 11 дней в Алупке на Южном берегу Крыма. Причем меня разбирало любопытство, каким покажется мне Южный берег после Восточного Крыма, поистине незабываемого места.

Итак, сели мы "на частника" на старой автостанции Судака и поехали в Алупку. Дяденька оказался очень разговорчивым и всю дорогу уговаривал нас передумать и променять Алупку на Коктебель. "Да ладно, не последний раз, будет и Коктебель" - "Девочки, давайте поедем через Симферополь, дорога намного легче, ровнее" - "Нет, хочу по побережью" - "А, ну это только если нервы крепкие и в машине не укачивает". Меня, правда, немного укачало, но не из-за дороги, а потому, что машина у дяденьки была древняя трешка, настолько древняя, что не было нагревающихся струн на заднем стекле. Короче, передачу переключает, а рычаг переключения выпадает, машина едет, он на ходу рычаг вправляет, я сижу с малышом на руках ни жива, ни мертва, думаю: "Боже мой, куда я села?". Еще очень сильно бензином воняло, на крутых виражах горного серпантина голова закружилась.

Но я нисколько не пожалела, что поехали по этой дороге (думаю, те, кто там был меня поймет), потому что такой красоты виды я не видела, есть участки, где видно, как горная дорога извивается, и ты вот сейчас туда поедешь или только что там ехал. Ощущение такое, что ты - к горам, а горы - от тебя. И так до самой Алушты. Потом все более или менее ровно. На каждом шагу на трассе стоят таблички типа: "сдаю жилье на любой вкус и кошелек".

Приехали в Алупку к вечеру (дорога порядка 2,5 - 3 часов), немного поплутали в поисках нужного дома и я уже почувствовала что-то до боли знакомое, вот что значит там не впервые. Дом, в котором мы жили, находится на Ялтинской улице, холодная вода постоянно, горячий душ тоже. Во дворе дома - собака и целая куча кошек и котят, забава для моей дочери, которая вела себя просто как какая-то кошкомучительница, без устали таская бедных кошек за хвост со словами: "я хотела их просто помотать", типа поднять за хвост на воздух и раскачивать, а бедная кошка в воздухе лапами перебирает, пытаясь убежать.

Что характерно, ни разу малыша не поцарапали, а на мою никакие уговоры не действуют, вот пройдет время, посмотрит видеозаписи и в ужас придет от своих игр. Но все закончилось прекрасно, никто не пострадал и ни с кем не поссорился, животные воспринимали мою дочь, как свою, запросто могли вырвать у нее булку из рук и съесть (вот к чему приводит панибратство), хоть они и братья наши меньшие, а понимают, что человеческий детеныш - существо особое и обижаться на него нельзя, с ним дружить надо.

Пляж

На следующее утро мы пошли исследовать берег на предмет пляжа, причем немного поздновато, в общем, спустились где-то пол-одиннадцатого на городской пляж. Картина, представшая нашим взорам, привела нас в ужас. Помните фильм "Полосатый рейс", как группа в полосатых купальниках подплывает к берегу в районе пляжа советских времен, где не то, что лечь, яблоку негде упасть, так вот городской пляж в Алупке - нечто похожее, причем это в начале июля, что же там тогда в августе, хотела бы я знать. В воду не войти, постоянно на кого-то натыкаешься. При этом еще за вход берут 2 гривны с человека, к вечеру там просто свинарник, люди ведь где сидят, там и мусорят, от полного отсутствия культуры, надо думать. Нам совсем не понравилось.

На следующий день мы пошли искать другое место, и попали на пляж военного санатория, там можно купить пропуск за 5 гр. в сутки, но с нас почему-то взяли с троих 5 гривен, так что получились почти те же деньги, что и на городском, а отдыхать намного приятнее. Там полно лежаков, за которые не надо платить отдельно, навесы, мороженое, кафе. Кстати, в этом кафе мы почти все время и обедали, там готовят совсем по-домашнему, малыш прекрасно ел, потом мы укладывали ребенка спать под навесом, и она отдыхала на свежем воздухе. Подниматься домой нам было бы затруднительно, высоко и утомительно, пока поднимешься, половина времени сна и пройдет. Могу сказать, что на мой характер, организованно отдыхать удобнее, чем "дикарем", хоть и намного дороже, особенно с маленьким ребенком, которому важен режим (может быть, не столько важен, сколько привычен, а нарушения оного, либо изменения несут увеличение плаксивости и капризов).

Экскурсии

К тому времени, как мы приехали в Алупку (2 июля) в Крыму установилась страшная жара. Там, конечно, климат суше, чем на Кавказе, но влажность на Южном берегу намного сильнее, чем на Восточном. По ночам малыша заедали москиты, днем находиться можно было только на берегу моря, где дул ветерок, чуть отошел в сторону, поднялся, сразу весь мокрый, никакой парк не спасает.

Вообще, южный берег Крыма - это почти что один сплошной парк с пальмами, юкками, средиземноморскими кипарисами, ливанскими кедрами и еще разными редчайшими видами, типа "араукария". По парку в Алупке существует специальная экскурсия. Сохранились остатки древнего хаоса, чтобы ныне живущие могли оценить размах творений предыдущих поколений времен графа Воронцова, специально привозивших землю с гор Ай-Петри, чтобы там смогли вырасти эти прекрасные деревья.

Воронцовский дворец понравился, несмотря на плохую организацию экскурсий, галопом по 4-м залам, а выведя всех в сад, экскурсовод просто испарилась, хотя обещала рассказать о восточном фасаде дворца. Но все прекрасные уголки парка остались на пленке, и теперь мы с большим удовольствием регулярно освежаем наши воспоминания. Неужели это и, правда, было? Даже не верится.

Экскурсионно-ознакомительные прогулки мы предпочитали делать после детского дневного сна, когда спадает жара. И у нас это отлично получалось, пока мы не поехали в Ливадийский дворец. Оказалось, что он работает до 17 часов (это в пик сезона), на территории парка не работает ни один фонтан, беседки - это голые железные прутья, никаких вьющихся растений, как это предполагается и было ранее, судя по всем известным кадрам фильма "Собака на сене", нет ни одного туалета, и вообще парк производит впечатление запущенности. Похоже, что властям на все это наплевать, потому что ходят упорные слухи, что Ливадийский дворец совсем закроют для посещений и сделают там, в общем, понятно, что сделают. Жаль, что у нас так все, и власть имущие абсолютно недостойны уважения.

Уехали из Ливадии мы тоже как-то не сразу. С маршрутками - беда, сели на тачку, просили 10 гривен до Ялты, что-то я подумала, да ладно по московским меркам 60 рублей - ерунда, чем ждать неизвестно сколько. Приехали в Ялту: вот это да! Народищу-то, больше, чем на Тверской, или как в ЦУМе в предновогоднюю неделю, чего там только нет. Всякие аттракционы, развлекуха, художники, негры, кафе, музыка. Пошли на причал: выяснилось, что последний теплоход в Алупку отправляется в семь вечера (опять же, как "удобно"), потолкались-потолкались и пошли на маршрутку. Кому как, а не по мне это, я люблю отдыхать в тихих местах, а там и набережная, и пляж, и корабли - все в одном месте, тусовка, шум.

Морская пргулка

На следующий день мы решили предпринять морскую прогулку. Теплоходы из Алупки ходят до Гурзуфа с остановками в населенных пунктах, но, к сожалению, не ходят, на запад, в Форос, Севастополь.

Вот в Гурзуф мы и поплыли. По-моему, часа два с лишним это мероприятие в одну сторону занимает, но открывает с моря виды незабываемой красоты, всем рекомендую. Можно увидеть все дворцы, санатории, горные вершины, мысы с "лицевой" стороны. Великолепие берега портится ужасными видами недостроенных санаториев, про которые экскурсовод говорит одно и то же, что закладывались они во времена перестройки, а после развала Союза денег на продолжение строительства нет, так грустно смотреть на эти страшные черные коробки, что лучше уж ни о чем не думать, жить, как живется, не надеясь на то, что в этой стране когда-нибудь что-нибудь изменится к лучшему. Что-то я о грустном, а ведь давала себе слово, не обращать внимания на нищету, просто отдыхать и наслаждаться.

Мне очень понравился Гурзуф. Теплоход подходит к причалу, открывается живописнейший вид на гурзуфскую бухту, гору Аю-Даг, скалы-близнецы. Да уж, невозможно не признать, что для Всесоюзного пионерского лагеря "Артек" лучшее место найти было бы трудно. А легенда об огромном медведе, пьющем воду из Черного моря, кажется абсолютной правдой.

На следующий день мы совершили вылазку в аквапарк (Симеиз, Голубой залив).

Аквапарк

Начитавшись рассказов, что это самый большой аквапарк в СНГ, насмотревшись картинок, мы не могли отказать себе в удовольствии увидеть и попробовать. На поверку оказалось, что удовольствие это весьма недешевое, а главное, сильно многолюдное, причем настолько, что на самую длинную горку в очереди можно стоять больше часа (я себя не заставила, конечно, так долго стоять, а сведения почерпнула из Интернета).

Самое большое, что я позволила себе отстоять, было 10 минут, и то мне уже через 5 минут захотелось уйти. Я ненавижу очереди. Аквапарк состоит из 7 взрослых горок и 3-х детских с бассейном. Детское отделение мне понравилось очень, но малыш боялся в одиночку съезжать, плескалась все время в бассейне до посинения, так же как и в море, поэтому для Рыбки моей этот поход был абсолютно бесполезен.

Из больших горок интересен "матрас" (голубая из 5 дорожек), еще мне очень понравилась желтая горка, достаточно длинная и в то же время не надоедает, а главное - поток воды идет как раз с нужным напором и в хорошем темпе, чтобы не чувствовать стыки между фрагментами горки.

Горки-камикадзе, в общем, на любителя, мне понравилось. Потом уже прочитала, что ни одного дня там не обходится без травматического случая. Весьма вероятно, что это правда. Во всяком случае, могу точно сказать, что купальники формы стринг (или танга) к употреблению в аквапарке сильно не рекомендуются, особливо на "камикадзе". В целом, впечатления ничего себе, но больше туда не поеду.

Безусловно, в своих каждодневных "скитаниях" мы не обошли дегустационный зал в Алупке, как же обойтись без Крымского вина, спросите вы. Без вина невозможно, это правда. На дегустации дают 10 бокалов по 20 граммов разных вин. А потом, выйдя из зала слегка покачиваясь и видя мир ну совсем в розовом цвете, хочется все эти вина купить, постепенно проясняющееся сознание останавливает тебя невозможностью физически все это донести, учитывая, что в Новом Свете мы уже запаслись знаменитым Шампанским.

Мисхор

В один из дней мы ходили прогуляться в Мисхор пешком. Городской пляж в Мисхоре, знаменитый скульптурой "Русалка" (так же как и в Алупке), оставляет желать лучшего. Зато он бесплатный, по крайней мере, с нас денег никто не спросил. Народу - толпа, мусор валяется, наверняка, санаторные пляжи там лучше, со стороны так точно. В Мисхоре тоже замечательный парк, есть очень красивый поющий фонтан. На территории санатория "Мисхор" есть группа фонтанов из разноцветной мозаики, с 5 до 9 вечера из них льют скудные струйки воды, а в остальное время по ним бегают дети. Никакой подсветки. Вообще-то, это как раз то, ради чего мы туда пошли и были весьма разочарованы.

За всеми этими великолепными морскими и дворцово-парковыми прогулками дни летели незаметно, и отпуск стал подходить к концу. Про сравнение наших двух мест отдыха могу сказать, что Южный берег, безусловно, красив, но Восточный Крым - это место волшебное и, если хотите, магическое. Только закрою глаза, и меня сразу туда тянет, как будто примагничивает.

Конечно, уезжать было немного грустно, как грустно расставаться с тем, что стало родным, и было так чудесно, но мы чувствовали себя по-настоящему отдохнувшими, словно вернулись домой с другой планеты - райской планеты Крым.

Вырваться на месяц из душно-токсичного города совсем в другой мир, дышать полной грудью, жить в гармонии с природой и, как следствие, с самой собой, пытаться наслаждаться каждым мгновением и, наконец, понять, что вот оно счастье, совсем рядом, где бы ты ни был, в знойном Египте или Турции, адриатической Хорватии или солнечной Греции, экзотической Кубе или волшебном Крыму.