КНИЖКА С КАРТИНКОЙ И СЛОВОМ (розовая серия)

Возраст 4 года
Цель упражнения Ребенок сопоставляет картинку и слово. Интуитивное чтение с попыткой осмысления прочитанного в книге.
Материал Книжка, в которой на одной странице нарисован предмет, а на другой словом написано его название. Книжечка может быть не одна, но все они розового цвета. Слова в них простые, как и во всей серии, и лучше, если собраны в группы: “фрукты”, “овощи”, “цветы” и т. д.
Описание работы Ребенок берет книжку, прочитывает слово на каждой странице и сопоставляет его с картинкой. Он впервые осознает, что читает настоящую книжку, и ему дается это легко.
Комментарий Безусловно, первая книжка малыша очень примитивна. Картинка - слово. Он уже не раз “читал” так, работая с другим материалом. Но здесь случай особый - здесь он держит в руках настоящую книжку, листает настоящие страницы и делает это с завидной легкостью. Чтение как бы само входит в жизнь ребенка, без насилия и увещеваний со стороны взрослого.
Где применялось упражнение В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве и в других городах России, в Монтессори - группах других стран.
Дата 1993-1994 и ранее.

Упражнение описано по материалам интернационального курса Монтессори -педагогики в Немецкой академии развития и реабилитации (Мюнхен).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ЗАДАНИЕ (розовая серия)

Возраст 4 года
Цель упражнения Связное чтение. Осмысление прочитанного. Проживание прочитанного.
Материал Заранее заготовленные полоски, на которых написаны задания для детей. Слова в заданиях очень простые, характерные для розовой серии.
Описание работы Ребенок берет полоски, читает задания и выполняет их одно за другим. Упражнение можно использовать в работе с группой детей. Каждый получает свое задание и выполняет его.
Комментарий В этом упражнении ребенок впервые читает сразу несколько стоящих слов - предложение. Он должен объединить их в своем сознании, и понимание прочитанного будет служить сигналом к выполнению действия, к проживанию прочитанного. Это классический материал Монтессори. Упражнения с ним описаны во многих ее книгах, а также в работах ее последователей.
Где применялось упражнение В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве и в других городах России, в Монтессори - группах разных стран.
Дата 1993-1994

Упражнение описано по материалам Международного курса Монтессори -педагогики в Немецкой академии развития и реабилитации (Мюнхен).

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ ТРУДНЫХ СЛОВ (голубая серия)

Возраст 4 года
Цель упражнения Первое прочтение с трудностями. Сопоставление слова и предмета.
Материал Коробочка с мелкими игрушками. На дне коробочки голубой конверт с табличками, на которых написаны слова, обозначающие эти игрушки. Слова и предметы подобраны так, что в них содержится одна какая-нибудь трудность. Другие же составляют прочий идентичный материал. Приводим типы комплектов голубой серии для трудностей русского языка:

о - а
б - п
в - ф
ч - ш
к – х
с - з
и – е
---------------------------------------
з – с
г - х
г - к
д - т
г - в
и - ы
ый - ой
-----------------------------------------------
я - е
т - ш
тся - ться - ца
а - о
ий - ой
ий - ей

На все эти трудности при правильном чтении строятся отдельные наборы голубых карт, табличек, книжечек. Здесь мы рассматриваем первый из материалов голубой серии для трудностей при чтении слов с “о-а”.
Описание работы Ребенок расставляет перед собой предметы из коробочки: олень, крокодил, сова, поросенок, корова, ворона, охотник. Затем он открывает голубой конверт и достает оттуда таблички со словами. Малыш читает эти слова и раскладывает таблички к предметам.
Комментарий Происходит процесс интуитивного чтения слов. Несмотря на разницу в написании и произношении слова, ребенок интуитивно идентифицирует предмет и слово и сопоставляет их чаще всего точно.
Где применялось упражнение В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве и других городах России.
Дата 1993-1994

Упражнение описано по материалам Международного курса Монтессори -педагогики Немецкой академии развития и реабилитации (Мюнхен) 1992- 1993 гг.

Следующие упражнения
Предыдущие упражнения
Предыдущая глава
Следующая глава
Оглавление