Застенчивость

Полезность: 4,4 из 5 Интересность: 4,1 из 5 (34 оценки)

Принято считать, что застенчивость - это боязнь других людей. На самом деле под этим понятием кроется желание спрятаться на некоторое время от чужих глаз: совсем ненадолго, всего лишь для того, чтобы издалека посмотреть на этого нового, пока неизвестного человека и разработать практику общения с ним.

В определенный момент жизни ребенок начинает понимать, что кроме близких, которые любят его "просто так", существуют и другие люди, вовсе не обязанные его любить и защищать. Для них он просто один из многих. Чужаки разглядывают его, изучают, как-то оценивают. Сделанное открытие настолько меняет представление ребенка о мире и о себе, что ему необходимо некоторое время для того, чтобы понять, как к этому относиться. И вообще, как жить в мире, где о тебе складывается впечатление независимо от твоего желания. Именно в этот момент малыш вдруг становится застенчивым, ему хочется на время скрыться от чужих глаз и из "укрытия" присмотреться к окружающим, приспособиться к новым переживаниям.

Как это начинается?

Впервые ребенок узнает, что в мире есть незнакомые люди, примерно в 8-9 месяцев, когда начинает отличать родные лица от чужих. До того окружающий мир представляется ему калейдоскопом лиц, голосов и запахов, среди которых есть более-менее узнаваемые, но пока не запоминающиеся. К 8 месяцам в мозгу ребенка формируются постоянные связи, и он начинает запоминать и связывать между собой все вышеперечисленное, а также формировать образы знакомых людей. Так в его жизни появляются ЛЮДИ, а не сумма отдельных характеристик.

Любой незнакомец - чужой для ребенка человек. Малыш его не знает, не привык к нему, не чувствует в нем необходимости. Чуждый предмет вряд ли вызовет страх. Реакция на него скорее будет больше похожа на вполне естественную настороженность по отношению к объекту, который вторгается в привычный мир. Новый человек требует пристального изучения. Если взрослый дает ребенку время рассмотреть его, приближается медленно и осторожно, то настороженность превращается в интерес - ведь все новое вызывает исследовательское любопытство.


Такое отношение к незнакомым продолжается довольно долго, начинается в возрасте года, а заканчивается, когда малышу исполняется года полтора. За этим следует совершенно новый этап в жизни маленького человечка, связанный с тем, что он осознает свою отдельность. Это происходит примерно в два-три года одновременно с открытием собственной активности.

До этого возраста малыш не очень понимал, что произошло само по себе, а что случилось при его участии. Тот факт, что банка упала и разбилась, не оставляет его равнодушным, но он никак не связывает ее падение с движениями, которые совершил непосредственно перед происшедшим. Но приходит время, и малыш осознает авторство своих действий и вместе с тем понимает, что он - самостоятельное, отдельное от окружающей среды существо, которое способно чего-то хотеть, что-то решать и менять в этом мире.

Что означает это открытие? Очень многое. До него малыш внимательно, почти неотрывно изучал незнакомых людей, не понимая (ему, впрочем, это было без различно), что в тот же самый момент другой человек так же разглядывает его самого. Вместе с осознанием своей отдельности приходит понимание того, что вокруг существует целый мир таких же "отдельных" людей. Пока неизвестно, что это открытие может дать, ясно одно - перед малышом открылась дверь в совершенно новый мир.

Вот она!

Именно в этот переломный момент ребенок становится застенчивым. Приглядевшись, вы увидите, что эта реакция совсем не похожа на испуг. Малютка отводит глаза, опускает голову, прячет лицо, не хочет разговаривать - стесняется. Это состояние естественно и говорит о том, что малыш начал ощущать разницу между собой и другим человеком. Ребенок немного озадачен, растерян и смущен, чувствуя себя новичком, которого разглядывают и оценивают, и не очень понимает, как себя вести. Но вот выход найден: он прячется за стену, дверь, мамину спину и оттуда изучает обстановку.

Постепенно малыш становится субъектом отношений. Что это значит? Ребенок перестает быть зависимым существом, теперь он - активный партнер, который способен сам строить отношения с людьми. Растерянность и озадаченность, связанные с осознанием факта существования других людей, проходят. Для малыша это больше не является новостью. Чувства, пришедшие на смену смущению, помогают ему ориентироваться и формировать свое отношение к любому, кто появляется в его жизни, и взрослому, и маленькому. Ребенок начинает понимать, чего и от кого он хочет, чего хотят от него и что могут дать друг другу люди.

В это время становится видно, насколько малыши отличаются друг от друга. Одних процесс общения увлекает, они быстро находят общий язык с самыми разными людьми, легко знакомятся и охотно рассказывают о себе. Они уверены в себе, в своей нужности, им нравится быть среди людей, они интуитивно находят способы влияния на сверстников. Но и у таких активных и общительных ребят застенчивость может появляться в ситуациях, связанных с вниманием к ним других людей. Например, во время выступления перед публикой или при знакомстве с детьми в детском саду. Однако это стеснение быстро сменяется уверенностью.

Но есть и другие малыши, для которых шумное общество не всегда лучшая компания. Они не стремятся к новым знакомствам, тщательно приглядываются и изучают каждого нового человека. Такие дети - не авантюристы, поэтому встреча с неизвестным вызывает у них разумную осторожность. В отношениях с людьми для них важнее надежность, понимание и постоянство, чем новизна и обилие контактов. Малыши гораздо чаще будут казаться застенчивыми и смущенными, хотя на самом деле это может быть лишь вежливым нежеланием общаться.

Если застенчивость мешает

Вы замечаете, что при встрече с незнакомыми ребенок чувствует себя скованно, все время пытается угадать, чего от него ждут, и ведет себя в строгом соответствии с этими ожиданиями. Малыш ограничивает себя во всем, не отваживается что-либо делать, не отходит от знакомого человека, потому что не чувствует себя в безопасности. Тревога и страх могут быть так сильны, что буквально парализуют малыша, и он мечтает лишь об одном: провалиться сквозь землю. Похоже, контакты с людьми стали для него синонимом опасности, и он тщательно старается их избегать. И здесь уместно говорить уже не столько о застенчивости, сколько о неуверенности при общении.

Откуда берется эта неуверенность? Возможно, в жизни малыша произошло событие, помешавшее развитию его социальной компетенции. Причиной может стать разрыв привычных связей, вызванный переездом, разводом родителей, рождением братика или сестрички. А может быть, привычная ситуация в жизни семьи вызвала у малыша ощущение, что окружающий мир враждебен и неинтересен. Может быть, вы сами воспринимаете встречи с другими, новыми людьми как визит к стоматологу (деваться некуда, но лучше бы избежать). На такое отношение ребенка к окружающему миру могут повлиять также ваши запреты на проявление или переживание чувств, особенно отрицательных: злости, огорчения, жадности, зависти. Сильная ориентация на других людей, преувеличенная забота о том, как малыш будет выглядеть в их глазах и что о нем подумают, тоже может оказать медвежью услугу: вы научите малыша быть приятным для окружающих и не обращать внимание на собственные чувства.

Как помочь ребенку обрести уверенность при общении с другими людьми? Нужно больше внимания уделять его чувствам и желаниям. Если маленький чело век убедится, что близкие считаются с его переживаниями, то, и контактируя с посторонними, он будет уверен, что значит что-то как личность.

Кроме того, детям полезно знать, что их родители и близкие не инструменты для выполнения их потребностей, а такие же люди со своими желаниями и чувствами.

Можно попытаться "обезоружить" пугающие ситуации. Постарайтесь выведать, что вызывает особенный страх. Неизвестность? Пофантазируйте вместе с малышом о том, что будет происходить, предложите свои варианты и поощряйте идеи малыша. Совершенно реальные предположения перемешайте с комичными, нелепыми, сказочными. Ориентируясь на малыша, допустите несколько страшных сюжетов: пережив страх "понарошку", он легче сможет побороть настоящий испуг.

Если ребенка пугает, что его могут невыгодно оценить или отвергнуть, попробуйте поиграть с ним в такую игру: сам малыш будет тем, кто отвергает, оценивает, насмешничает, а вы - тем, кто с этим справляется. Кстати, если вы сами подвержены подобным страхам, то игра поможет и вам взглянуть на неприятные детские переживания глазами взрослого человека.

Мария Андреева, психолог-психотерапевт,


Статья из ноябрьского номера журнала.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте также
Как набраться смелости, чтобы изменить жизнь
Что может стать стимулом для движения к большой цели
Почему ребенку нужно смотреть мультфильмы
В каком возрасте уже можно в кинотеатр?
Оставить комментарий к статье "Застенчивость"

Вы не авторизованы.

Знаете, мне всегда казалась логичной одна вещь - а теперь я вижу, что об этом мало кто думает... Дело в том, что, по-моему, любой психолог должен смотреть ребенка либо совместно с невропатологом (в идеале), либо хотя бы учитывая неврологическое заключение. Вот и в этой статье - причины детской застенчивости находятся в воспитании, копировании характера родителей и т.п., то есть только во внешних причинах (где-то я видела такое умное слово: "экстернализация"). На самом деле все не так просто...

У меня двое детей, которые уже внутриутробно имели разный характер (думаю, такое не у меня одной!). Младший вел себя очень спокойно, лишь недовольно пинался, когда акушеры пытались определить его предлежащую часть :). А старший беспрерыывно ходил колесом - но когда моего живота касалась чужая рука, тут же тихарился! Минут на 20! Таким он и вырос. Энцефалопатия, плавно перешедшая в минимальную мозговую дисфункцию. Бояться посторонних начал не в 8 месяцев, а в 3. Смущался всегда и везде. Ничего никогда не просил, только очень уклончиво намекал: "Мне кажется, нам здесь что-то надо купить?" В 3 года он опережал большинство своих сверстников в развитии, но в социальной сфере отставал от них безнадежно... Мы и к психологу ходили. А помогло знаете что? Пантогам. Эффект потрясающий. Сейчас еще немного диковат, но застенчивым его уже не назовешь :).
2000-12-09, Катя
С речью у нас так: заговорил очень рано и много, но есть легкая дизартрия ("глотает" часть звуков и запинается при быстрой речи). А пантогам улучшает обменные процессы в клетках мозга, поэтому его применяют в самых разных ситуациях. Моему сыну его прописывали из-за сохраняющихся признаков пирамидной недостаточности (высокие рефлексы). У него, кстати, и энурез почти ушел, хотя 1-2 раза в месяц еще писается.
2000-12-10, Катя
мой сын тоже достаточно пробдемный в смысле неврологии и панттогам нам рекомендовали каждые полгода по 1-2 мес. ( с циннаризином). Но вот вопрос: а чьего производства лучше москва, перьм или наша уфа? конечно это не сравнимо с японским гаммалоном, но где же его сейчас купить
2002-12-13, альбина
Как интересно,моему ребенку тоже выписали пантогам,но в нашем случае для развития речи.По-видимому,он имеет многозначное действие.
Катя,а как у вас с речью было,все в порядке?
2000-12-10, галина
Спасибо,понятно.
В нашем случае пантогам тоже помог,причем буквально за первые дни приема.
2000-12-13, галина
Поделитесь:

09.12.2000
Обновлено 17.06.2013
Реклама
Статья дня
Почему ребенку нужно смотреть мультфильмы
Почему ребенку нужно смотреть мультфильмы
В каком возрасте уже можно в кинотеатр?
Близкие по теме статьи
Уверенность в себе: 10 упражнений против застенчивости
Уверенность в себе: 10 упражнений против застенчивости
Боремся с застенчивостью: кого вызвать на откровенный диалог, как избавиться от тревожности и научиться полной релаксации
Как помочь скромному ребенку?
Как помочь скромному ребенку?
Что делать, если ребенок слишком скромный и робкий?
Тактика гвоздя, или Пределы скромности
Тактика гвоздя, или Пределы скромности
Одних хлебом не корми — дай оказаться на виду: без пьянящего, как шампанское, межличностного кислорода они делаются больными...
Реклама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!