Содержание:

Реклама

Учиться российские дети, как ни странно, начинают не в первом классе, а гораздо раньше — в детском саду. И за последние 20 лет для детсадов было разработано больше программ, чем для начальной школы.

Все - в сад, или Теории детсва
Считайте сами: десятка полтора комплексных (определяющих всю жизнь в садике), а к ним еще штук тридцать дополнительных — посвященных только физическому воспитанию, только рисованию и т. д. Но то, что детский сад предлагает углубленную программу и кучу дополнительных занятий — это не всегда достоинство. Во всяком случае, так утверждают педагоги и психологи.

А знаете ли вы, что даже лепкой ежиков из пластилина и вырезанием петушков из цветной бумаги детвора занимается не по сиюминутной прихоти воспитателя, а согласно образовательной программе, которой придерживается детсад? И если до 90-х годов такая была всего одна — обязательная для всех советских садиков! — с приходом перестройки образовалось огромное количество методик. На что же можно рассчитывать родителям дошкольников?

Традиционно

Программа под редакцией М.А.Васильевой была создана на основе той, что разработал НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. По ней до сих пор работают две трети российских детских садов. И не потому, что программа лучше остальных. Просто в педвузах по традиции изучают только ее, а в детсадах сохранилась масса соответствующих пособий, плакатов и т. п. Занятия "по Васильевой" напоминают школьные уроки: малыши сидят за столиками и слушают рассказ воспитателя. Или что-то рисуют, клеят, лепят. Программа непростая — включает и школьные темы.

Весной детские садики проводят дни открытых дверей, так зайдите же познакомиться!

"Радуга" — вторая по распространенности программа. Революционных новшеств по сравнению с Васильевой нет, но приоритет — эмоциональное благополучие малышей. Предполагается, что все детсадовские годы у ребенка должен быть один и тот же воспитатель. В группе создается масса традиций. К примеру, каждую неделю проводится "Сладкий вечер" — неформальное чаепитие. А каждый месяц — праздники для детей с родителями. Или, например, праздник новоселья в честь переселения детей из одной группы в другую. Воспитатели часто дарят детям небольшие подарки — красивые ленточки, камешки, сласти. Подчеркиваются права собственности — если ребенок принес из дома игрушку, ее не должен отбирать ни воспитатель, ни другие малыши. А еще в параллельной детям реальности существуют волшебные человечки — листовички. Дошколята то мастерят им домик с мебелью, то строят для них железную дорогу. Листовички в ответ присылают презенты, пишут им письма, рассказывают о природе и мире вообще. То есть все те же знания и навыки дети осваивают в игровой форме.

Как выбирать садик?
Баатр Егоров, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО: "Эта программа неплохая, добротная и, как минимум, ребенку не навредит. Но своего я все-таки отдал бы в сад, где работают по более продвинутым, современным методикам".
Ирина Бурлакова, кандидат психологических наук, зав. кафедрой "Дошкольная педагогика и психология" факультета психологии образования МГППУ: "По-моему, лучше ориентироваться на современные программы. И еще я бы посоветовала сходить в детский сад на день открытых дверей (они обычно бывают весной), чтобы решить, насколько данный детский сад устраивает родителей: нормально ли воспитатели общаются с детьми, могут ли объяснить родителям, чему и для чего обучают, в какой форме проводятся в саду занятия и тому подобные подробности.
Иван Кириллов, кандидат психологических наук, зам. директора по научной работе Института психолого-педагогических проблем детства РАО: "Не нужно заранее изучать школьную программу! Для развития дошкольника важно лишь определить, что ему интересно. И дальше поддерживать этот интерес. Важно: узнайте, насколько укомплектован сад персоналом. Если в группе нет нянечки, то воспитатель, в основном, будет заниматься мытьем посуды, а не образованием детей. И еще — чем ближе от дома находится детсад, тем лучше".

"Детство" — разработка питерских ученых. Предполагается развивать у малышей, в первую очередь, инициативность и самостоятельность — при возникновении какого-либо затруднения у ребенка педагог не должен тут же бросаться на помощь. Наоборот — в группе появляются сломанные игрушки, требующие починки, зашифрованные записи, детали каких-то устройств. С этими проблемами дети должны справляться сами. Также считается, что каждый дошкольник развивается в своем темпе, поэтому не нужно искусственно "тянуть" отстающих. Старшие и подготовительные группы заботятся о малышах — ставят для них спектакли и концерты, мастерят книги.

"Истоки" — программа московских педагогов. Предполагает, что ориентироваться надо не на календарный, а на психологический возраст детей (ранний, младший дошкольный и старший дошкольный) и, соответственно, их потребности. В раннем возрасте, к примеру, на первом плане у ребенка предметы, которыми он учится пользоваться. А в дошкольном основная деятельность — игра, причем интереснее всего обыгрывать ситуации из взрослого мира. Жесткого плана занятий с детьми в программе нет: каждый воспитатель подбирает методы обучения и развлечения на свое усмотрение. А значит, многое зависит от профессионализма воспитателя.

Прямая речь
Мария Кротва, г. Мытищи: "Мамы на нашей детской площадке только и обсуждают, кто что знает про какой сад. В итоге, когда детям пошел третий год, заявление в гороно про „желаемые“ сады я переписывала три раза. И все зря. Во-первых, мнения о садах оказывались прямо противоположными, и у вроде бы хороших садиков находились очевидные минусы, а у якобы плохих — свои достоинства. Во-вторых, оказалось, что при нашем номере очереди в сад мы не попадем никогда (при том что встали мы туда, когда ребенку было несколько месяцев от роду). Легально в детсад попадают только дети, родившиеся в начале года (очередь „обнуляется“ каждый год). Осенним же и декабрьским малышам можно даже не надеяться. В итоге сад мы не выбирали, а... выбивали: написали сухое „юридическое“ письмо главе города о своих правах и его обязанностях. Получили вежливый ответ, что ребенок включен в списки новой группы такого-то сада. После чего нам молча выписали путевку".
Алина Грушко, г. Долгопрудный: "В сентябре на первом родительском собрании нашей младшей группы нам торжественно объявили, что дети будут заниматься математикой по развивающим тетрадям „Игралочка“. Сдали деньги, закупили пособия. Получив их на руки, задумались: как же воспитатель будет работать с группой, если для многих заданий нужно сначала вырезать какие-то детали из методического приложения в конце тетрадки? Да и детки в нашей младшей группе были от 2 до 3,5 лет — как двухлетки усидят, что поймут? Оказалось, все очень просто: времени на математику почти никогда не хватает, поэтому задания нам задают на дом. Сделать на выходных и принести. Вот такая алгебра с геометрией".

Программа "Детский сад — дом радости" создана педагогами Пермского государственного университета в 1985 году. Суть: обучение малышей разным видам деятельности. Здесь даже обед — особый ритуал. Детей не только учат пользоваться всеми столовыми приборами, включая нож, — во время приема пищи идет спокойная беседа воспитателя с детьми еде, о продуктах, из которых она приготовлена, о людях разных профессий. А в начале тихого часа воспитатель обязательно читает детям что-нибудь из русской классики. Режим предполагает "Минутку шалости" и "Минутку тишины". Еще в группе "живет" персонаж Мишка. Дети с большим удовольствием учат его, рассказывают о том, что сделали, узнали. А подготовительная группа — это группа всестороннего энциклопедического развития каждого ребенка. Дети открывают для себя более 30 имен соотечественников, прославивших нашу Родину, — от Ломоносова и Пушкина до Циолковского и Римского-Корсакова, и знакомятся с их творениями и открытиями.

Все - в сад, или Теории детсва
"Школа 2100" — по этой программе дети могут заниматься сначала в детском саду, а затем и в школе. Разработчики издали массу красочных пособий на все темы и вкусы. Занятия начинаются с постановки проблемы: в привычной игре дети вдруг встали в тупик, каких-то знаний и умений им не хватает. И ребенок должен с подсказками взрослого отыскать решение. В ярких тетрадках детсадовцам предлагают что-то раскрасить, обвести, выбрать — и попутно познакомиться, к примеру, с основами математики. Правда, некоторые эксперты считают, что хотя программа и считается новой, она очень близка традиционной системе Васильевой.

Программа "ТРИЗ" (Теория решения изобретательских задач) была разработана еще в 1956 году советским инженером, писателем и ученым Генрихом Альтшуллером, который был уверен, что любой человек может научиться изобретать, и для этого не обязательно иметь врожденный талант. Сам Альтшуллер свое первое авторское свидетельство получил в 17 лет. Занятия по программе "ТРИЗ" формируют у детей такие важные качества, как гибкость мышления, нешаблонность и т. п. Технология реализуется в игре. Пример? Пожалуйста! Каждому игроку разлаются карточки с изображениями различных предметов — по одной на каждого участника. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик.

— Тук-тук, кто в теремочке живет?
— Я, Гитара. А ты кто?
— А я — Удочка. Пусти меня в теремок?
— Скажи, чем ты на меня похож — пущу!

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитара, и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары, и у удочки есть струна — веревочка. И так далее, пока все карточки не окажутся в теремке. И ведь, правда — все изображения хоть чем-то, да похожи на гитару! Можно и менять хозяина теремка. Сначала гитара, потом удочка и так далее.

Но чаще всего в одном саду используются сразу несколько методик. Например, для самых маленьких — программа профессора Ксении Печоры (особенности воспитания и развития детей 1-го, 2-го и 3-го года жизни, рекомендации, как руководить самостоятельной игрой малышей и как контролировать их развитие), а для тех, кто постарше, — программа М.А.Васильевой.

Наталья Конышева, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования МГПУ: "Среди программ для детских садов есть довольно странные — какие-то кабинетные теории. Например, где-то считается, что нельзя проводить занятия для дошкольников за столами. Но ведь рисовать или клеить на полу ребенку просто неудобно! Да и игры, которые предлагают в программах, часто бывают надуманные и скучные. Или какие-то исследовательские программы придумывают — когда пятилетний ребенок должен сформулировать гипотезу, поставить цель своей деятельности... Зачем? Корней Чуковский говорил, что возраст трех-пяти лет — это возраст почемучек. Но современные дети почти перестали задавать вопросы! Родители сейчас так активно занимаются с ними, что дают им ответы без вопросов. Ребенок еще не заинтересовался, а мы уже все рассказали ему. Да, к школе нужно готовить. Но как? Дошкольник должен научиться слушать учителя, выполнять его инструкции. Хорошо, если у него „поставлена“ рука для письма, и он умеет организовываться, держать в порядке свое рабочее место".

Современно

В последние годы появилась новая тенденция: дошколят не столько загружают знаниями, сколько развивают их мышление, воображение и коммуникабельность в целом. Для этого есть несколько методик.

Психологи утверждают: если ребенок психологически устает от неинтересных занятий, то он устает и физически. И это подрывает его здоровье.

"Развитие" — методика, которую многие педагоги считают самой передовой. Направлена на развитие у детей умственных и художественных способностей. Здесь очень большое внимание уделяют играм. Малыши занимаются конструированием — сначала тренируются делать просто устойчивые постройки из кубиков, потом — строить по схеме. Учатся читать карты (ищут "сокровища" по плану комнаты, расставляют мебель в кукольном домике по схеме). Или, к примеру, чтобы было легче пересказать сказку, обозначают персонажей кружками и квадратами разных цветов и размеров. Прежде чем научить ребенка читать, его знакомят со звуками. Узнают дети и основы логики, легко могут ответить на вопрос типа "Чего на картинке больше — яблок или фруктов?" В России по программе "Развитие" работает около 3 000 детсадов, в том числе около сотни — в Москве. Могло бы быть и больше, но она требует очень квалифицированных воспитателей.

Программа "Золотой ключик" предполагает, что в садике должны быть разновозрастные группы. Поэтому она идеально подходит для небольших "семейных" садов. Педагоги работают, в первую очередь, со старшими детьми, а младшие подтягиваются до их уровня. Основная идея в том, что дети лучше всего узнают и запоминают что-то через эмоции. Так что главная задача — насытить жизнь детворы положительными и волнующими ее событиями. Традиционных уроков здесь практически нет. Вместо них устраивается, к примеру, путешествие в Африку. "Съездив" туда, дети узнают о географии и истории континента, о местных народах, об экзотических животных и т. п.

Чтобы подготовиться к школе, утверждают специалисты, достаточно двух-трех занятий в неделю в последний год перед школой. До этого вполне можно ограничиться только творчеством, музыкой и спортом.

Впрочем, далеко не все детсады натаскивают детей на программу первого-второго класса. Например, Вальдорфская методика не одобряет раннее обучение — до семи лет здесь не допускается нагрузка на память и мышление. В основном в вальдорфских садиках детей знакомят с народной культурой: с мифами, песнями, танцами. Малыши много рисуют, участвуют в театральных постановках. Плюс осваивают бытовые навыки — например, учатся готовить. А еще вальдорфская педагогика не приветствует современные игрушки, просмотр телевизора.

Иной ребенок в три года уже и читает, и считает, а научить его одеваться родители забыли.

Педагогика Марии Монтессори — очень популярная сейчас, хотя и далеко не новая методика. Комнаты, где собираются малыши, поделены на несколько частей. В каждой — свои задания и свои игрушки. Ребенок сам выбирает, чем заняться, а воспитатель лишь кратко показывает, что делать с игрушкой. В "практической" зоне детишки осваивают повседневные навыки — могут постирать, почистить обувь, научиться застегивать пуговицы и шнуровать ботинки. В зоне "сенсорного" развития детвора осваивает понятия высоты, длины, веса, цвета, слушает звуки. Здесь среди игрушек — цилиндры и кубики разных размеров, гладкие и шершавые таблички, дощечки с оттенками цветов, шумовые коробочки и т. п. В "языковой" зоне ребенок обводит буквы, чертит их на бумаге с насыпанными песком или манкой, в "двигательной" ходит по нарисованному на полу эллипсу учась держать равновесие, и т. п. А в "космической" узнает азы биологии, географии, физики, химии и других наук.

Считается, что методика Монтессори очень подходит маленьким детям: мол, приобретенный личный опыт неизбежно вызывает дальнейшие вопросы, то есть развивается любознательность.

Иван Кириллов, кандидат психологических наук: "Родители должны разделять принципы воспитания, которые декларируются в том дошкольном учреждении, куда они отдают своего ребенка. Например, у вальдорфцев много педагогических находок. Особенно эти сады и школы подходят для нестандартных детей — с проблемами здоровья, с личностными особенностями. Скажем, у них разработана интересная методика обучения письму леворуких детей — ее сегодня уже используют все подряд, никто уже не вспоминает, что она — из вальдорфской педагогики. А вообще чисто интеллектуальное развитие часто идет в ущерб практическим навыкам — порой ребенок в 3 года уже читает и считает, а научить его мыть руки и одеваться родители забыли. Но если в детстве нет возможности понять, что тебе интересно, в подростковом возрасте трудно определиться с выбором профессии. Поэтому пусть дошкольники больше рисуют, танцуют и т. п. А целенаправленно учить малыша читать и считать нужно только при большом его желании".