Все получится

Полезность: 4,6 из 5 Интересность: 3,8 из 5 (34 оценки)

Когда-то это происходит впервые: вы садитесь с малышом на диван и с ожиданием в голосе спрашиваете: "А это какая буква?" В этот момент беззаботное детство кончается - пусть пока на пару минут. Вы надеетесь, что ваш ребенок уже сегодня, сейчас чему-то научится, что-то запомнит, и ждете от него результата - причем совершенно определенного!

Назавтра все складывается хорошо, если малышу было приятно и радостно в тот самый первый момент, когда вы ему сообщили название этой самой буквы, да и сейчас его тоже ничто не тяготит. В таком случае его смутные воспоминания наверняка попадут в точку. "Верно, это "А"!" - радостно подтверждаете вы и думаете, что первый шаг сделан. Хуже, если через пару дней вы зададите тот же самый вопрос и в ответ получите лишь невинный взгляд. Когда подобная ситуация повторится еще раз, у вас может зародиться сомнение: "А все ли с ним в порядке?" Сделав еще пару попыток, вы можете почувствовать закипающее раздражение и даже уверенность в том, что с кем-то из вас явно что-то не так: либо вы - плохой учитель, либо ребенок ваш... непроходимо туп, а также безнадежно ленив!

Не будем нагнетать страсти. Такие переживания знакомы многим родителям, которые сознательно начинают чему-то учить своего малыша. Причем даже теоретические знания детской психологии и педагогики (если они имеются) не спасают ситуации. Вы можете быть терпеливы и последовательны с чужими детьми, понимая все особенности их темперамента и возраста, но со своим ребенком вы легко впадаете в отчаяние: "Почему у него ничего не получается?!"

Бег с препятствиями

Первая помеха успешному обучению - это ситуация контроля.

Как только вы становитесь над ребенком (или садитесь с ним рядом - неважно) и вопрошаете: "Ну-у?..", вы превращаетесь в того, кто ждет результата, а ребенок - в того, кто этот результат должен выдать. Попробуйте представить, как подобную ситуацию переживает малыш, особенно если ему только 3-4 года. Если минуту назад он чувствовал себя легко и свободно, то сейчас сразу же оказался зажатым в жесткие рамки. Он чувствует напряжение, так как сделать (сказать) нужно именно то, чего от тебя хотят, и именно в эту минуту. Отложить и ошибиться нельзя - это разочарует (рассердит, огорчит) маму. Кроме того, сделать непростое дело нужно именно самому - в этом суть. Малыш остается совсем один, помощи ждать неоткуда, так как мама сейчас - та, кто с ожиданием на него смотрит, а не та, что идет с ним рядом.


Конечно, ребенок уже умеет и готов что-то сделать сам (например, разобрать машинку или конструктор), но это с него почему-то спрашивают редко. Родителям по неясной для ребенка причине нужно именно то, в чем он еще слаб и неуверен: буквы, цифры, длинные стихи. Чему малыш учится легче и быстрее всего? Тому, что хочет делать сам и может делать вместе с вами. Только его собственный интерес способен заставить его преодолеть те трудности, которые неизбежны на пути обучения, а ваша поддержка и присутствие придают ему уверенности и сил, чтобы освоить что-то новое.

Вторая помеха - ваше собственное раздражение. Как уже говорилось, неудачи малыша очень легко могут вызывать досаду родителей. Причем папа и мама могут понимать, что ребенку сейчас нужны от взрослых вовсе не упреки и сожаления, а поддержка и уверенность, - но сделать с собой ничего не могут. Это бывает в тех случаях, когда взрослые и сами не слишком уверены в себе. Неудача ребенка вызывает у них те же болезненные и безнадежные чувства, что и их собственный промах. Раздражение в этом случае - просто способ защититься от этих чувств. Кроме того, теперешние успешные взрослые сегодня совсем не хотят вспоминать о том, что и сами чувствовали себя беспомощными и неуклюжими, когда лет 20 с лишним назад были на месте своего малыша. И теперь подсознательно они сердятся на того, кто напоминает им об этом.

Взросление и развитие невозможно без неудач и промахов. Постепенно, с течением жизни и при помощи мудрых попутчиков каждый из нас начинает понимать, что неудача значит только одно: мы неправильно выбрали либо цель, либо средства ее достижения. Но в самом начале пути, когда собственные дни рождения легко пересчитать на пальчиках одной руки, так легко увериться в том, что неудача означает твою собственную глупость, "плохость" и неспособность ни на что годное. Такое ощущение крайне неприятно, поэтому большинство взрослых "прячут" его глубоко внутри, но наши впечатлительные малыши легко попадают под власть подобных чувств.

Лучшая помощь раздраженным родителям - это найти друзей, коллег, соседей, которые в случае их собственной неудачи смогли бы сказать: "Да ничего страшного! И на старуху бывает проруха. Все у тебя замечательно - и дети, и семья. А что с работой сейчас что-то не получилось - так просто надо поискать другое решение!"

Третья помеха - непомерные ожидания и требования. Мысль достаточно очевидная и общеизвестная - и тем не менее. Большинству родителей не приходит в голову попытаться научить ходить 3-месячного малыша, но предложить буквы для освоения 2-3-летнему ребенку многие считают вполне своевременным. Для нас некоторые вещи настолько очевидны и просты, что нам трудно представить, как они воспринимаются малышом. Казалось бы, проще простого - понять, что эта вот загогулина называется "А"! Запомнить - можно, но понять, что это значит и как с этим знанием обращаться, можно не раньше 5 лет. А кому-то будет лучше, быстрее и безболезненнее - в 6.

До 2,5-3 лет у ребенка еще нет средств, позволяющих ему понимать и хорошо представлять себе абстрактные вещи. Только после этого возраста он способен, к примеру, уяснить, что один предмет может обозначать другой. И вначале это понимание приходит только тогда, когда оно нужно для игры. Под рукой нет настоящего ножа - и ребенок может представить, что палочка - это нож, и резать им траву, которая будет изображать овощи. Но оторваться от этого занятия и понять, что вот этот значок обозначает в записи звук "А" (который, кстати, сначала еще нужно выделить из потока речи), - это извините!

Кроме завышенных требований, нам сильно мешает иллюзия, что ребенок помнит все, что мы ему когда-то сообщили. "Ну сколько можно повторять одно и то же!" - вслух или про себя поражаемся мы, когда видим, что малыш вновь делает одну и ту же ошибку. Зато уж если нам самим нужно, например, несколько раз проехать по какому-то маршруту, чтобы его запомнить, - это мы считаем совершенно естественным! Важно понять, что у наших детей разные способности, а кроме того, запоминается им прежде всего то, что важно и интересно именно сейчас. А умение самому управлять своей памятью можно развить только годам к 6, не раньше.

Рецепт успеха

Естественно, самое необходимое условие успешного обучения - ваша вера в малыша, уверенность в том, что, несмотря на ошибки, у него все получится и будет хорошо. Однако, кроме поддержки, от вас могут понадобиться и некоторые знания.

Во-первых, очень пригодятся представления об особенностях малыша. Есть вещи, с которыми мы рождаемся и которые трудно изменить.

  • Насколько быстро ребенок ориентируется в новой обстановке, в новом задании? Нужны ли ему время и помощь в этом?
  • Хватает ли он все на лету или требует объяснения и повторения?
  • Нужно ли ему время, чтобы подумать, а потом уже сделать? Или он сразу начинает действовать и ему необходима свобода пробовать и ошибаться, чтобы найти нужный вариант?
  • В чем ему лучше помочь - отвлечься от прежних заданий и способов их выполнения или, напротив, найти новые возможности в старом конструкторе?

На эти вопросы вам может ответить психолог, но многое могут подсказать и ваши собственные наблюдения за малышом в ситуации, когда он свободно действует так, как удобно ему (а не так, как вам кажется, что ему будет удобно).

Чтобы все получалось легко и просто, малыш должен выработать свой собственный стиль деятельности, используя свои сильные стороны и компенсируя слабые. Иногда у него просто нет такой возможности, потому что мама с папой предлагают ему свой стиль как единственно возможный.

Во-вторых, важно помочь малышу научиться вступать в партнерские отношения: общаясь с вами, четко формулировать свои представления, просьбы, вопросы, уметь поделиться своим мнением. Конечно, замечательно, когда тебя понимают без слов и угадывают твои желания. Но вряд ли именно так будут вести себя его друзья по детской площадке или воспитатели в садике. Поэтому не забывайте расспрашивать ребенка о том, чего он хочет, почему ему неудобно, что именно не получается, не бросаясь сразу же помогать ему так, как вы считаете нужным.

Ваши занятия не должны превращаться в поле брани, на котором выясняются отношения. Если для вас научить чему-то ребенка значит просто "переложить" некое знание из своей в его голову, то обучение рискует обернуться явной борьбой за власть: "Как мы будем делать - по-моему или по-твоему? И можно ли мне вообще думать по-своему?" Тут уж не до фигурок и лабиринтов!

Постарайтесь дать малышу возможность открыто говорить о своих чувствах и состояниях, которые мешают делу. "Я сейчас устал, я не хочу заниматься". "Я пока еще обижаюсь на тебя". "Мне так хочется еще поиграть!" Если вы внимательно и с пониманием относитесь к таким ситуациям, то малыш начинает чувствовать себя равным партнером, с которым взрослые считаются, а не неким исполнителем, задача которого - побыстрее отделаться от навязанной задачи и заняться, наконец, любимым делом.

Слово "надо" - сильное оружие, поэтому обращаться с ним нужно осторожно. Лучше вводить его постепенно и именно тогда, когда оно действительно необходимо. Замечательно, если вам удастся сделать так, чтобы учиться "надо" было все-таки самому малышу, а не вам лично.

Мария Андреева
психолог-психотерапевт
Статья из сентябрьского номера журнала
Счастливые родители
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте также
Вы сейчас в стрессе? 3 теста – длинный, короткий и простой
А также 5 неэффективных способов борьбы со стрессом
Тревожные дети. Как помочь?
Безопасное успокаивающее средство для нервной системы
Оставить комментарий к статье "Все получится"

Вы не авторизованы.

Очень хотелось скорее дочитать статью до конца, чтоб узнать кто же автор по специальности. Узнала. Психолог-психотерапевт.
Мое мнение , что ребенок может научится читать до того как начнет говорить. Узнавать написанное проще , чем произносить слова. Так и с устной речью, ребенок сначала начинает понимать, а произносить слова так чтобы они были понятны окружающим начинает позже.
Т.е. умение читать - это умение воспринимать письменную речь. Ведь говорить мы с ребенком начинаем с самого рождения, мы не ждем того момента когда он заговорит, а потом уже и мы будем с ним говорить. Начинаем говорить до того, как у него есть понимание и в процессе того как мы говорим постепенно приходит понимание, а потом появляется и моторная составляющая речи - ребенок начинает говорить. Т.е. когда мы ребенку говорим какое-то слово впервые, мы не переживаем, что для ребенка оно ничего не значит, а насчет написанных почему-то переживаем, что ребенок не поймет, потому что эта надпись ничего не значит. Если ребенку показывать надписи и озвучивать и еще и показывать этот предмет,действие, то письменная речь будет для него иметь такое же значение как и устная.
2004-09-26, Иринище
Мне очень понравилось перечисление возможных помех. ИМЕННО! Надо, чтоб игры были подконтрольны ребёнку (а не бесконечный опрос-допрос под контролем родителя). Стоит играть радостно и спокойно (и избегать раздражения). И третье, про ожидания, требования и тестирования - "уж сколько раз твердили миру" :-) Об этом написано у всех педагогов и психологов. Если ребёнок чего-то не понял, значит, ему не пошёл метод, надо повторить ещё разок по-другому.

Теперь про содержимое обучения. Я из тех, кто помогал ребёнку учиться ходить в три месяца (в пять дочка уже бегала) - пример из статьи, чего делать не будешь :-) Бывают дети, которые рано интересуются символьными системами, в том числе буквами и чтением. Всё это зависит от ребёнка, и от методов. То есть стоит взять советы статьи про то, как заниматься, они ОТЛИЧНЫЕ! И применить к тому, чем занимаешься сейчас. И подумать, да, чем заниматься этому конкретному ребёнку стоит.
2004-09-26, Мария Д.
Мда, даже советы мне как-то не очень. Если речь идет о маленьких детях, то какие могут быть занятия?
Я уже даже читаю книжки не спрашиваю кто это, где тот-то. Элементарно, боюсь, что он, повторяя мое поведение, будет задалбывать меня по сто раз спрашивая, кто это. Хотя до полутора лет это была веселая игра, теперь я спешу скорее изменить правила, чтобы мне не аукнулось : ) Не спрашиваю больше где кошечка, я уверена, что сынок может пальцем ткнуть. Спрашиваю, интересно, как зовут кошечку, наверное, она любит молоко и, когда напьется урчит (тренируем вибрирующие звуки : ) ненавязчиво. Я просто размышляю, надеясь, что и ребенок потом будет размышлять а не просто перечислять, что он видит. Пока Даня не размышляет со мной, но по мере того, как я вплитаю тот или иной элимент в рассказ, показывает его пальчиком на странице. И это нельзя назвать занятием даже веселым - мы просто активно читаем книжку.
2004-09-24, Натал
:) Один из моих тараканов не мешает мне фильтровать, но мешает не реагировать на отфильтрованное. Это входит в курсы?
Т.е. в данном конкретном случае я вижу эти полезные пару строк, но они
а)банальны, скока ж можно об одном и том же?
б)корежит меня от вступления типа: "вот садитесь Вы на диван с букварем и волшебными предвкушениями" Да не сажусь я! Лет до 3х ребенкиных я вообще на полу жила и периодически на четвереньках ходила и далее по списку - тоже "ходили" с грудничком.., и с буквами знакомились иначе, т.п. ИМХО, в этой конференции как раз "таких", Большинство, поэтому и реакция такая :)

Практически то же самое, что в журнале "Автолюбитель" написать: "Вот открываете Вы капот и с ужасом всматриваетесь в непонятные части.." :))
2004-09-28, СМ
Моя дочка поздно начала читать. Ближе к шести, и до сих пор не очень-то бегло читает. Такое тоже бывает :-) Правда, я не говорю, что другого не бывает. Потому что наш случай - скорей исключение.

А вот про символы интересно. Что есть абстракция, какие виды абстракции бывают у детей, чем они отличаются от взрослой абстракции, как дети пользуются символами... У Выготского и Лурии про это немного было, но с тех пор, хе-хе, ещё наизучали. Люди всё-таки символьные твари. Уже годовасик, скажем, отличает очень абстрактную картинку мужчины от картинки женщины. По символам, ага.
2004-09-27, Мария Д.
И дети не у Юль К. другие.
Видимо, не у всех глаза загораются.
И посему можно посоветовать "не обощать" автору столь высоконаучного труда, надеясь, что детей с ясными загорающимися глазами в результате станет больше.
З.Ы.
Мы только что с теплого моря. Там у моего читающего трехлетки было много друзей, в основном 5-6 лет. И НЕ читали они не потому что глупы или ленивы, а потому что их мамы даже не догадывались, что ребенок может читать раньше 7-ми.
Бешали мальчишки за сыном и просили им то название игрушки на стойке прочитать, то имя их на песке написать...
2004-09-27, ABDDavidoff
Уважаемый автор, а Вы сами хоть раз видели читающего трехлетку? Какой радостью загораются его глазенки, когда складывая воедино те самые, ничего не значащие закорючки он читает: “Зу-б. ЗУБ! Мама, это же у меня во рту зуб! Вот, вот, посмотри… И-ва. ИВА! Ура, ура, ива! Это же ива, дерево, мы ее возле родника видели” и т.д. и т.п. Именно в 3-4 года малыши читают с УДОВОЛЬСТВИЕМ. Им, как правило, не нужна для этого никакая мотивация. Они радуются самому процессу узнавания. А Вы говорите, не раньше 5 лет понимают, что с этим делать…
2004-09-24, Юлия К.
Поделитесь:

24.09.2004
Обновлено 24.09.2004
Реклама
Статья дня
Тревожные дети. Как помочь?
Тревожные дети. Как помочь?
Безопасное успокаивающее средство для нервной системы
Близкие по теме статьи
Хочешь похудеть? Убеди себя этого захотеть!
Хочешь похудеть? Убеди себя этого захотеть!
Важные установки для тех, кто решился похудеть
Беременность и роды вопреки. Надеюсь. Верю. Все получится!
Беременность и роды вопреки. Надеюсь. Верю. Все получится!
Диагноз — не приговор. Эта история — тому подтверждение.
Женские комплексы: родом из детской
Женские комплексы: родом из детской
Как появляются комплексы и как с ними бороться
Реклама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!