Вы ищете работу или ждете повышения на нынешнем месте, но на вас не обращают внимания? Женской карьере часто вредит то, что женщины неохотно рекламируют себя и свои достижения. Как сделать так, чтобы вашу работу заметили? Подготовьте "речь для лифта".

Как добиться повышения в должности

Итак, как обратить внимание на свои заслуги, не чувствуя себя самовлюбленной скотиной? Для начала можно сформулировать, куда должна вас привести ваша работа, — чтобы дать людям понять, чего вы хотите достичь в будущем. Сформулировав, приготовьтесь использовать любую возможность рассказать об этом.

Подобный подход отстаивает Донг Лао, банкир мирового класса. Он работает с женщинами в своей компании с целью определить, какие ресурсы им нужно мобилизовать, чтобы двигаться вперед. Однажды одна из участниц конференции попросила его дать женщинам совет: что им сделать, чтобы лучше позиционировать себя перед руководством?

В ответ Лао рассказал историю. Несколько месяцев назад он ехал в лифте в лондонской штаб-квартире банка с молодым парнем, аналитиком, недавно пришедшим в организацию, а потом в лифт вошел руководитель высшего звена. "Молодой человек был со Среднего Востока, — поведал Лао, — очень элегантный, явно уверенный в себе, но при этом весьма вежливый. Щек не надувал и самонадеянным, в отличие от некоторых сотрудников нашей штаб-квартиры, не был.

Высокий начальник понятия не имел, кто такой этот аналитик, поскольку люди, работающие на разных уровнях в банке, редко пересекаются. Но когда лифт двинулся, он спросил молодого человека, чем тот занимается. Не колеблясь, парень ответил тремя ясными и краткими предложениями. Упомянул о своей нынешней работе, заявил, что его цель — возглавить команду по инвестициям в южноазиатские телекоммуникационные компании, отметил связь между своей страной происхождения и регионом, в котором он надеялся работать, а также упомянул о двух своих важных контактах, которые могут быть полезны.

Маленькая презентация, занявшая меньше минуты, была исчерпывающе информативна. Не вызывало сомнений: молодой человек заранее продумал каждое слово и тщательно отрепетировал эту речь. По завершении „рекламной кампании“ он молча вручил свою визитку начальнику. Тот, выходя на своем этаже, придержал дверь лифта: „Я передам это руководителю инвестгруппы, работающей на азиатских рынках. Если от него ничего не будет слышно, свяжитесь с его офисом и передайте, что я лично просил вас позвонить“".

"Почему я вам всё это рассказал? — обратился Донг Лао к слушательницам. — Потому что уверен: многим из вас есть чему поучиться у того молодого человека. Если у вас будет заготовлена четкая, лаконичная речь, которую вы сможете произнести в любой момент: описать, что вы делаете сейчас, и в то же время дать понять, чем хотите заниматься в будущем, подчеркнув, что обладаете нужной квалификацией, — это даст вам огромное преимущество в плане узнаваемости и позиционирования.

Заготовка выделит вас на общем фоне и позволит — как только представится возможность — привести убедительные доводы в пользу своей кандидатуры на самом высоком уровне. По моему опыту, блистательные карьеры часто начинаются со случайных встреч. Поэтому готовность к ним всегда вознаграждается".

Как презентовать себя руководителю высшего звена

Лао отметил три преимущества отрепетированной "речи для лифта", которая всегда должна быть наготове. "Во-первых, это покажет, что вы амбициозны и ваши амбиции сосредоточены на чем-то конкретном, над чем вы работаете. Во-вторых, позволит рассказать о ваших навыках или опыте работы так, чтобы подчеркнуть, чем они могут быть полезны для организации не только сейчас, но и в будущем. Это не бахвальство — вы объясняете, почему у вас есть то, что нужно, чтобы двигаться вверх, и, как следствие, почему организации выгодно ваше повышение. В-третьих, это даст вам шанс продемонстрировать, что вы человек глубокий, вдумчивый и немногословный — последнее качество очень ценят руководители: времени у них всегда в обрез, и они часто просят собеседников излагать суть дела вкратце".

Особенно сильное впечатление, по словам Лао, произвело на него то, что молодой человек замолчал, как только дошел до конца заготовленной речи: "Он не болтал о пустяках и не пытался заполнить паузу. Он просто вручил свою визитку. Задача выполнена".

Донг Лао предложил участницам конференции поработать над составлением "речи для лифта", четкого и краткого изложения того, что они делают, что хотят делать в будущем и почему считают, что подходят для этой работы.


"Важнее всего то, что сказанное — чистая правда, вы честно заявляете, чем хотите заниматься и кем себя видите в перспективе, — подчеркнул Лао. — Еще очень важно, чтобы речь была как можно короче. Никакой предыстории, никаких деталей, никаких объяснений, оправданий, условий или увиливаний. Будьте кратки, четки и убедительны".

Наконец, Лао посоветовал не беспокоиться о том, что со временем ваш посыл может измениться: "Если это произойдет, вы сочините новую „речь для лифта“. Цель — быть готовой заявить о себе и о своем будущем, чтобы, когда представится шанс познакомиться с руководителем высшего звена, вы смогли им воспользоваться. Вы хотите, чтобы вас заметили и перед вами открылись новые возможности. Если со временем ваши цели изменятся — что ж, всё к лучшему".

Четкое понимание того, что вы пытаетесь сделать и что мотивирует вас к этому, не только позволяет внятно и убедительно донести идею до слушателя, но также помогает вам самой прояснить, какими возможностями вы хотите воспользоваться, а какими можно пренебречь. Вы просто задаете себе вопрос: "Поможет ли это достичь более важной для меня цели?". Если ответ "да", стоит соглашаться. Если "нет", у вас есть веская причина отказаться.

Составление "речи для лифта" может принести массу дивидендов. Такая речь поможет вам более четко планировать свое будущее. Вы почувствуете себя более уверенной и подготовленной. Подобная "заготовка" выделит вас из общей массы как серьезного потенциального игрока, на которого стоит обратить внимание. И это идеальный способ миновать ловушку инертности — не стоит рассчитывать на то, что вас заметят.