Содержание:

Устройство школы в Древней Греции — отличная тема накануне 1 сентября для продолжения знакомства ребенка с античной культурой. С помощью третьей книги из серии "Детский университет" мы закончим отвечать на вопрос, почему греческие статуи — голые (но не все), выясним, как все-таки одевались древние греки и почему на время спортивных соревнований снимали с себя одежду.

Устройство школы в Древней Греции

Помимо искусства и литературы в греческой Античности многих восхищает совершенно новый тип политической мысли и государственного устройства. Политика, можно сказать, была изобретена в Греции. Само слово происходит от греческого "полис" — "город".

Города Аттики, юго-восточной части Греции, — свободные города-государства — были политически очень активны. Аристократия, знать, конечно, и тут когда‑то все контролировала, но с 500 г. до н. э., в расцвет эпохи мускулистых юношей, народ управлял уже сам. Это была колыбель демократии, что в переводе означает "власть народа". Впрочем, слово "народ" может слегка ввести в заблуждение.

Конечно, право выбирать имели далеко не все. Избирательными и гражданскими правами были наделены только мужчины — точнее, только свободные граждане мужского пола, которые были сыновьями свободных граждан. Такой статус полноправного гражданина они получали по достижении двадцатилетнего возраста.

Иностранцы гражданских прав не получали, даже если долго жили и работали в Афинах или другом городе Аттики. И, конечно же, не было прав у рабов, несвободных людей, занятых тяжелым трудом в домах, на полях, на серебряных приисках или в каменоломнях.

Около 400 г. до н. э. афинское население на четверть состояло из свободных граждан — их было примерно 20 000; кроме того, в городе жило 10 000 приезжих и 50 000 рабов.

К содержанию

На уроках — в голом виде?

Как мы уже говорили, гражданскими правами обладали только мужчины. Женщины хотя и признавались гражданками, но в правах были сильно ограничены. Право на образование имели только мальчики. Девочек воспитывали матери, учили дочерей всему, что считали для них необходимым.

А мальчики, наоборот, в семь лет покидали женскую половину родительского дома. С этого момента они начинали либо ходить к учителю, к которому их водил один из рабов, педагог (буквально — "детоводитель"), либо посещать гимнасий.

Гимнасий, по‑гречески "гимнасион", — это ведь что‑то напоминает! Да-да, греки тоже ходили в гимназию, но они бы очень удивились, если бы заглянули в одну из современных школ. Потому что в Древней Греции в школе много занимались спортом. А еще учились музыке, письму, счету, заучивали тексты наизусть, но самым главным все же были разные виды спортивных дисциплин.

А во время спортивных упражнений и состязаний тогда не носили трико, занимались в обнаженном виде. Даже подумать страшно, да? Нагишом стоять перед учителями, нагишом показываться однокашникам, нагишом бегать наперегонки...

Но даже в Древней Греции голыми по улице не ходили. Чувство стыда у греков, по крайней мере в отношении публичной наготы, было так же развито, как и у нас. Но обнаженное тело во время занятий спортом было делом привычным.

На уроках — в голом виде?

К содержанию

В какой же одежде ходили древние греки?

В Древней Греции шили не очень много. Женщины носили пеплос — большой прямоугольный кусок ткани, который оборачивали вокруг тела, подпоясывали и делали напуск на груди. На плечах пеплос перехватывали пряжками.

Другой предмет одежды, хитон, делали изо льна. Носили его и мужчины, и женщины. Верхняя часть полотна была зашита так, что оставались отверстия для головы и рук. Хитон можно было надевать по‑разному, более или менее свободно. Его подпоясывали на талии и делали складки на груди.


На хитон надевали верхнюю одежду, гиматий — еще один прямоугольный кусок ткани, который тоже носили все. Гиматий драпировали вокруг тела, руки при этом могли быть как открыты, так и скрыты под тканью. Иногда его накидывали на голову, как капюшон.

Дети обычно носили примерно то же, что и взрослые. Одежду не покупали, но она все равно была очень ценна. В каждом домашнем хозяйстве был ткацкий станок, за которым сидели женщины и ткали шерстяные ткани. То есть тому, что гимназисты перед занятиями гимнастикой раздевались, было вполне практическое объяснение: они берегли свою одежду.

В какой же одежде ходили древние греки?

К содержанию

На Олимпиаде тоже выступали нагишом

Уже с 776 г. до н. э. в Греции проводились спортивные состязания, которые сегодня известны во всем мире, — Олимпийские игры. Тогда в них принимали участие спортсмены не со всего света, а из разных областей Греции. И дисциплины были другие — синхронного плавания еще не выдумали. Вместо этого были бег, прыжки в длину, метание копья и диска, пятиборье, скачки на колесницах и еще одна, кажущаяся несколько странной дисциплина — бег в полном вооружении. В этом виде спорта бегали наперегонки с тяжелым щитом и прочим военным снаряжением.

На Олимпийских играх мы снова встречаемся с наготой — атлеты выступали совершенно обнаженными. Первыми, кто стал использовать такую скупую "спортивную форму", были спартанцы.

Спартанцы жили в Спарте, городе на западе Греции. Они оставили после себя след уже хотя бы в виде слова "спартанский", которое мы используем до сих пор. Кто живет по‑спартански, тот избегает излишеств и строго соблюдает дисциплину.


Когда технологии производства оружия находятся еще в самом начале своего развития и многое зависит от личной силы и подготовки каждого, те, кто следует таким принципам, имеют все шансы оказаться боеспособнее соседей, которые едят в свое удовольствие жареную птицу и виноград и любят понежиться.

Спартанцы чрезвычайно успешно выступали на Олимпийских играх, потому что тренировались в первую очередь для поддержания собственной боеспособности. Именно из Спарты на Олимпийские игры стали приезжать первые организованные делегации, в то время как другие спортсмены боролись скорее лично за себя, чем за честь своего города.

Так что Спарта получила возможность больше влиять на Олимпиаду, чем другие греческие государства. Спартанцам удалось ввести новые дисциплины, в которых они были сильны, и внедрить свое представление о наготе атлетов.

На Олимпиаде тоже выступали нагишом

Спартанцы были первыми, кто для занятий спортом стал натирать голое тело маслом. В этом им до сих пор подражают силачи, когда позируют, играя мускулами. И, наверное, спартанцы первыми собрали "сумку" гимнастов и атлетов — они носили в мешочке масло, губку и скребок.

Маслом натирались перед состязанием, чтобы тело красиво блестело и было защищено от лучей палящего солнца. Кроме того, из‑за масла борцам было сложнее схватить соперника. После состязания масло, пыль и пот с тела счищали серповидным скребком — стригилем, а потом обтирались губкой.

К содержанию

Греческие статуи — все равно что спортивные фотографии

Итак, вот ответ на вопрос, почему греческие статуи так часто бывают голые. Они голые, потому что спортом занимались в обнаженном виде, а многие статуи — это предшественники современной спортивной фотографии: высеченные из камня или отлитые из бронзы изображения спортсменов в движении и в статике или памятники успешным атлетам или победителям Олимпийских игр. С той только разницей, что нельзя было нажать на кнопку прямо во время соревнований — и картинка готова.

Статуи, конечно, не моментальные снимки, для их изготовления существовали четкие планы и жесткие правила, когда, кого и как следует изображать. Простой победитель Олимпиады получал только одну статую с совершенно произвольным лицом, которое никак не напоминало его собственное. Но по крайней мере на пьедестале было написано его имя. Только после трех побед можно было рассчитывать на статую с портретным сходством.

Ну, хорошо, во время спортивных состязаний — практично это или нет — выступали голыми. Но все еще не совсем понятно, почему вокруг обнаженного тела было столько шума. Конечно, в случае войны иметь мускулистое тело практично, а в мирные времена — красиво, но дело не только в этом. Красивое тело считалось проявлением божественного. Если тысячелетия спустя, еще даже во времена наших дедушек и бабушек, нагота связывалась с сексуальностью и низменным, то для греков она была выражением чего‑то возвышенного.

Тело и душа для них были тесно связаны. В совершенном теле, считали греки, должен быть столь же совершенный дух. Идеальное тело — это как бы униформа богов. Поэтому и героев раздевали. Они ведь и так на полпути к богам: один родитель у них бог, а другой — человек.

Реклама

К содержанию

Почему женские античные статуи почти всегда одеты?

Итак, нагота, по сути, вещь божественная. А на Олимпе, в резиденции греческих богов, вовсе не было недостатка в женщинах. Второй по важности среди богов-олимпийцев была Гера, супруга Зевса и уполномоченная по делам женщин на небесах.

Другие выдающиеся обитательницы Олимпа — Афина (богиня войны, наук, мудрости), Афродита (богиня любви, красоты и плодородия) и Артемида (богиня охоты). Но странным образом все олимпийские богини, за исключением Афродиты, всегда одеты.

Почему женские античные статуи почти всегда одеты?

Может, греки считали женское тело менее совершенным, чем мужское? Сегодня ситуация как раз обратная — именно женское тело постоянно рисуют и фотографируют. А вот греки единственной достойной причиной выставить женское тело на всеобщее обозрение без сексуального подтекста считали женское плодородие. Именно поэтому единственной подходящей моделью для обнаженных изображений оказалась Афродита.

Женщины в жизни города участвовали крайне мало. Они могли иметь общественное влияние, если были жрицами. Но большинство женщин жили с детьми в отдельной, уединенной части дома, бывая на улицах только во время праздников.

Прежде всего это относится к богатым женщинам. Женщины, зарабатывавшие на пропитание семьи крестьянским трудом, перемещались свободнее. Даже рабыни не были настолько привязаны к дому, как почтенные гражданки. И хотя в Древней Греции ваяли не только статуи богинь, но и женские надгробные памятники, при изображении женщины основное внимание уделялось роскошным одеждам — ведь именно они указывали на общественное положение их обладательницы.

Великих философов, поэтов и мыслителей тоже не изображали нагими. Их представляли в ораторской позе в каскаде складок ткани. Идеальное тело показывали на примере атлетов, а мыслители не имели к этой идеальной наготе никакого отношения.

Не изображали обнаженными и известных политиков — реальным людям нагота не пристала. Это изменилось только при Александре Великом (ок. 330 г. до н. э.). К тому времени уже существовала вековая традиция изображения богов и героев в обнаженном виде, и нагой правитель должен был оказаться в их компании — поэтому у статуй Александра не его реальные пропорции, а идеальное тело.