Содержание:

Не записал домашнее задание, сделал не так, как просил учитель, — невнимательность, плохая память и неумение превращать любое задание в четкую инструкцию самому себе сильно мешают ученикам 5-6-го классов, а иногда и более старшим. Для родителей, которым тоже надоедает повторять свои просьбы по многу раз, хорошая новость: это возрастное, и это пройдет — но можно кое-что предпринять, чтобы улучшить память и развить осознанность у школьника.

В одно ухо влетело, в другое вылетело

К содержанию

В одно ухо влетело, в другое вылетело

Вы хоть немного разбираетесь в компьютерах? Рабочую память можно было бы сравнить с оперативкой. Или представьте себе, как устроен разум собаки. Моя лабрадорша способна запомнить одно задание ("Принеси!") примерно на две секунды или до поступления следующей команды ("Поймай белку!"). Недостаток внимания проистекает не из злонамеренности собаки и не из ее глупости (хотя моя псина как раз глуповата): у нее плохая рабочая память.

Аналогично, если я попрошу сына покормить собаку в тот момент, когда он играет на гитаре, он выйдет на кухню и тупо уставится на меня: пока дошел из комнаты в кухню, уже забыл, зачем шел. Конечно, такое поведение раздражает, но оно совершенно естественно. Достаточно намека — по возможности без раздражения и осуждения, — и парень сообразит, что к чему.

Сбои рабочей памяти не только раздражают близких — они серьезно мешают ребенку в школе. Учителя дают много информации устно, и, если ученик не в состоянии удержать эту информацию в голове до тех пор, пока запишет ее в тетрадь или дневник, информация пропадает навеки... или же ученик просит учителя повторить и удостаивается гневного взгляда: "Надо было вовремя слушать".

Давая детям задание, я стараюсь смотреть им в глаза и добиваться от них сосредоточенности, — и все равно придется повторить два-три раза, особенно подробности, номера страниц и тому подобное. Чтобы не сойти с ума, эти детали я выписываю на доске. Такое сочетание услышанного и увиденного все же обеспечивает попадание нужной записи в дневник.

Вот некоторые практические советы по улучшению памяти для учеников средней школы и их родителей:

  • Проверьте слух ребенка. Слух и рабочая память не взаимосвязаны, однако плохо слышащий ребенок часто производит впечатление рассеянного, так что прежде всего исключите этот пункт.
  • Проявите терпение. Повторение — ключ к успеху, и, хотя это страшно надоедает, надо все время учитывать, что вы обращаетесь к пока еще незрелому, развивающемуся мозгу.
  • Записывайте инструкции, чтобы ребенок мог сверяться с ними. Наклеивайте на холодильник листок со списком или таблицей заданий. Я предпочитаю, чтобы дети сами составляли такие списки, потому что процесс записи способствует тому, чтобы основные пункты закрепились в памяти.

Если вы любите игры в слова и у вас есть время в запасе, разрабатывайте мнемонические приемы для сохранения информации, например, для запоминания последовательности действий при загрузке посудомоечной или стиральной машины. Попросите ребенка поучаствовать в сочинении мнемонического стишка — так будет веселее, и опять-таки, чем активнее ребенок участвует в этом процессе, тем более самостоятельно и ответственно он будет выполнять само задание.

  • Максимально упрощайте инструкции. Если нужно научить ребенка стирать, потратьте одно занятие на сортировку белья и основные циклы стирки, а разговор о том, как обнаружить пятна, оставьте на потом. Можно составить чек-лист с основными пунктами и поместить рядом со стиральной машиной, и пусть ребенок отмечает их шаг за шагом по мере выполнения.
  • Научите ребенка ключевым навыкам слушания. Один из важных аспектов рабочей памяти — умение отфильтровывать все то, что запоминать не надо. Например, включите в машине по дороге в школу радио и попросите ребенка выделить две основные идеи в только что прослушанном сюжете. Этот навык начнет приносить плоды по мере того, как ребенок будет становиться старше и ему придется перерабатывать всё большие объемы информации.

Почему они всё пропускают мимо ушей

К содержанию

Почему они всё пропускают мимо ушей

Далеко не все подростки умеют оценить свои усилия и сопоставить получившееся с тем, что от них требовалось. Учителя средней школы хорошо знают: чтобы добиться именно того результата, который нужен, придется чрезвычайно внятно растолковать ученикам, чего же от них хотят. Внятно и многократно.

Я стараюсь как можно точнее и подробнее разъяснять каждый аспект моих требований, потому что, стоит упустить хоть одну мелочь, и меня ждет большое разочарование и взрыв мозга от того ужаса, который я получу в день сдачи работ. Когда мне сдают работу, не соответствующую ясно сформулированным требованиям, я усаживаюсь рядом с бедолагой-учеником и показываю ему, где и в чем он отступил от инструкций. Я конкретно обозначаю все требования на входе и так же конкретно объясняю, как буду оценивать результат на выходе.

Дома дефицит осознанности и способность следить за собой проявляется в виде кое-как отмытой ванной или в виде ланча, состоящего главным образом из печенья. У нас дома камнем преткновения стала обязанность складывать дрова в поленницу. В итоге мы установили домашнее правило: если поленница развалится, тому, кто ее так сложил, придется проделать всю работу заново. Это утомительная работа, да и опасность занозить руки велика, поэтому старшему сыну хватило двух неудач, чтобы овладеть правильной техникой складывания дров.


Но повторю еще раз: подросткам нужны чрезвычайно подробные и внятные инструкции к любому заданию. Я не выставляю сына во двор с набором инструкций типа того, что выдается в "Икее", или расплывчатыми устными указаниями. Сначала мы складывали дрова вместе, я показывала, как сформировать с обеих сторон поленницы удерживающие ее башни, как учитывать угол наклона почвы под поленницей и что делать, если дрова наколоты неровно. Сын приобрел сноровку в новом деле, а я провела неплохой день вместе с ним, наблюдая за тем, как он прокачивает навык и уверенность в себе, исполняя сложное и важное задание.

Вот ряд советов, которые помогут укрепить осознанность подростка и его способность оценивать свой прогресс в выполнении заданий:

  • С самого начала совершенно ясно сформулируйте требования. В идеале, в первый раз выполните задание вместе с ребенком, подскажите ему приемы и хитрости, которые помогут справиться с делом.
  • Когда ребенок сообщит, что задание выполнено, помогите ему сравнить ваши требования или требования учителя с тем, что у него получилось.
  • Если ребенок наделал ошибок или вовсе провалил задание, покажите ему, как шаг за шагом найти решение в этой ситуации. Пользу от промахов получает лишь тот, кто превращает их в уроки изобретательности и исправления ошибок. Иногда сам провал помогает овладеть каким-то другим навыком. Пусть все идет как идет, учитесь на ошибках по мере их появления. Сохраняйте терпение и чувство юмора.
  • Хвалите за старание и подталкивайте к будущим свершениям, а ошибки рассматривайте как возможность учиться. Чем больше ребенок вникает в собственную работу, оценивая ее по шкале внешних требований, тем лучше он научится замерять свой прогресс и работать, пока не добьется полного соответствия ожиданиям.