Содержание:

Реклама

Большинство родителей недооценивают компьютерные игры. Да, пытаются с ними бороться, ограничивают время за компьютером — но часто не задумываются о разнице реального и виртуальных миров и о том, какие качества игры на компьютере воспитывают в ребенке, как меняют его личность.

Компьютерный мир безопасен, реальный — нет

Почему дети проводят так много времени за компьютерными играми? Что они получают от виртуальных побед? Чем это занятие можно заменить?

Все хотят быть героями, дети тоже. От осознания, что ты совершаешь Поступок, в кровь выделяется гормон радости. Победить, двигая мышкой по столу, гораздо проще, чем, например, в спортивных состязаниях. Хотя эффект от эмоционального подъема (осознания себя героем) после занятия спортом и спортивных побед более стойкий.

Невозможно представить себе современного ребенка, незнакомого с виртуальной реальностью. Играть начинают рано; двухлетние дети, которые приходят ко мне на прием, чаще всего уже знают элементарные игры и тем более — как включить смартфон и где найти в нем мультики.

Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь, заменили реальность суррогатом, в котором можно все и не нужно работать душой. Можно убить, можно умереть — страданий не будет.

В играх есть предсказуемость и точно прописанные условия. Например, для перехода на следующий уровень нужно победить всех орков. И ребенок уверен в результате.

А в жизни совсем не так. Да и мы, родители, не умеем ставить задачу.


Родители проигрывают компьютерным играм в постановке задач

Разговариваю с подростком. Повод обращения мамы — не хочет учиться. Может, но ленится. У лени всегда есть причина. У меня на встрече Марк апатичен, ничего ему не нужно, все у него "и так нормально".

Выясняю зону его ответственности, какие требования к нему есть у родителей, сверстников, учителей. Про учителей ответил, про сверстников сказал, что не знает. А насчет родителей я прицепилась и все спрашивала, спрашивала. Потому что понять из его рассказа ничего не могла. Вот он говорит знакомые слова, а у меня четкой картинки не получается.

Я пыталась задать вопросы, которые возникают у подростков во время ссор с родителями. Обычно если ребенок "ленив", то и конфликтов минимум во всех сферах. Я не случайно беру слово "лень" в кавычки, ведь она — лишь симптом. А вот что за ней стоит, предстоит выяснить: гиперопека родных, перегрузка, отвержение со стороны близких или что-то еще?.. Таких вопросов Марк своим родителям не задавал, а если и задавал, то ответа не получил.

Я долго и безрезультатно пыталась вызвать эмоциональный отклик, спрашивала про будущее, про мечту, про то, чем он сейчас увлекается, про друзей, игры.

— Какие требования у мамы к твоей учебе?

— Хочет, чтобы учился лучше.

— Ты знаешь, что значит в ее понимании "лучше"?

— Ну, чтобы четверки были... Но мне и с тройками хорошо, это же не двойка.

— Обсуждал с родителями, для чего тебе нужны четверки?

— Вот этого я не знаю.

— Если бы ты мог жить целый год так, как ты хочешь, и мог бы позволить себе все, как бы ты его провел?

Родители проигрывают компьютерным играм в постановке задач

Марк слегка оживился и немного рассказал о мечте, но лишь слегка, и тут же погас. Я никак не могла найти точку приложения силы, я тонула в нем, как в вате.

И вдруг:

— И вообще, все равно все это неправда!

Первое эмоциональное высказывание для меня послужило сигналом, что я натолкнулась на что-то важное и ценное в жизни парня.

— Что неправда? — оживилась я.

— Что все будет! — Марк тоже выглядел заинтересованным, хоть и грустным.

— А что должно быть? — продолжаю удивляться я.

Еще немного словесной эквилибристики, и на свет появляется:

— Я прошу апгрейд для компьютера, а они говорят: учись лучше, и все у тебя будет. Но ничего не будет. Если стану учиться лучше, то сразу скажут, что денег нет или нужно еще подождать, а если потом снова хоть одна тройка, то все — опять плохо учишься, не заслужил. Да и не могу я лучше, не получится у меня.

А теперь вернемся к четко поставленным задачам и возможностям эти задачи выполнить. Согласитесь, что "учись лучше, и все у тебя будет" не похоже на задачу. Слишком много вопросов: лучше кого, насколько лучше, надолго ли, лучше в оценках или в знаниях?

Когда у родителей нет цели, а есть только понимание "тройка — это плохо, надо лучше", то они не могут поставить задачу. А значит, реальная жизнь проигрывает виртуальной. Добавьте к этому отсутствие опыта преодоления трудностей, и самооценка стремительно летит вниз.

Компьютерный мир безопасен, реальный — нет

В реальной жизни такой подросток будет избегать контактов, потому что люди чего-то от него хотят, теребят и надо соответствовать, а проще замкнуться, сказать: "Я люблю одиночество, мне в нем комфортно", как в детстве "я в домике".

В компьютерной жизни все намного безопаснее. Там нет непоследовательных учителей и жестоких одноклассников. Победа гарантирована, и тебе не нужно думать, достиг ты ее или еще нет. Создатели игры позаботились о том, как нам сообщить о ней.

А в жизни не так. Никто не рассказывает, что неудача — это опыт. И боль от неудачи — это ценность, тренировка. Но ты сам становишься сценаристом своей жизни, сам решаешь: вот здесь, в этой точке, — победа.

Принимая участие в игре, например, в виртуальном спарринге боксеров, человек испытывает те же положительные эмоции, как от участия в настоящем поединке, а вот отрицательных ощущений не получает. Ему никто не рассечет бровь или не отправит в нокаут. Конечно, можно проиграть и расстроиться, но зато без сотрясения мозга.

Тебе не нужно неделю восстанавливаться, пахать на тренировках, делать отжимания и растяжки, от которых тело болит. Нужно просто подождать, пока твой персонаж загрузится заново, — и все, продолжай.

Многие современные дети мнительны и осторожны. Провожу занятие для творческого развития, принесла с собой веревку, вату, бумагу, спички, карточки и всякие другие мелочи. Задача: придумать самое необычное применение этим вещам. И одно из подзаданий — рассмотреть предметы, интерьер кабинета и ответить, что здесь опасно, а что полезно (что может представлять опасность, а что — принести пользу).

Цель этого упражнения в том, чтобы дети увидели двойственность вещей и поняли, что каждая из них может быть разной, в зависимости от использования. Возраст ребят — от семи до девяти лет. Так вот, по результатам детских ответов были признаны опасными:

  • веревка: можно запутаться, упасть и что-нибудь себе сломать;
  • окна в кабинете: если они разобьются, то можно порезаться;
  • спички: непременно случится пожар;
  • вата: можно засунуть ее в рот и задохнуться (зачем засовывать ее в рот, ответить не смогли).

Я запомнила только часть ответов. Но опасным было признано почти все, что окружает детей. Компьютерный мир, повторюсь, безопасен: там нельзя пораниться, задохнуться от ваты или выпасть в окно. Там всегда есть кнопка сохранения, и в любой момент можно начать с начала.