Ребенок растет с телефоном в руках. Как избежать зависимости?

Как превратить телефон и планшет в инструменты для творчества

Полезность: 5 из 5 Интересность: 4 из 5 (5 оценок)

Не ограничивать использование смартфона ребенком – опасно. Ограничивать – очень нервно. Можно ли избежать противостояния на тему гаджетов?

Как перестать ссориться с ребенком из-за телефона

Сегодня телефон для нас – индикатор того, что мы есть, что про нас помнят: с нами разговаривают через сообщения и фотки в мессенджерах, через ленты соцсетей и оповещения в разных приложениях. Нет никакого смысла обсуждать, хорошо это или плохо. Это реальность, от которой нам некуда бежать.

Дети до 12 лет особенно уязвимы в отношении цифровых носителей. И если ребенок растет с телефоном в руках, то последний становится частью его психики. Конечно, если ребенка лишают девайса, то он чувствует себя неполноценным и любыми способами пытается восполнить потерянную часть.

Такое поведение называют зависимостью. Другими словами, человек не в состоянии нормально функционировать без внешнего объекта. Ровно по той же схеме строится наркотическая зависимость: человек не в состоянии нормально жить без очередной дозы. Мы же имеем дело с цифровой зависимостью. Что с ней делать?

5 необидных способов ограничить время на телефон

Первый и самый банальный совет – ограничить время общения с девайсом. Если мы говорим о борьбе с зависимостью, то самый действенный способ – это максимально сократить количество раздражителя. Особенно это касается детей до 12 лет. Чем меньше экранного времени, тем больше вероятность, что ребенок в реальной жизни найдет себя, а гаджеты останутся для развлечений и необходимых действий в сети.

Например, многие психологи (и я в их числе) говорят, что надо воздержаться от девайсов в первые полтора часа после пробуждения утром и за полтора часа до сна. Моя 12-летняя дочь читает книги вместо того, чтобы играть в планшет. Когда ей было 10, я ввела это ограничение просто как правило: в 8 вечера планшет и телефон она приносит на кухню и кладет в моем поле зрения. Если опоздала с планшетом больше, чем на 5 минут – на следующий день она вообще не может играть. А чтобы не скучать, она читает…

Кстати, родителю не надо думать о том, чем заменить девайс. Помню, рассказывали мне друзья, что когда к их ребенку приходят одноклассники (это 2-3-й класс, т.е. 8-9 лет), они на пороге отбирают у всех телефоны. И дети прекрасно организовываются и играют вживую в компьютерные игры. То есть не на экране выполняют какие-то задания, а в реальном пространстве. Договариваются о правилах, вводят новые условия в игру, как-то распределяют внутри команды роли. Что ж, не самое плохое совмещение виртуального и реального мира.

Чтобы родителю самому не следить за ребенком постоянно, можно установить на телефон счетчик экранного времени и вместе контролировать результаты. Чем меньше времени в телефоне – тем больше "пряников" в реальном мире: поход в кино, на день рождения, приглашение друзей домой и еще какие-то награды, которые подойдут вашему ребенку.

Помните "Сказку о потерянном времени"? Советский фильм, в котором то время, которое дети тратили впустую, у них воровали старики. И, соответственно, старики молодели, а дети пропорционально старились. Подобная метафора заставляет с уважением относиться ко времени и его наполнению.

Вы можете посмотреть с ребенком фильм, а можете придумать свою игру по аналогии: то время, что ребенок просиживает в девайсе, учитывается и… отдается потом на дела, которые не хочется делать, - помочь бабушке грядки вскопать или в магазин сбегать. Можно просто посчитать, что за потерянное время можно было сделать: связать игрушку, испечь пирог, сводить девушку в кино, поднять оценку по математике в четверти на балл. В некоторых случаях в девайсах оставлено столько времени, что можно было бы выучить иностранный язык или подготовиться к поступлению в вуз.

Прекрасный способ (подходит для более старших детей) – вести учет времени в течение суток. Просто делается табличка с временными промежутками в 15 минут. И каждая ячейка заполняется. А потом разными цветными карандашами выделяем время, потраченное на учебу, на девайс, на удовольствия вне девайса, на дружбу, на хобби и что там еще есть у вашего ребенка.


Что нового в сети?

Интернет не всегда плох. Там много полезной и интересной информации для детей любого возраста. И к таким ресурсам можно ребенка привлечь. Например, 2-3 раза в неделю он рассказывает вам, что нового узнал. Он может представить это в виде слайдов презентации, или мини-лекции, или даже переработать творчески полученный материал и показать спектакль на эту тему.

Взрослый же может задавать вопросы о том, как можно использовать эти новые знания в реальной жизни. И здесь открывается поле для дискуссий о будущем науки и общества, о разных направлениях исследований в разных отраслях, об объединении технологий и человеческих ресурсов и… о чем угодно, что интересно вам и ему.

Во время таких разговоров вы не просто учите ребенка перерабатывать информацию, вы устанавливаете с ним контакт, даете ему возможность поделиться с вами чем-то новым. Все это повышает доверие между вами, сближает и закладывает прочный фундамент отношений на будущее.

У моих клиентов была проблема взаимоотношений с подростком: ребенок все время сидел у себя в комнате с компьютером и никак не хотел общаться с родителями. Все общение сводилось к взаимным претензиям и инструкциям, что делать и что не делать.

Все вместе мы пришли к решению, что подросток 2 раза в неделю рассказывает родителям, что нового он почерпнул в сети. В итоге общение стало регулярным и наполненным. Родители не только перестали обесценивать интересы ребенка, связанные с "блужданиями по сети", но и поразились его осведомленности по вопросам биологии и этологии, да и сами неплохо подтянулись по этим темам. В итоге мальчик поступил на биологический факультет, отношения в семье наладились, протесты подростка прекратились.

Ребенок растет с телефоном в руках

Телефон и планшет как средство для творчества

Можно переформатировать использование телефона, если ребенок зависает в играх и тик-токе. Предложите ему освоить разные редакторы и монтировать семейные видео, делать фотоколлажи, макетировать электронные и бумажные книги, наполненные фотографиями и текстовыми зарисовками про отдых. Можно научиться в творческом формате изображать ответ на вопрос о смысле жизни или любви к животным. Лучше, если ребенок будет делать то, что ему больше нравится, беря в работу темы, которые близки.

Основная идея этого подхода – запустить продуктивную деятельность, пусть и с участием телефона. В этом случае механизм использования девайса принципиально меняется: основной становится творческая, созидательная деятельность, а телефон – лишь помощник. Во время этой деятельности работают те участки головного мозга, которые отвечают за мышление и произвольную саморегуляцию. Именно эти отделы в дальнейшем нужны нам для эффективного построения карьеры, познания мира и установления продуктивных социальных контактов.

Именно эта деятельность по созданию нового продукта и является сугубо человеческим атрибутом, недоступным животным. Именно эта деятельность дает наивысшее удовольствие. По моим скромным данным с моими собственными детьми и клиентами, после такой практики дети чаще берут в руки краски и карандаши, бумажные книги и тянутся к творчеству и познанию.

Моя дочь умудрялась спускать кучу денег (в моем понимании) на игры в планшете. Вначале я жестко поставила вопрос, что покупать разные кристаллы и монеты она может только на свои: с моей карты списывается сумма, а она мне ее отдает наличными.

Когда наличные деньги у закончились, я предложила ей начать зарабатывать. Но за поход за молоком и пятерки в нашей семье платить не принято, поэтому я предложила дочке монтировать для меня ролики для сториз в инстаграм.

В итоге мы пришли к следующему: заработанные трудом деньги тратить на игры оказалось неинтересно, она покупает на них себе какие-то ручки, ластики, аксессуары. Творческая работа по созданию роликов изменила ее отношение к планшету и его использованию - она теперь исследует разные приложения по работе с фото- и видеоматериалами, разбирается в них. Стала делать свои ролики на темы, которые ей интересны, и выкладывать их в тик-ток. На мой взгляд, есть очень интересные и нестандартные находки. Но самое неожиданное – она взяла альбом и фломастеры и начала рисовать руками вместо того, чтобы играть в планшет.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте также
Почему нельзя использовать чужие аффирмации
Какие аффирмации самые эффективные
Почему родителям не надо бояться киберспорта
Что умеют дети, занимающиеся киберспортом?
Оставить комментарий к статье "Ребенок растет с телефоном в руках. Как избежать зависимости?"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

21.04.2021
Обновлено 21.04.2021
Реклама
Статья дня
Почему родителям не надо бояться киберспорта
Почему родителям не надо бояться киберспорта
Что умеют дети, занимающиеся киберспортом?
Реклама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!