Содержание:

Ребенок боится темноты, боится оставаться один в комнате и засыпать самостоятельно. У детей 4-5 лет боязнь темноты часто связан с развитием фантазии: они представляют себе что-то страшное в темноте. Для преодоления иррациональных страхов психотерапевт Виктор Франкл изобрел очень эффективный метод "парадоксальных интенций". В модифицированном виде он может быть применим и к детям.

Как избавиться от боязни темноты

Маленькая Лиза боялась темноты. Хотя по ночам у ее кровати горела слабая лампочка, она несколько раз за ночь переживала паническую атаку и в слезах заползала в постель к родителям. Отец и мать, простые и душевно здоровые люди, привели девочку ко мне.

К содержанию

Нарисовать свой страх, дать ему имя и попробовать испугать его

Я посадила ее к себе на колени, покачала немного, дала цветные карандаши и бумагу и попросила нарисовать свой страх. Дрожащей рукой девочка нацарапала в центре листа коричневое чудовище. После этого она должна была нарисовать саму себя. В самом углу листа появилась микроскопическая женская фигурка.

"Молодец, Лиза, — сказала я. — А теперь дай коричневому чудовищу имя". "Это Медведь-Ворчун", — ответила девочка не задумываясь. "Какое правильное имя! — восхитилась я. — Ведь Ворчун, когда приходит по ночам, нашептывает тебе всякие гадкие вещи, о которых ты мне рассказывала. А знаешь что, давай с сегодняшнего дня ты будешь ворчать ему в ответ? До сих пор он тебя пугал, а теперь наоборот, ты будешь пугать его, договорились?"

Малышка прижалась к моей юбке. "Я не могу его испугать", — пропищала она. "Еще как можешь! — приободрила я ее. — Я тебя научу. Мы будем днем тренироваться, как пугать Ворчуна, а ночью ты будешь делать это сама у себя дома. И еще я тебе раскрою один секрет: медведи-ворчуны, если их испугать, превращаются в безобидных милых плюшевых мишек. А маленькие дети, которые смело общаются с медведями-ворчунами, вырастают в больших, сильных девочек".

Я взяла второй лист бумаги и нарисовала на нем улыбающуюся девочку в центре, а у ее ног маленького лежащего медвежонка, у которого от страха шерсть стояла дыбом. "Так должно быть в будущем, — сказала я. — Ты согласна?" Девочка энергичным движением скатилась с моих колен. Ее "да" звучало уже более уверенно.

К содержанию

Как разыграть с ребенком сценку о страхе

Вот отрывок из диалога, который мы разучивали с ней, при этом я играла роль Ворчуна.

За окном стемнело. Тихо, на цыпочках входит Ворчун. Он заползает на подоконник, видит Лизу в кроватке.

Ворчун: Ух, Лиза, вот я и пришел, чтобы тебя забрать!

Лиза: Хорошо! Я очень хочу посмотреть, как выглядит медвежья берлога. Надеюсь, ты в ней прибрался, я ведь очень люблю порядок...

Ворчун (самому себе): Ну вот еще! Лиза меня совсем не боится! Она даже собирается проверить, прибрана ли берлога — только не это! Там ведь полный беспорядок! Но я знаю, как мне ее задержать... (Лизе): Смотри, какие у меня большие лапы! Я могу ими тебя поцарапать!

Лиза: А ну-ка, дай сюда свои лапы! Когти чистые и правильно подпиленные? М-да, мне кажется, даже при этом слабом свете я вижу, что под твоими когтями много грязи. И с такими лапами ты смеешь заходить ко мне в комнату! Сначала иди и помойся, а потом я, может быть, разрешу тебе войти.

Ворчун (самому себе): Что случилось с Лизой? Я не могу испугать ее даже своими большими лапами! И еще мне их надо помыть! Фу! Мне совсем неохота это делать. Но у меня еще есть пасть... (Лизе): Эй, малышня, я тебя съем!

Лиза: Как раз этого я тебе не советую делать. У меня крепкие кости, они застрянут у тебя в желудке. И у тебя сильно заболит животик. А если одна из моих острых косточек врежется тебе в кишечник, тебе придется поехать в больницу и лечь на операцию. Но знаешь, в больнице плохо обращаются с медведями-ворчунами, там любят только человеческих детей...

Ворчун (дрожа, самому себе): Сдаюсь! Она для меня слишком опасна! Лучше я пойду поищу себе другую жертву, которую смогу испугать. С Лизой у меня ничего не получится!

Лиза: Эй, Ворчун! Не будь трусишкой! Теперь, когда я так весело с тобой разговариваю, ты от меня убегаешь? Зайди хотя бы еще разок завтра вечером, поболтаем!

Ворчун (убегая, в окне): Этого я не могу тебе обещать. Ты для меня слишком умная, слишком смелая. Я перед тобой делаюсь совсем маленьким.

Лиза (смеясь, вслед): Но ведь ты на самом деле всего лишь маленький плюшевый медвежонок, который о себе что-то возомнил! Приходи снова, не бойся! Если ты будешь хорошо себя вести, я разрешу тебе залезть ко мне под подушку...

Ворчун исчезает.


К содержанию

Ребенок боится темноты. Как от этого избавиться?

Чем больше мы импровизировали, тем больше девочке это нравилось. Совсем приободрившись, она начала танцевать вокруг стула, на котором я (то есть "Ворчун") сидела, а в конце игры легко щелкнула меня по носу. Вновь став "собой", я поздравила ее с победой над медведем, отдала ей оба листа с рисунками и посоветовала каждый вечер перед сном выбирать, какому из рисунков верить — страшному или победному? Она скомкала страшный рисунок, засунула его в карман кофточки и побежала к родителям, гордо размахивая победным рисунком как трофеем.

Потребовалось всего несколько недель и несколько освежающих повторений нашего спектакля, чтобы Лиза снова могла спокойно спать — без света. При расставании я подарила ей маленького плюшевого мишку и шепнула на ухо: "Ты пообещала ему, что он может залезть к тебе под подушку". Она радостно взяла его в руки, погладила и с довольным видом отправилась домой.

Фраза "тебе нечего бояться" вряд ли может кого-то успокоить. Детям, да и взрослым, недостаточно сказать, чего им не следует делать. Если мы хотим им помочь, мы должны им объяснить, что надо делать.