Психология обучения рисованию

Основные стадии развития детского рисунка. Доизобразительная и изобразительная стадии.

Полезность: 4,3 из 5 Интересность: 4,1 из 5 (280 оценок)

Многих родителей малышей беспокоит вопрос: "В каком возрасте ребенок способен овладеть навыками рисования в той степени, в какой это необходимо, чтобы детский рисунок соответствовал эстетическим образцам и его содержание было понятно окружающим?"

Среди профессиональных педагогов, работающих с дошкольниками, бытует мнение, что чем раньше начать систематическое обучение детей рисованию, тем быстрее ребенок освоит навыки и умения, необходимые ему для отображения реальной действительности. Ребенок должен копировать предлагаемые ему образцы правильного рисования, а создавать произведения на основе собственного воображения он будет позже, так как настоящее творчество невозможно без опоры на отработанные навыки владения карандашом и кистью.

При всей кажущейся привлекательности этой точки зрения, ее несостоятельность становится очевидной для всех, кто когда-нибудь пробовал заставить ребенка научиться рисовать. Глядя на подобные рисунки, психологу трудно поверить, что ребенок может так видеть и воспринимать окружающий мир, и невозможно отделаться от мысли, что его рукой водила рука взрослого.


Чем больше взрослый, обучающий ребенка рисованию, будет добиваться внешней похожести детского рисунка на взрослое видение окружающего мира, тем более высокие психологические барьеры перед занятиями рисованием будут устанавливаться в психике малыша.

Итак, постараемся понять, почему взрослым не рекомендуется вмешиваться в процесс выполнения той огромной интеллектуальной работы, которую совершает мозг рисующего ребенка.

Детские психологи выделяют две основные стадии развития детского рисунка: доизобразительная и собственно изобразительная.

Первая ступень доизобразительной стадии начинается на втором году жизни ребенка и характеризуется следующим интеллектуальным открытием малыша: карандаш, кисть с краской или просто собственный измазанный палец, если подвигать ими по какой-либо поверхности, оставляют на ней очень интересные следы. Начинаются первые хаотические движения этими предметами по любой подвернувшейся под руку поверхности, которые очень нравятся малышу, что связано с получением удовольствия от самого процесса движения. Ребенок может отвернуться в сторону и при этом с радостью продолжать свое занятие.

Чтобы не испортить впечатления от этих первых опытов, юного художника нельзя ругать за испачканные полы, обои, столы, скатерти, а предусмотрительно закупить несколько рулонов белых обоев и расстилать на полу, разбросав по ним мелки, краски, карандаши, пастель, сангину и все, что может пригодиться малышу. Есть дети, которым уже в год нравится мольберт, но не как навязанное родителями место для рисования, а как предмет интерьера, на котором родители, специально не обращая на это внимания ребенка, сами любят порисовать. Очень часто природная потребность ребенка к совершению предрисовальных движений затухает из-за требований соблюдения порядка, который невозможен в мастерской настоящего художника.

Доизобразительная стадия, вторая ступень — мозг и рука ребенка не готовы к копированию предлагаемых взрослым образцов, 2 года

Вторая ступень доизобразительной стадии наступает примерно через полгода, разумеется, если ребенку не мешали активно действовать на первой. В противном случае, развитие способности к рисованию отодвигается на более поздний период. На этой ступени у ребенка появляется способность устанавливать зрительный контроль за совершением своих движений, ребенок познает зрительно то, что делает его рука. Для взрослых произведения будущего художника продолжают оставаться хаотическими нагромождениями "каракулей", в то время как для ребенка установление зрительно-моторных координаций — это большое достижение, и его энтузиазм возрастает в несколько раз.

На этой ступени так же, как и на предыдущей, от родителей требуется только понимание и терпение, а также поставка оборудования для изобразительной деятельности: чем младше ребенок, тем более качественными материалами необходимо его обеспечить. Важно также помнить, что любые нелестные замечания о результатах деятельности малыша могут вызвать задержку развития способности к рисованию.

На третьей ступени доизобразительной стадии, на которую ребенок переходит через шесть-двенадцать месяцев после наступления предыдущей, он совершает следующее интеллектуальное открытие - оказывается, что у листа бумаги, на котором он "малюет", есть края. Малыш начинает учитывать эти границы и контролировать свое игровое поведение на листе бумаги. Если ребенок через год после установления зрительно-моторных координаций продолжает игнорировать границы листа, стоит проконсультироваться с психологом.

Доизобразительная стадия, четвертая ступень — интерпретация: ''Самолеты летают,  стреляют  друг в друга'', 3 года. Взрослый вмешивается, обозначив линию неба и показывая, как правильно рисовать самолет

На четвертой ступени доизобразительной стадии в детском рисовании совершается интеллектуальный взлет: ребенок начинает интерпретировать свои "каляки-маляки". Малыш ощущает себя всемогущим. Он может изобразить все, что захочет: "папа едет на машине", "мама и Саша идут в магазин", "Юля катается на велосипеде".

Стадия интерпретации наступает к двум с половиной-трем годам. Если в этом возрасте начать навязывать ребенку свои образцы правильного рисования, это может пагубно отразиться на развитии его уверенности в себе, помешать построению собственной картины мира, а значит, задержать психическое развитие ребенка и формирование его представления о своем месте в окружающем мире.

Реклама

На стадии интерпретации взрослый нужен ребенку только как понимающий слушатель. Переход от наглядно-действенного к образному мышлению сопровождается называнием персонажей, видимых только ребенку, а для того, чтобы хорошо развивались коммуникативные способности малыша, ему нужен взрослый, способный подыграть ему на листе бумаги. Однако большинство детей этого возраста болезненно относится к вторжению взрослого в созданный ими мир, поэтому родителям лучше просто спрашивать, кто есть кто, и не пытаться показывать, как это надо нарисовать правильно, если ребенок об этом не просит.

Следует также отметить, что, хотя большинство детей любит контактировать со взрослым при рисовании, существует особая категория маленьких художников, которые самозабвенно рисуют в полном одиночестве. Этой сосредоточенной работе ребенка над созданием собственного мира тоже мешать не стоит, однако у таких детей речь, как правило, развивается позже, часто они левши, но именно из этой категории детей получаются талантливые художники.

Наступление изобразительной стадии в развитии детского рисунка происходит к трем с половиной годам и характеризуется появлением сначала "примитивных" людей-головоногов, животных, насекомых, хаотично разбросанных по всему листу.

Изобразительная стадия, первая ступень — ребенок больше не хочет, чтобы взрослый вторгался в пространство его рисунка, он обозначает границы и приступает к собственно изобразительной деятельности. 'Головоног', 3 года 5 мес. Ребенок пытается нарисовать прыгающего человечка, у него не получается, он зачеркивает, в конце концов, ему это удается: человечек, обозначенный крестиком, 4 года.

К четырем годам наступает вторая ступень изобразительной стадии: ребенок делает важное мировоззренческое открытие — окружающий мир строго структурирован. В рисунках детей появляется линия земли - черная или коричневая полоса, зеленые травинки, белый снег, на земле в ряд располагаются персонажи рисунка, а над ними — линия неба. На этой ступени детям нравится передавать динамику различных людских и природных состояний: ребенок может нарисовать коричневую землю, а потом закрасить ее белой краской: "Зима наступила". Или изобразить синий овал — "озеро", а потом закрасить его черной краской: "Высохло". Часто дети хотят в одном рисунке передать изменения погодных условий. Сначала ребенок рисует траву, цветы, себя в легкой одежде, синее небо, ярко-желтое солнце. А потом тучи набежали, дождь пошел - пририсовывается зонтик и резиновые сапоги. То, что ребенку эмоционально ближе, важнее, он изображает крупнее остальных объектов, например, цветок может быть больше дерева, мама в два раза выше папы, он сам — выше всех членов семьи.

Изобразительная стадия, вторая ступень — появляется линия земли, интерес к себе самой. 'Таня', 4 года 7 мес. Картина мира пятилетнего ребенка

Эта ступень продолжается до пяти-шести лет, и дети редко прибегают к помощи взрослых. Но если ребенок просит показать ему, как изобразить бегущую лошадь или прыгающего человека, важно не утратить его доверия к вам, показывая именно то, о чем он просит. Художественные шедевры родителей не вдохновляют, а унижают ребенка, только приступающего к освоению изобразительного языка.

Появляется интерес к другим. 'Портрет тети Эллы', 5 лет 3 мес. Пора идти в изостудию

К шести-семи годам у ребенка появляется способность изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат в реальном мире, однако давление взрослых и на этой ступени изобразительной стадии недопустимо. Дети, родители которых терпеливо и с пониманием относились к их созидательной работе на листе бумаге, начинают обращаться за помощью к взрослым сами. В этом возрасте уже можно отдавать ребенка в изостудию или приглашать домой педагога-художника. Однако, если развитие детского рисунка задерживалось или переживало возникновение психологических барьеров, отдавать ребенка в изостудию лучше не раньше одиннадцати-двенадцати лет.

Реклама

Дорогие мамы и папы! Систематическое и целенаправленное руководство детской изобразительной деятельностью, так же как и ограничение потребности ребенка в рисовании, лишает маленького исследователя собственных открытий в окружающем мире, дезориентирует его и мешает пройти все необходимые стадии развития способности к рисованию, последовательное преодоление которых в условиях свободы и отсутствия давления и есть путь к истинному творчеству.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Комментировать статью "Психология обучения рисованию"
Тему-то в садике задали и велели результат принести. Я-то в принципе против того, чтобы она копировала за мной, но она-то просит потом: "Я хочу точно такой же дом, как у тебя".
в результате наших безуспешных свободных попыток потом взялся папа рисовать: рисует одну палочку, передает кисть и говорит: "теперь ты рисуй такую палочку", Маша рисует, затем папа рисует вторую палочку, Маша повторяет.
Я уж совсем против такого метода, но дочь в итоге такого рисования получила похожий результат.
Я про то, что быть может, какие-то умения (рисовать те же прямые, круги и пр.) все же стоит прививать? Просто в голову пришел похожий случай из детства: я просила маму научить меня готовить суп с мясом, а она мне говорит: "давай все сделаем по правилам, откроем кулинарную книжку", я открываю и уже в начальных строках тону в море информаций, "мясо очистить от сухожилий, нарезать по волокнам и пр." Я долго считала, что это безумно трудно сварить мясо для супа. Хотя меня тогда просто удовлетворил бы такой ответ: "мясо залить водой и варить 1,5-2 часа, затем добавить овощи."
Вот и тут с рисованием я, предоставляя полную свободу действий своей дочери, поступаю так же как с заумной кулинарной книгой?
2000-10-02, Лена Соловьева
Конечно надо нарисовать киску!!Я в таких случаях рисую киску как могу условно: рожица, усы, ушки и хвост.Мой сын ни разу не пытался копировать мои рисунки для него, хотя с 2 до 3,5 лет он каждый день просил много раз для него что-либо нарисовать:дерево, паровоз, цветок, рыбку. Теперь он не просит меня, а рисует сам то, что ему сейчас! нравится.Мне кажется, что не стоит отказывать ребенку нарисовать что-либо, я помню свое детство: для меня часто рисовал папа то, что я просила. Я рисовала с малых лет очень увлеченно (иногда по 3-4 часа в день)и получалось очень хорошо.По рекомендации учителя рисования я даже хотела поступать в художественное училище, но, в итоге, стала переводчиком с китайского, но до сих пор люблю рисовать!
А мои навыки помогли мне научиться писать красивые иероглифы. У нас дома есть несколько книг по обучению рисованию, но я не собирабсь использовать их,чтобы учить сына.Я их изучала сама! лет с 12 и много почерпнула из них,и уверена, что ребенок должен сам учиться по таким книгам, когда дорастет до этого, если это будет ему интересно.А на нет и суда нет. Займется чем -нибудь другим.
2002-01-04, Еленочка
В садике дочке (3г8м) для закрепления умения проводить прямые линии задали нарисовать красками "Дом, в котором я живу". Дома я для поддержания интереса тоже села рядом с дочкой рисовать, соответственно, Маша начинает красками мазюкать, размалевывать по листу, приговаривая: "Тут бабушка печет пирожки, тут кошка сидит" - фантазия налицо, но рисунок далек от исходного задания (проводить прямые линии). Я без всякой фантазии нарисовала прямоугольник и в нем кучу квадратиков (многоэтажный дом с окнами - фантазии никакой, но зато близко к теме задания). В результате, дочь видит мой рисунок и говорит:"хочу такой же нарисовать", берем второй лист бумаги и опять у дочки мазюки - нравится, видимо, этот процесс красками, дочь видя, что результат далек от моего варианта, начинает плакать, я успокаиваю, говоря, что ее домик и с бабушкой и кошкой, а у меня фантазии не хватает. Что же нам делать в такой ситуации - учиться все-таки рисовать прямые линии или дать волю фантазии и как быть с садиком, там-то дети потом показывали свои рисунки, а дочь свои мазюки отказалась нести в садик, показывать?
2000-10-02, Лена Соловьева
А вот появление "головоногов" действительно в 3,5 года происходит? Мой ребенок нарисовал именно голову с ножками, внутри головы две точки - глазки. И сообщил, что это мама. Это было в 1 год 11 месяцев.
В том же возрасте был нарисован другой головоног и рядом внизу кружочек. Нам было объяснено, что это "бабушка играет в мячик".
А сейчас (2 г. 5 мес.)фломастерами тоже дочка рисует шарики, людей и животных (хотя на вид они все похожи:-))), а вот красками - берет ОДНУ краску и полностью закрашивает лист бумаги. Аккуратно-аккуратно. Рисовать на белом фоне ей почему-то неинтересно...
Это что-то значит?
2000-10-01, Marie
Мой сын 4 лет очень любит рисовать деревья с ветками, причем, делает он это лет с 2 и с тех пор не видно большого прогресса в их изображении,я сравнивала его рисунки.Во всех других рисунках многое изменилось, цветочки стали "правильнее" что-ли, паровозики больше похожи на настоящие и едут по рельсам, домики стали походить на сказочные замки, прямые линии, закругленные... с этим все в порядке. А вот деревья так и остались смешными, взлохмаченными, кривыми и такими же как были,со множеством торчащих кривых веток под прямым углом исходящих от ствола. Интересно почему?
2002-01-04, Еленочка
Ох, уж, эти мне прямые линии! В 4-5 лет не каждый ребенок может провести прямую линию. А главное, что ни к чему это. Не соотвествует это задание природной необходимости. Круги, спирали (в виде морских ракушек) - вот, с чего надо начинать. У девочки сейчас, как Вы поняли, стадия интерпретации рисунка. Не давите собственными шедеврами:) Показывайте всем своим видом, что то, что дочка нарисовала, понятно и здорово.
2000-10-02, Элла Прокофьева
Точно,точно. На рисунке свадьба со множеством персонажей, а тема "преметы квадратной формы". И, где же ,спрашиваю квадратные формы? А, вот видишь домик(малюсенький такой в середине листа).
Зачем Вам эти прямые линии. Или уж ,если очень хочется, скажите дочке прямо про задание рисовать прямые линии . Нарисуйте тогда забор что ли или цветы на длинных прямых стебельках.
2000-10-02, Баба Лена
Поделитесь:

У нас есть Telegram-канал. Все самое интересное появляется сначала там. Подпишитесь!
22.08.2000
Обновлено 15.04.2020
Реклама
Статья дня
Бесплатное образование в Италии: миф или реальность?
Высшее образование в Италии на английском. Как получить стипендию
Близкие по теме статьи
Что ты нарисовал? Интерпретация детского рисунка
Что ты нарисовал? Интерпретация детского рисунка
Предложите ребенку порисовать... И вы посмотрите на него другими глазами...
Кисти и краски полностью изменили ребенка с аутизмом
Кисти и краски полностью изменили ребенка с аутизмом
Лечение аутизма и занятия рисованием. Как научить говорить ребенка с аутизмом
Рисование с малышом: первые игры и занятия. Когда начинать?
Рисование с малышом: первые игры и занятия. Когда начинать?
Как научить ребенка держать карандаш и делать штриховку?
Реклама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!