Помощь родителей. Осторожно!

На первом уроке вы познакомились с принципом, который можно считать основой наших отношений с ребенком - безоценочным, безусловным его принятием. Мы говорили о том, как важно постоянно сообщать ребенку, что он нам нужен и важен...

Полезность: 4,6 из 5 Интересность: 4,4 из 5 (53 оценки)
Как быть, если ребенок делает "не то"?
Вмешательство родителей и реакции детей.
Проблема ошибок.
Правило 1.
Домашние задания.

На первом уроке вы познакомились с принципом, который можно считать основой наших отношений с ребенком - безоценочным, безусловным его принятием. Мы говорили о том, как важно постоянно сообщать ребенку, что он нам нужен и важен, что его существование для нас - радость.

Как общаться с ребенком

Сразу возникает вопрос-возражение: легко следовать этому совету в спокойные моменты или если все идет хорошо. А если ребенок делает "не то", не слушается, раздражает? Как быть в этих случаях?

Мы будем отвечать на этот вопрос по частям. На этом уроке разберем ситуации, в которых ваш ребенок чем-то занят, что-то делает, но делает, по вашему мнению, "не так", плохо, с ошибками.

Представьте себе картину: малыш увлеченно возится с мозаикой. Получается у него не все как надо: мозаинки рассыпаются, перемешиваются, не сразу вставляются, да и цветочек получается "не такой". Вам хочется вмешаться, научить, показать. И вот вы не выдерживаете: "Подожди, - говорите вы, - надо не так, а вот так". Но ребенок недовольно отвечает: "Не надо, я сам".

Другой пример. Второклассник пишет письмо бабушке. Вы заглядываете ему через плечо. Письмо трогательное, да вот только почерк корявый, да и ошибок много: все эти знаменитые детские "ищо", "сенце", "чюствую"... Как же не заметить и не поправить? Но ребенок после замечаний расстраивается, скисает, не хочет писать дальше.

Однажды мать заметила уже довольно взрослому сыну: "Ой, как у тебя получается неуклюже, ты бы сначала научился...". Это был день рождения сына, и он в приподнятом настроении азартно танцевал со всеми - как умел. После этих слов он сел на стул и мрачно просидел весь остаток вечера, мать же обиделась на его обиду. День рождения был испорчен.

Вообще разные дети по-разному реагируют на родительские "не так": одни грустнеют и теряются, другие обижаются, третьи бунтуют: "Раз плохо, не буду вообще!". Как будто бы реакции разные, но все они показывают, что детям не по нраву такое обращение. Почему?

Чтобы лучше это понять, давайте вспомним себя детьми.



Как долго у нас самих не получалось написать букву, чисто подмести пол или ловко забить гвоздь? Теперь эти дела нам кажутся простыми. Так вот, когда мы показываем и навязываем эту "простоту" ребенку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо. Ребенок вправе на нас обижаться!

Посмотрим на годовалого малыша, который учится ходить. Вот он отцепился от вашего пальца и делает первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживает равновесие, покачивается, напряженно двигает ручонками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придет в голову поучать: "Разве так ходят? Смотри, как надо!". Или: "Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила, не маши руками! Ну-ка пройди еще раз, и чтобы все было правильно?".

Комично? Нелепо? Но так же нелепы с психологической точки зрения любые критические замечания, обращенные к человеку (ребенку ли, взрослому), который учится что-либо делать сам!

Предвижу вопрос: как же научить, если не указывать на ошибки?

Да, знание ошибок полезно и часто необходимо, но указывать на них нужно с особенной осторожностью. Во-первых, не стоит замечать каждую ошибку; во-вторых, ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом; наконец, замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения.

И в этом искусстве нам стоит поучиться у самих детей. Спросим себя: знает ли порой ребенок о своих ошибках? Согласитесь, часто знает - так же, как ощущает нетвердость шагов годовалый малыш. А как он к этим ошибкам относится? Оказывается, более терпимо, чем взрослые. Почему? А он доволен уже тем, что у него что-то получается, ведь он уже "идет", пусть пока нетвердо. К тому же, он догадывается: завтра получится лучше! Мы, родители, замечаниями хотим скорее добиться лучших результатов. А получается часто совсем наоборот.

Четыре результата учения

Ваш ребенок чему-то учится. Общий итог будет состоять из нескольких частных результатов. Назовем четыре из них.

Первый, самый очевидный - это знание, которое он получит или умение, которое он освоит.

Второй результат менее очевиден: это тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя.

Третий результат - эмоциональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.

Наконец, четвертый результат - след на ваших взаимоотношениях с ним, если вы принимали участие в занятиях. Здесь итог также может быть либо положительным (остались довольны друг другом), либо отрицательным (пополнилась копилка взаимных недовольств).

Запомните, родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (выучился? научился?). Ни в коем случае не забывайте об остальных трех. Они гораздо важнее!

Так что, если ваш ребенок строит из кубиков странный "дворец", лепит собачку, похожую на ящерицу, пишет корявым почерком или не очень складно рассказывает о фильме, но при этом увлечен или сосредоточен - не критикуйте, не поправляйте его. А если вы еще и проявите искренний интерес к его делу, то почувствуете, как усилится взаимное уважение и принятие друг друга, так необходимые и вам, и ему.

Как-то отец одного девятилетнего мальчика признался: "Я так придирчиво отношусь к ошибкам сына, что отбил у него всякую охоту учиться чему-нибудь новому. Когда-то мы с ним увлекались сборкой моделей. Теперь он делает их сам, и делает прекрасно. Однако застрял на них: все модели да модели. А вот какое-нибудь новое дело ни за что не хочет начинать. Говорит не смогу, не получится - и чувствую, это оттого, что я его совсем закритиковал".

Надеюсь, теперь вы готовы принять правило, которым стоит руководствоваться в тех ситуациях, когда ребенок чем-то занят самостоятельно. Назовем его Правилом 1.

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"

Домашние задания

Задание первое.

Представьте себе круг дел (можно даже составить их список), с которыми ваш ребенок в принципе может справиться самостоятельно, хотя и не всегда совершенно.

Задание второе.

Для начала выберите из этого круга несколько дел и постарайтесь ни разу не вмешаться в их выполнение. В конце одобрите старания ребенка, несмотря на их результат.

Задание третье.

Запомните две-три ошибки ребенка, которые вам показались особенно досадными. Найдите спокойное время и подходящий тон, чтобы поговорить о них.

Статья предоставлена Центром "Мэри Поппинс"
Права на книгу принадлежат издательству "ЧеРо"
и "Творческому Центру СФЕРА"
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Помощь родителей. Осторожно!"

Вы не авторизованы.

Сейчас как раз читаю эту книгу. Очень нравится, полезная и чудесная. Даже уже успела попробовать применить на практике полученные знания: пыталась "активно слушать" ребенка, не оценивать и т.д. Но после прочтения урока 9, где говорится в том числе о том, чем вызвано "плохое поведение" ребенка. В частности, можно определить, чего не хватает ребенку по тем эмоциям, которые вызывает его "плохое поведение" у родителей.
И это ужасно!!!!! У меня ребенок постоянно ноет, хнычет и очень часто говорит, что она себя плохо чувствует, что она не выспалась, настроение тоже плохое и ничто ей не поможет. Вызывает это у меня раздражение. И если применять знания из книги, то это значит, что ребенку не хватает моего внимания. Вычитав и осознав все это я вляпалась в основательный экзистенциальный кризис.
Рецепт в книжке такой: придумайте общие занятия с ребенком, новые игры и т.п. Но я НЕ МОГУ придумывать, мне скучно играть в игры, где какого-нибудь героя все время обижают (а почему-то со мной она любит играть в такие игры). Мы с ней регулярно читаем вместе, иногда я включаюсь не очень надолго в ее игры, иногда танцуем вместе, очень много разговариваем, периодически собираем паззлы вместе. Больше ничего придумать интересного я НЕ МОГУ!!!!
А после прочтения урока 9 "Общаться с ребенком. Как?" вообще никакие мыслив голову не приходят, кроме как все плохо и какая я плохая вообще и плохая мать в частности.
2005-08-15, Анюня
Я тоже некоторое время назад совершенно не могла читать советы о том, как правильно общаться с детьми - впадала в уныние и мучилась от того, что я плохая мать. Помогли не книги а тренинги, обретение способности принимать решение интуитивно, а не сообразуясь с мнениями психологов, психологическими теориями (которых я знаю множество, поскольку сама недавно выучилась на психолога) и прочими внешними инстанциями. Какое же это освобождение - обрести это внутреннее чувство единственно правильного в данный момент решения!
2012-05-22, Катя Ромм
Статья очень понравилась.
Моя 7-лет. дочь впервые танцевала на сцене.То ножку почешет,то волосы поправит...После выступления я чуть было не сделала ей замечание, муж вовремя остановил.Мы, конечно, ее хвалили.Когда дочка просмотрела видеосъемку,выскаэалась: вот я глупая,все поправляю... Сама увидела и поняла...
2006-06-22, радуга
замечательно и полезно всем родителям.Для меня лично - работа над ошибками.
2005-10-31, katia
Отлично!!! Разослала знакомым отцам и мамам :))
2005-08-12, Катя К.
Очень хорошее напоминание родителям.
2005-08-14, Sunshine
soglasna s avtorom.
2005-08-15, ksjusa
Поделитесь:

12.08.2005
Обновлено 30.07.2019
Статья дня
Близкие по теме статьи
Какой вам достался ребенок? 3 типа характера: тест для родителей
Какой вам достался ребенок? 3 типа характера: тест для родителей
Черты характера ребенка: плохое поведение можно предусмотреть
Домашние обязанности по возрасту ребенка: составляем список
Домашние обязанности по возрасту ребенка: составляем список
Распределение домашних обязанностей: какую помощь по дому могут оказывать дети
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!