Плохой почерк – или дисграфия? Как помочь школьнику с дисграфией

Коррекция дисграфии: упражнения и советы для учителя

Полезность: 3,4 из 5 Интересность: 3 из 5 (71 оценка)

Как понять: у ребенка просто плохой почерк или вам достался школьник с дисграфией? Автор книги «Классный учитель» перечисляет признаки, свойственные детям с дисграфией, и предлагает способы помочь такому ребенку.

Дисграфия у школьника

Чтобы помочь детям с дисграфией, сначала нужно признать, что это проблема, и дальше действовать: поддерживать таких учеников советом, давать им возможность выполнять задания иными способами и, главное, подбадривать их, постоянно заверяя, что плохой подчерк еще никому не мешал добиться в жизни успеха.

Что такое дисграфия

В двух словах, дисграфия — неврологическое расстройство, выражающееся в серьезных затруднениях моторных и сенсомоторных функций. Среди симптомов: плохой почерк, проблемы с орфографией и сложности при изложении мыслей на бумаге. «Дис» означает «трудно», а «графия» — «писать».

Ученые обнаружили, что дисграфия связана с пережитыми в детстве неврологическими травмами, с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, с особенностями обучения, такими как дислексия, а также с расстройствами аутического спектра, в частности с синдромом Аспергера, — хотя прямой взаимосвязи может и не быть.

В перечне Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders Американской ассоциации психиатров дисграфия описывается как «расстройство письменного выражения», подразумевая, что навыки письма у конкретного индивида существенно ниже положенных ему по возрасту, интеллекту и полученному образованию.

Школьнику с дисграфией трудно только писать — он без проблем читает или придумывает, что написать. С другой стороны, все дети разные, и вряд ли найдутся два ученика со схожими симптомами.

Есть три основных типа дисграфиков:

  • дислексики (неразборчиво пишут, но нормально переписывают текст и часто делают ошибки в словах при произнесении);
  • люди с моторными дисфункциями (неразборчиво пишут и неразборчиво переписывают текст из-за проблем с двигательными навыками);
  • люди с пространственными дисфункциями (неразборчиво пишут и неразборчиво переписывают, поскольку плохо ориентируются в пространстве).

Дисграфия имеет отношение и к другим особенностям обучения, с которыми ее роднят сложности с координацией и восприятием слов.

Кто только из великих не был дисграфиком — взять хотя бы Агату Кристи, Альберта Эйнштейна и Томаса Эдисона! Ведь уникальные особенности обучения дают невероятный толчок развитию творческих способностей, заставляя нас по-иному общаться с миром и, следовательно, приводя к необычным результатам. В конце концов, не нам решать, какими мы рождаемся; мы можем только научиться понимать себя и соответственно действовать.


Как узнать школьника с дисграфией?

Если хотите помочь ученикам, предположительно страдающим дисграфией, задумайтесь, не замечали ли вы у них следующих симптомов.

  • Не всегда дописывает текст до конца, иногда пропускает отдельные буквы.
  • Говорит вслух, когда пишет.
  • С трудом подбирает нужные слова, не способен выразить свою мысль в письменной форме.
  • Нервничает, если предстоит что-то писать, а иногда просто отказывается.
  • Бывает, что отдельные буквы вообще не разобрать.
  • Неправильно держит ручку или карандаш.
  • Видит буквы там, где каракули и закорючки.
  • Делает орфографические ошибки и не завершает предложения.
  • Пишет без разбора то прописные, то строчные буквы.
  • В большом тексте строки извиваются, скорее напоминая рисунок, чем набор букв.
  • Пишет на листе, положив его вверх ногами или под странным углом.
  • Шум/музыка и скопление людей расстраивают и угнетают такого ребенка, вследствие чего его мысли начинают путаться.
  • Чувствителен к искусственному свету.
  • Порой во время письма у него болит рука в кисти или предплечье.
  • Плохо ладит с бумагой в линейку или клетку — потому что не способен писать в четко ограниченном пространстве.
  • Чувствует усталость в середине учебного дня.
  • Мучается с домашней работой, тратя уйму времени на письменные задания.
  • Им сложно работать самостоятельно, они отстают от одноклассников и позже прочих сдают работы и задания.

Если у кого-то из учеников наблюдается хотя бы один из этих признаков, тогда вы сами, школа и родители должны направить все силы на то, чтобы предоставить ребенку максимум эмоциональной поддержки, не говоря уже о специфической помощи в обучении. Попробуйте применить на деле следующие советы и методики.

Коррекция дисграфии

Коррекция дисграфии: упражнения и советы

Удобная ручка. Если ученику не приноровиться к письменным принадлежностям, поэкспериментируйте с разными ручками и карандашами, следя за тем, как он их держит и как при этом сидит, и/или учите ребенка работать на клавиатуре — для компенсации.

Как учить буквы. Если ребенку сложно запомнить, как пишутся буквы, пусть пишет крупно. Чем меньше мелкой моторики кистей и пальцев, тем лучше. А вы помогайте ему визуальными и звуковыми подсказками. Тренируйте с ним написание букв и произнесение звуков самыми разными способами (пусть он их видит, слышит, произносит, «выписывает» частью тела), короче говоря, придумывайте хитрости, которые помогут ученику запомнить буквы. К примеру, чтобы не путать, сколько петелек у письменных «и» и «ш», при написании «и» пускай зажмуривается и восклицает «Иииии», а когда пишет «ш», пускай шипит как змея (уверена, эффект будет атомный!). Я обожаю использовать в обучении маленькие хитрости, а вы? С их помощью дети всё запоминают, потому что им весело!

Письменная работа. Если ученику с дисграфией сложно сосредоточиться на выполнении письменного задания, предложите ему следующий подход:

Реши, о чем ты будешь писать.

Пропиши по пунктам или изобрази в виде схемы.

Изложи на бумаге свои мысли: если с чистого листа не начать, начни с порядкового номера или пиши на бумаге в клетку.

Проверь, что написал, и попроси кого-нибудь проверить твою работу.

Перепиши работу, исправляя все обнаруженные недочеты.

Меняем внутренний голос. Если дисграфик нервничает из-за внутреннего голоса, который уверяет его, что написать не получится, переключите ребенка на более оптимистичного внутреннего оппонента.

Цифровое обучение. Если у ученика-дисграфика не получается изложить мысли на бумаге, их можно записать на аудио. Наш мир — это новый мир, в котором мыслящий мозг сливается с цифровым.


Опубликовано Волкова Алёна
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Как вырастить голубику на садовом участке
Садовая голубика от выбора сорта до сбора урожая
Оставить комментарий к статье "Плохой почерк – или дисграфия? Как помочь школьнику с дисграфией"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

09.11.2016
Обновлено 03.06.2020
Статья дня
Как вырастить голубику на садовом участке
Как вырастить голубику на садовом участке
Садовая голубика от выбора сорта до сбора урожая
Близкие по теме статьи
Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк
Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк
Умение писать закладывается в детстве на всю жизнь
Ребенок плохо пишет и читает. Что такое дислексия?
Ребенок плохо пишет и читает. Что такое дислексия?
Трудности письма, нарушения чтения. Как учить ребенка с дислексией. Учителям и родителям
Как побороть дислексию: опыт звезд
Как побороть дислексию: опыт звезд
Джейн Остин, сайентология и другие звездные способы борьбы с дислексией
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!