Письмо Министерства Образования РФ от 29 марта 2002 года по передаче детей в семьи

Во исполнение Плана дополнительных неотложных мер Министерства образования РФ по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности просим обратить особое внимание на организацию работы органов опеки и попечительства по выявлению и устройству детей, оставшихся без родительского попечения, и попавших в трудную жизненную ситуацию...

№ 483/28-5
от 29 марта 2002 г.

Об организации работы по передаче детей на воспитание в семьи, организации работы по осуществлению опеки (попечительства) над детьми

Во исполнение Плана дополнительных неотложных мер Министерства образования РФ по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности просим обратить особое внимание на организацию работы органов опеки и попечительства по выявлению и устройству детей, оставшихся без родительского попечения, и попавших в трудную жизненную ситуацию, защите их прав и законных интересов.

В настоящее время усиливается роль органов опеки и попечительства в процессе своевременного выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и защите их прав. Это связано с тем, что сложные социально-экономические условия, криминализация общества, отсутствие мероприятий, популяризирующих роль семьи и семейного воспитания в обществе, приводят к постоянному росту численности всех категорий граждан, нуждающихся в опеке и попечительства Среди них особое место занимают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию или оставшиеся без родительского попечения. Для снижения количества беспризорных и безнадзорных детей, улучшения условий жизни детей, оставшихся без родительского попечения, Министерство образования Российской Федерации рекомендует более активно, проводить работу по выявлению и устройству этой категории детей, обратить внимание на координацию основных направлений деятельности органов опеки и попечительства и оказание им необходимой методической помощи.

Согласно ст. 31 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления должны осуществлять свою деятельность на основании устава муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. В Уставе муниципального образования, других документах, регламентирующих работу органов опеки и попечительства, обязательно должны быть отражены основные задачи и функции органа опеки и попечительства, круг вопросов, решение которых относится к его компетенции, закреплены полномочия, права и обязанности главы муниципального образования или его заместителя как руководителя органов опеки и попечительства, сотрудников соответствующего отдела, на который возложено выполнение работы по опеке и попечительству над детьми.

Положительно зарекомендовала себя практика создания при органах опеки и попечительства Комиссий по защите прав детей, в состав которых рекомендуется включать заместителя главы муниципального образования по социальным вопросам для рассмотрения таких сложных или спорных вопросов по опеке и попечительству над детьми, как дача разрешений на сделки с жилыми помещениями и иным имуществом, споры о воспитании детей, осуществление родителем своих прав при раздельном проживании родителей и так далее.

Особое внимание следует обратить на работу органов опеки и попечительства по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


В настоящее время действует Федеральный закон от 24.07.98 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, в соответствии с которым органы местного самоуправления имеют возможность принимать превентивные меры в отношении детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что, в свою очередь, сможет оказать влияние на снижение числа детей, оставшихся без родительского попечения.

Важным нововведением может стать совместная с органами управления образованием работа по организации системы социального патроната над детьми (семьей), находящимися в трудной жизненной ситуации. Правовым основанием для введения системы социального патроната над детьми является часть вторая ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой "родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя по защите прав и интересов детей". Таким представителем может стать социальный работник, общественный инспектор, утвержденный в установленном порядке и полномочный оказать необходимую помощь.

Целесообразно рекомендовать органам опеки и попечительства в наиболее сложных случаях составлять план по защите прав ребенка, в котором органами опеки и попечительства устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей, сроки их исполнения, четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка.

В соответствии со ст. 32, 33, 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации необходимо тщательно проводить работу по сбору и обработке информации о детях, оставшихся без родительского попечения, учитывать нормы Семейного кодекса РФ и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при принятии решений о наличии (отсутствии) над ребенком родительского попечения.

При решении вопроса о форме устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, необходимо, прежде всего, принимать меры к его передаче на воспитание не в учреждение, а в семью.

Учитывая положения ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации, дающей право субъектам Российской Федерации предусматривать "иные формы устройства детей", рекомендуем организовывать работу по подготовке законодательных актов субъектов Российской Федерации об организации системы патронатного воспитания. При этом можно учесть опыт работы в этой области ряда регионов (Москва, Калининградская, Пермская, Новгородская области. Алтайский край), в которых аналогичные документы уже приняты.

Введение в регионах такой формы устройства детей, как патронатное воспитание, активизация работы по созданию приемных семей позволят значительно уменьшить число детей, направляемых в учреждения, даст возможность поместить в семью любого ребенка и на любой срок; перепрофилировать детские дома (дома ребенка) в уполномоченные службы органов опеки и ввести в действие планирование попечения над ребенком. Система патронатного воспитания позволяет распределить обязанности по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем.

В целях осуществления эффективного учета детей, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в устройстве их в семьи необходимо организовать работу в строгом соответствии с Федеральным законом от 16.04.01 № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".

Совместно с органами опеки и попечительства провести проверку соответствия количества детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, количеству детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях.

Для активизации деятельности по семейному устройству детей целесообразно предоставлять доступную российским гражданам информацию о детях, подлежащих семейному устройству Производная информация о таких детях, согласно вышеназванному закону, может размещаться на специально создаваемых сайтах, в региональных СМИ (газеты, телевидение), в специализированных буклетах, бюллетенях и пр. Для проведения работы рекомендуем активно использовать бюджетные, внебюджетные и спонсорские средства.

Заместитель министра
Е.Е. Чепурных

Законодательство
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте также
Оставить комментарий к статье "Письмо Министерства Образования РФ от 29 марта 2002 года по передаче детей в семьи"

Вы не авторизованы.

Необходим Порядок передачи ребёнка под опеку, где будет указан перечень необходимых документов. Возникают спорные ситуации, когда отсутствие перечня документов ставит под удар судьбу ребёнка, а также нас, специалистов по опеке, когда решение вопроса о передаче ребёнка в семью зависит от амбиций должностных лиц, которые, всячески препятствуют этому. Например, глава сельского поселения отказывается дать кандидату в опекуны общественную характеристику, т.к. испытывает личные неприязненные отношения.
2007-04-18, Жданова Татьяна Петровна
Да-а, статья от 2002 года, а детей в ДД все больше и больше... Видно, хорошо все было придумано, е еще лучше - исполнено:(
2007-04-18, Ветка
Поделитесь:

22.09.2004
Обновлено 24.11.2015
Реклама
Статья дня
Близкие по теме статьи
Медицинское заключение независимое 162-у
Медицинское заключение независимое 162-у
Образец независимого заключения 162-у
Государственная политика в области охраны прав детей (часть 2)
Государственная политика в области охраны прав детей (часть 2)
Семья является естественной средой обитания ребенка, поэтому при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую...
Инструктивное письмо об организации работы по передаче детей на воспитание в семьи, организации работы по осуществлению опеки (попечительства) над детьми
Инструктивное письмо об организации работы по передаче детей на воспитание в семьи, организации работы по осуществлению опеки (попечительства) над детьми
Во исполнение Плана дополнительных неотложных мер Министерства образования РФ по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности просим...
Реклама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!