Государственная политика в области охраны прав детей (часть 2)

Семья является естественной средой обитания ребенка, поэтому при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью или учреждение, в котором сохраняются основные черты и особенности семейного уклада.

Полезность: 4,6 из 5 Интересность: 2,8 из 5 (5 оценок)

Доклад
начальника Управления
социально-педагогической поддержки
и реабилитации детей

Часть 1 можно прочитать здесь.

Семья является естественной средой обитания ребенка, поэтому при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью или учреждение, в котором сохраняются основные черты и особенности семейного уклада.

Действующим федеральным законодательством предусмотрены такие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как усыновление (удочерение), передача под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, помещение в специализированные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на полное государственное обеспечение.

Согласно статистическим данным в 2000 году было выявлено и учтено 134 тыс. 600 детей, оставшихся без родительского попечения, а в 2001 году - 140,1 тыс. детей.


Анализ информации о формах устройства детей за период с 1996 по 2001 год показывает, что соотношение количества детей, переданных в семьи граждан и в специализированные учреждения на протяжении этого времени остается практически неизменным. В различные учреждения помещается, как правило, от 25 до 30%, а в семьи граждан - до 70% детей, оставшихся без родительского попечения.

Так, в 2000 и 2001 годах в семьи граждан было передано 68 и 56%, а в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 29% и 27% соответственно из всех выявленных детей.

Эти данные подтверждают приоритетность семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако огромное количество детей (около 230 тысяч ежегодно) передаются на воспитание в детские интернатные учреждения. Это заставляет нас предпринимать все возможные меры к совершенствованию работы и поиску новых решений, направленных на вывод максимального количества детей из специализированных учреждений на воспитание в семьи граждан.

Все дети обладают правами, в частности правом знать своих родителей и воспитываться ими во всех случаях, когда это возможно. Усыновление является оптимальной формой устройства ребенка, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Защищая право детей жить и воспитываться в родной стране, создавая условия для реализации гражданами России возможности взять на воспитание в семью ребенка, законодатель в Семейном кодексе и других законодательных и нормативных правовых актах закрепил преимущественное право российских граждан на проведение процедуры усыновления.

Принятый в апреле 2001 года Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" стал основой для совершенствования действующего порядка учета детей, подлежащих семейному устройству, граждан, желающих стать усыновителями, закрепления правил обработки, хранения и использования указанной информации.

Законом введены понятия государственного, федерального и регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определены федеральный и региональные операторы соответствующих банков данных. Согласно Закону, государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, является совокупностью информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных) и на федеральном уровне (федеральный банк данных)

В Законе закреплен порядок формирования банка данных (документирование информации о детях, подлежащих устройству на воспитание в семьи, о гражданах, желающих принять таких детей), определены правила и порядок предоставления гражданам конфиденциальной информации о детях, подлежащих семейному устройству.

Однако ряд регионов до сих пор не организовал работу по передаче сведений о детях в федеральный банк данных в соответствии с установленным порядком. Такие субъекты как Республики Ингушетия, Мордовия, Якутия, ряд автономных округов в текущем году не передавали сведений о детях, подлежащих семейному устройству.

В Республике Дагестан, Калужской, Костромской и Сахалинской областях, в Москве регулярно выявляются нарушения сроков передачи сведений о детях в государственный банк данных.

Таким образом, сегодня при должной организации работы органов опеки и попечительства на местах, можно в максимально короткий срок найти ребенку новых родителей и минимизировать время его пребывания в специализированном учреждении. Также российские граждане имеют возможность получать производную информацию о детях, подлежащих усыновлению, размещенную в специализированных газетах и журналах, распространяемую в рамках тематических проектов по устройству детей.

Об эффективности создаваемой системы говорит то, что в течение 2001 года в Российской Федерации на усыновление посторонним гражданам были переданы 13 тыс. 221 ребенок, причем граждане Российской Федерации усыновили 56% (7тыс. 410 детей). В настоящее время в государственном банке данных содержатся сведения о 130 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако не всегда удается найти ребенку новых родителей в России.

Усыновление детей, граждан Российской Федерации, иностранными гражданами за последние годы прочно вошло в практику работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложена работа по содействию в устройстве детей на воспитание в семьи, федеральных судов, Министерства образования Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации и других государственных органов и организации.

В 2001 году иностранные граждане приняли в свои семьи 44 % (5 тыс. 811 детей), в том числе:
США - 4336 чел.
Канаду - 135
Италию - 80
Испанию - 659
в другие страны - 601 ребенок.

В целях предупреждения незаконной деятельности в области усыновления (удочерения) детей, в особенности в случаях, когда кандидатами в усыновители выступают иностранные граждане и граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за ее пределами, Министерством образования Российской Федерации продолжается работа по выдаче первичных и повторных разрешений иностранным органам и организациям, осуществляющим деятельность по усыновлению (удочерению) детей, на открытие представительств на территории Российской Федерации (аккредитации).

Действующие постановления Правительства Российской Федерации (№ 275 от 29.03.2000 г., № 267 и 268 от 28.03.2000 г., № 217 от 04.04.2002) подробно регламентируют процедуру оформления документов кандидатами в усыновители, правила формирования, ведения и использования банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, порядок прохождения аккредитации и получения разрешения на деятельность в Российской Федерации представительств иностранных органов и организаций по усыновлению детей.

В соответствии с постановлением Правительства "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации..." Минобразованием в течение двух лет ведется работа по аккредитации представительств уполномоченных иностранных организаций по усыновлению детей.

По состоянию на ноябрь 2002 года в Российской Федерации аккредитовано 76 представительств иностранных организаций по усыновлению, в том числе:

  1. США - 48
  2. Канада - 6
  3. Бельгия - 2
  4. Финляндия - 1
  5. Испания - 4
  6. Швеция -1
  7. Франция -1
  8. Италия -6
  9. Норвегия - 2

36 организациям был продлен срок действия разрешений на 2002 год.

В настоящее время аккредитация представительств иностранных организаций открыта в отношении всех стран, за исключением США, так как решением межведомственной комиссии по вопросам международного усыновления от 8.04.2002 г. прием документов американских организаций приостановлен на 2 года (учитывая значительное количество уже аккредитованных организаций США).

Значительную роль в решении вопросов аккредитации иностранных организаций в спорных неоднозначных случаях играет Межведомственная комиссия, заседания которой проводятся регулярно. Все вопросы решаются на коллегиальной основе и протоколируются.

Комиссия рассматривает не только спорные вопросы, касающиеся аккредитации иностранных организаций, но и другие проблемы, связанные с международным усыновлением. Так, например, на Комиссии был утвержден перечень стран и регионов, не рекомендованных для размещения детей, граждан Российской Федерации в семьи граждан, проживающих на территориях данных государств. Выписка из решения Комиссии направлена 13.11.01 г. №1354/28-5 всем органам управления образованием субъектов Российской Федерации, в Верховный Суд РФ.

В 2002 году по рекомендации Комиссии не продлено разрешение на работу в Российской Федерации 3 организациям (вставить).

Комиссией также был рассмотрен вопрос о сокращении так называемых независимых усыновлений и работе через аккредитованные организации. Однако в ряде субъектов Российской Федерации отдельными гражданами осуществляется незаконная посредническая деятельность при усыновлении детей. Кандидаты в усыновители через Интернет получают информацию о детях, подлежащих усыновлению, и связываются с посредниками, предлагающими свои услуги. Внешне все оформляется как независимое усыновление, однако за данным усыновлением стоит не аккредитованная организация или физические лица - незаконные посредники). Такое положение дел противоречит международным и российским принципам права, затрудняет последующий контроль за условиями жизни усыновленных детей.

Статистические данные свидетельствуют о том, что за 2001 год количество усыновлений, проведенных так называемыми независимыми усыновителями, составило более 50% от общего числа усыновленных детей, а за 10 месяцев текущего года эта цифра составила 34 %, в том числе
США 20,1%
Испания 71,7%
Канада 12,9%
Франция 8,8%.

К сожалению, в Семейный кодекс Российской Федерации до сих пор не внесены соответствующие изменения, пресекающие такой путь устройства детей.

В целях наиболее эффективного контроля за судьбой детей, усыновленных за пределы Российской Федерации Министерством совместно с другими заинтересованными ведомствами подготовлен законопроект, предусматривающий существенное сокращение независимых усыновлений и ужесточение требований к документам, предоставляемым кандидатами в усыновители.

Особую тревогу в последнее время вызывают случаи насилия в семьях иностранцев, усыновивших российских детей. К сожалению сегодня зафиксировано уже 5 случаев гибели усыновленных детей (4 в США и 1 в Канаде), в результате действий как приемных родителей, так и иных лиц, находившихся в контакте с ребенком (Канада). В этой связи остро стоит вопрос о необходимости создания унифицированной программы подготовки кандидатов (тренинга), введения обязательного психологического тестирования на предмет их эмоциональной стабильности, которые они должны проходить до приезда в Россию с помощью аккредитованной организации, через которую они проводят усыновление.

Документ
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте также
Боитесь, что ребенок забудет математику?
Как самим придумывать задачки по теме, интересной ребенку
Оставить комментарий к статье "Государственная политика в области охраны прав детей (часть 2)"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

11.12.2002
Обновлено 23.11.2015
Реклама
Статья дня
Боитесь, что ребенок забудет математику?
Боитесь, что ребенок забудет математику?
Как самим придумывать задачки по теме, интересной ребенку
Близкие по теме статьи
Социальная поддержка семей с детьми. Часть 12. Формы устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Социальная поддержка семей с детьми. Часть 12. Формы устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Родительские права и обязанности. Юридические нюансы процедуры усыновления: социальная поддержка семей с приемными детьми. Существующие...
Письмо Министерства Образования РФ от 29 марта 2002 года по передаче детей в семьи
Письмо Министерства Образования РФ от 29 марта 2002 года по передаче детей в семьи
Во исполнение Плана дополнительных неотложных мер Министерства образования РФ по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности просим...
Государственная политика в области охраны прав детей (часть 1)
Государственная политика в области охраны прав детей (часть 1)
Все дети в возрасте до 18 лет обладают правами, изложенными в Конвенции ООН о правах ребенка. Согласно статистическим данным в 2001 году в...
Реклама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!