Что такое персональный журнализм?

Что такое LiveJournal или Живой Журнал? Личный дневник в Интернете? Проявление графомании или эксгибиционизма? Обычный конгломерат блогов? На все эти вопросы можно с чистой совестью ответить "да" - но так и не дойти до сути. Потому что сегодня Живой Журнал - это сложный механизм,хитросплетенная субкультура, освоив которую, можно извлечь немалую пользу.

Bо всем мире более 7 млн. пользователей Живого Журнала, среди которых, по одной из версий, около 200 тыс. русскоязычных. В России все началось с одного человека - известного математика Михаила Вербицкого, который с момента появления в нашей стране Всемирной паутины усиленно пропагандировал ее возможности. Именно он в 2001 году обнаружил любопытный сервис www.livejournal.com - "простое в обращении, но очень мощное и хорошо настраиваемое средство для публикации ваших текстов в Интернете (ведения блогов)". Вербицкий разослал ссылку и рассказал о сказочных удобствах сервиса своим друзьям. Поскольку последние были в основном авторитетными российскими журналистами и интернет-деятелями, они быстро освоили новое поле для самовыражения. "Проба пера. Попробуем по-русски. Смешная штука", - написал в первом блоге на русском языке один из друзей Михаила, известный филолог и сетевой обозреватель Роман Лейбов. Проба пера оказалась удачной...

Первооткрыватели (тех, кто пришел в ЖЖ вместе с Лейбовым и Вербицким, часто называют "жежеистами созыва 2001 года") не просто задали русскому Живому Журналу особый тон, но и предопределили всю его дальнейшую судьбу. В Америке, да и в большинстве стран мира, LiveJournal - игрушка для подростков, форма обсуждения насущных сексуальных, сугубо личных проблем в рамках реально существующей закрытой тусовки. В нашей стране ЖЖ стал площадкой для выражения и отстаивания политических взглядов, демонстрации плодов своего творчества и местом встреч профессионалов в какой-либо области. Для журналистов, писателей, художников, фотографов, программистов, политологов, дизайнеров он является многофункциональным карьерным инструментом.

Начнем с того, что блог - это хронологически упорядоченная лента сообщений одного автора, с возможностью привлекать читателей, которые, в свою очередь, могут оставлять комментарии непосредственно под каждой заметкой. В какой-то момент американскому программисту Бреду Фицпатрику пришла в голову гениальная идея: многотысячные блоги необходимо объединить в единую систему и дать людям возможность следить за блогами друг друга. Так родился LiveJournal, в котором каждый смог не только вести личные записи, но и выбирать дневники авторов, которых он хотел бы читать регулярно. Теперь не нужно по очереди заходить на странички интересующих тебя личностей: рядом с персональной лентой сформировалась дополнительная, так называемая лента друзей (френд-лента), включающая всех интересных пользователю авторов в количестве до 750 человек.

В России ЖЖ получил довольно интересное развитие. Если в Штатах дневник подростка читает узкий круг его сверстников, то у нас количество читателей популярных авторов измеряется сотнями, а у наиболее популярных пользователей - тысячами человек! Россияне восприняли страницу в Живом Журнале как личное СМИ, а число собственных читателей - как тираж издания. Круглые сутки русскоговорящие жежеисты ведут борьбу за аудиторию. Для того чтобы как можно больше пользователей включили автора в свои френд-ленты, он должен жить регулярной и активной сетевой жизнью: путешествовать по дневникам и лентам других людей, комментировать их записи - причем желательно делать это как можно более интригующе. Известно множество случаев, когда ради собственного пиара авторы заводили по два-три дневника под разными именами, цитировали сами себя или устраивали скандальные споры с самими собой. Многие рекламируют свои блоги, анонсируют, добавляют в рейтинги и каталоги.

Но, разумеется, главным козырем жежеиста было и остается умение выражать свои мысли в письменной форме и находить интересные темы. Из недавних удачных дебютов - появившийся в начале мая дневник обычного милиционера, работающего на одной из станций московского метро, зарегистрированного под ником se_tr. Ежедневная аудитория "Баек из подземелья" за короткий срок достигла нескольких тысяч человек. Многие посетители даже усмотрели в этих веселых заметках попытку МВД использовать ресурсы ЖЖ для PR-акции по улучшению имиджа российского милиционера. Однако оказалось, что автор дневника - все же самый настоящий молодой мент. Но с человеческим лицом. Он с юмором рассказывает о суровых буднях, фотографирует и снимает на видео сценки в метро, записывает на диктофон разговоры со своими зачастую нетрезвыми "клиентами". Все это он выкладывает в ЖЖ, попутно интересуясь у посетителей, как ему следовало поступить с тем или иным правонарушителем. Однако имидж милиции, судя по собственному признанию автора "Баек", в нашей стране действительно на нуле: "Встречался сегодня с командиром взвода, он по форме, офицер. Я по гражданке, в спортивном костюме. Принес ему в долг 1000 рублей. Когда отдавал, все стоящие рядом люди смотрели и потихоньку возмущались. Командир взвода потом сказал: "Ты протягиваешь деньги, а на меня все смотрят. И не могу взять. Вдруг подумают, взятку беру". До чего довели милицию!"



Писатель умирает в каждом

"Спихнул Кота с дивана - испортил себе карму" - так звучит цитата из Живого Журнала одного московского кота. Домашний кот завел дневник в 2003 году. Сегодня его читательская аудитория составляет 1734 человека. И в этом явлении отражена вся многоуровневая суть ЖЖ, на страницах которого можно не просто писать все, что взбредет в голову, ругаться матом, выкладывать стихи, написанные в первом классе, или эпатировать публику описанием эротических фантазий. В ЖЖ можно проживать чужую жизнь. А это, как выяснилось, для российского человека свято. Лысеющие, законсервированные в своем мире мужчины стали вести дневники от лица юных особ, увлеченных поэзией. Толстые и некрасивые старые девы бросились описывать от имени фотомоделей ночные приключения в компаниях роскошных бизнесменов. За четыре года русский ЖЖ из конспекта социально значимых размышлений и актуальных выводов превратился в сумбурный сплав сообщений, часть которых является совершеннейшей фикцией. Каждый человек, имеющий Интернет, при желании смог бы завести дневник хоть Пушкина, хоть собственной собаки и радовать публику подробностями их личной жизни.

На своем веку ЖЖ повидал не одного Ходорковского, не одного Бродского и не одну Аллу Пугачеву. Подобные виртуалы не вызывают нареканий до тех пор, пока не предпринимают мошеннических попыток выступить от имени известного человека, используя его реальные данные (ФИО, фото, ссылку на сайт) с подметным адресом электронной почты. Так называемые случаи identity theft являются грубым нарушением правил. Человеку, чьи данные используются, достаточно одной жалобы администрации LiveJournal, чтобы дневник лжезнаменитости был "убит".

Еще более интересной оказалась возможность создавать в ЖЖ сообщества пользователей по интересам. Сегодня их более 2000.

Одним из самых известных можно считать коммьюнити otdam_darom. Ежедневно десятки людей сообщают тысячной аудитории о своем желании отдать ненужные вещи (найденные на улице котята, мебель, зарядки для телефонов, таблетки с указанием срока годности). Традиционно популярны коммьюнити, посвященные проблемам диетического питания, похудения, омоложения, кулинарии, путешествиям, избавлению от вредных привычек. Сообщество ru_sos - для безнадежно больных или решивших покончить с собой, msk_consumers - для тех, кто интересуется шопингом, girls_only - для обсуждения сугубо женского интима.

Кроме того, сотни сообществ группируются вокруг тем, которые с трудом поддаются осмыслению. Скажем, коммьюнити старых дев, противников исчезновения из печати буквы ё, коммьюнити спамоненавистников, "адекватных людей", "тех, у кого 239 сидит в печенках", "тех, кому все надоело". Примечательно наличие узкоспециальных групп, возникших в рамках определенной ситуации (например, "сообщество обманутых вкладчиков банка Х"). Но для карьеристов наиболее ценной является возможность объединяться по профессиональным интересам.

В помощь профессионалу

Говоря о ЖЖ как об инструменте построения карьеры, стоит упомянуть уникальное коммьюнити ru_job, которое на первый взгляд является обычным сайтом для поиска и предложения работы. Но при ближайшем рассмотрении имеет ряд преимуществ. Данное сообщество не модерируется, а это значит, что объявление публикуется мгновенно и, что важно, в каком угодно виде (его даже можно начать словами "Эй! А не нужен ли кому бухгалтер?"). Необходимости загонять информацию в жесткий формат типичного резюме нет, и, применив фантазию, пользователь может сколь угодно ярко подать себя как соискателя на должность. Сегодня в ru_job состоят 1908 участников, еще 1616 человек являются его читателями. Таким образом, можно быть уверенным, что объявление увидят по меньшей мере 1000 граждан. Те из них, кто находился у компьютера и просматривали свою френд-ленту в момент публикации, прочтут его незамедлительно. И так же оперативно смогут связаться с автором поста. Соискателю или работодателю не нужно оставлять номер телефона: все детали можно обсудить в режиме он-лайн. Однако поиск работы на страницах Живого Журнала - лишь верхушка айсберга.

Для тех, кто уже обрел место под солнцем, но нуждается в постоянном общении с коллегами, обмене информацией, мнениями, новостями, помощи и советах, существуют профессиональные ЖЖ-сообщества, посвященные медицине, психологии, дизайну, рекламе, иностранным языкам, фотографии, филологии. Вот типичная краткая характеристика коммьюнити, опубликованная в каталоге профессиональных сообществ: "Для интересующихся экономикой, риск-менеджментом, управлением ресурсами, вопросами кредитования. Эксклюзивные статьи о рисках и системах анализа и оценки этих рисков. Ежедневные прогнозы валютных пар, "голубых фишек" российских и зарубежных фондовых рынков".

Или пример более вольной формы изложения: "Сообщество копирайтеров и прочих творчески мыслящих людей. Фигачим сообща идеи, обмениваемся слоганами, материм заказчиков, делимся всяким нужным и ненужным опытом. Обсуждаем ролики, плакаты и прочие носители нашего креатива".

Одним из наиболее освоенных можно считать "сообщество журналистов и иже с ними" (paparazzi). На момент написания статьи в коммьюнити состояли 2050 человек, число читающих достигло 2760. Корреспонденты различных изданий публикуют на paparazzi разнообразные сообщения: просьбы о координатах звезд или PR-служб крупных компаний, анонсы мероприятий, отзывы об отношении к журналистам со стороны конкретных редакций, сведения о гонорарах и имеющихся "халтурках".

Отдельно взятые коммьюнити посвящены конкретным специализациям: "Общение менеджеров по персоналу", "Вопросы теории методологии, организации и управления", "В помощь бильд-редактору", "Все об офтальмологии", "Бухучет и аудит", "Обсуждение проблем, инструментов и методик CASE". Но кроме сугубо прикладных у профессиональных коммьюнити бывают и развлекательные цели. Например, рекламщики придумали для души и психологической разгрузки сообщество ad_fake, в котором регулярно публикуют самые вызывающие рекламные розыгрыши и шутки, устраивают соревнования по остроумной трактовке рекламных изображений.

Свой среди своих

В реальной жизни не всегда можно познакомиться с известным авторитетным человеком из определенной профессиональной среды. Порой шансы на полезное личное общение сведены к нулю. А Живой Журнал дает возможность не только проникнуть в тусовку, не только показать себя и плоды своего творчества, но и с легкостью вступить в контакт с любым интересующим человеком (конечно, при условии, что тот является зарегистрированным пользователем) - достаточно оставить комментарий у него в ленте и спровоцировать на беседу. Атмосфера анонимности снимает психологическое напряжение и стеснение, столь частое в реальной жизни.

Приходя в ЖЖ, любой новичок строит пользовательскую карьеру с нуля. Он творит ленту - свое личное СМИ, - привлекает внимание, постепенно завоевывая авторитет и читательскую аудиторию. Поэты и прозаики могут искать на страницах ЖЖ потенциального издателя, фотографы и журналисты - заинтересованного редактора. Художники публикуют свои работы, рассчитывая, что, например, известный галерист Марат Гельман (который давно ведет публичный дневник) когда-нибудь заинтересуется ими. Сегодня в рядах русских жежеистов числятся такие известные люди, как писатели Сергей Лукьяненко, Макс Фрай, Александр Житинский, Ник Перумов, поэт и музыкант Илья Кормильцев, поэт Дмитрий Бушуев, дизайнер Артемий Лебедев и другие. Примечательно, что многие интересные личности заводят ЖЖ только для того, чтобы "читать из-под него": они регулярно просматривают ленту друзей, но сами пишут очень редко или не пишут вообще.

Выводы? Значимость Живого Журнала как информационного и профессионального ресурса не стоит переоценивать. Но игнорировать его возможности как минимум неразумно.

P.S. Завести ЖЖ совсем не трудно, однако печатные инструкции в этом деле практически бесполезны. Оптимальный вариант - прибегнуть к помощи опытного пользователя. Но помните - Живой Журнал затягивает...

ЖЖ-мнение

Антон Носик, патриарх русского Интернета, один из первых пользователей, освоивших Живой Журнал, вполне серьезно рассматривает потенциал ЖЖ для профессионального роста человека: "Безусловно, коммьюнити исполняют функции и барометра настроений, и площадки для бесплатного консалтинга. А также тестовой лаборатории для обкатки специалистами тех или иных проектов. Человек получает возможность быть замеченным. Но шанс "постоять рядом" с лицами, принимающими решения, или потеребить их за рукав, сам по себе не является ценным, особенно учитывая тот факт, что в ЖЖ около 200 тыс. русскоговорящих пользователей. На мой взгляд, ценна вероятность того, что знаменитость по какой-либо нужде заглянет в ваш Живой Журнал и почерпнет о вас больше ценных сведений оттуда, чем из любого резюме. В ЖЖ можно завести друзей, романы, полезные знакомства. Что касается карьеры - практически никогда на моей памяти популярность персонажа в ЖЖ не конвертировалась в трудоустройство, в специальность. Живой Журнал является социальной средой, содружеством клубов по интересам. Ценность таких клубов очевидна, они существовали и до ЖЖ, и до Интернета. Кроме того, LiveJournal можно использовать для координации распределенных в пространстве рабочих групп - это важно для менеджеров. Наконец, ЖЖ - отличная справочная служба. Можно послать вопрос в "открытый космос" и рассчитывать, что на него ответят именно те, кому есть что сказать по данной теме. Остальные просто промолчат".

ЖЖ-фразочки

С популярного ресурса udaff.com в ЖЖ перекочевал сетевой сленг. В отличие от прочих субкультур, Живой Журнал является средой прежде всего визуальной, считываемой. Поэтому главной характеристикой пользовательского сленга стала подмена орфографии фонетикой. Участники диалогов пишут слова по принципу "как слышится". "Аффтар жжот", "Пешы ещщо", "Аццкий сотона", "Гламурненько", "Готично", "Ржунимагу", "Фтему", "Фтопку", "В Бобруйск, жывотное!", "Аффтар, выпей йаду", "Кошерно", "Оффшорно". Все подобные выражения практически бессодержательны, это не более чем эмоциональные оценки постингов читателями. Но есть и информативные сленговые формы. Например, "Каменты рулят" (комментаторы блестяще высказывают свои мысли), "Попиарь меня в своем ЖЖ" (просьба со стороны пользователя А прорекламировать его дневник (поставить на него ссылку) в дневнике пользователя В), "Яндекс отменили?" (возмущение, желание указать автору на то, что, прежде чем публиковать некий материал, стоит проверить содержащуюся в нем информацию). Когда читателям крайне не нравится постинг, они настоятельно рекомендуют: "Аффтар выпей йаду" или "Аффтар убей себя". К очень длинной, запутанной или сложной записи возможен комментарий: "Ниасилил патамушта стихи". Если постинг кажется публике, условно говоря, глупым, то автора осыпают репликами типа: "Учи албанский" или "Киса куку". А вот в комментарии "Киса, ты с какого города?" содержится намек на некоторую наивность и очевидное провинциальное происхождение автора. В последние годы сетевой сленг вышел за пределы Интернета. Язык ЖЖ незаметно просочился в литературу и даже СМИ.

ЖЖ-люди: известные блогеры

  • another_kashin - журналист Олег Кашин (Ъ).
  • captain_urthang - писатель Ник Перумов.
  • chingizid - писательница Светлана Мартынчик, более известная как Макс Фрай.
  • damian - предприниматель, политик, поэт Демьян Кудрявцев.
  • dibrov, dmitrydibrov - говорят, действительно телеведущий Дмитрий Дибров.
  • dimkin - писатель Дмитрий Горчев.
  • dkuzmin - поэт, издатель Дмитрий Кузьмин.
  • doctor_livsy - известный писатель Сергей Лукьяненко, автор книги "Ночной дозор".
  • dolboeb - Антон Носик, главный редактор сайта Mosnews, создатель Newsru.Com, Gazeta.Ru, бывший главный редактор Lenta.Ru.
  • galerist - галерист Марат Гельман. ivand - журналист, политтехнолог Иван Давыдов. holmogor - журналист и русский православный деятель Егор Холмогоров.
  • karaulov - поэт Игорь Караулов.
  • krylov - журналист-патриот Константин Крылов.
  • levkin - писатель Андрей Левкин.
  • listopad - поэт Дмитрий Бушуев.
  • maccolit - писатель Александр Житинский.
  • mrparker - журналист Максим Кононенко, автор сайта vladimir.vladimirovich.ru и книги "Владимир Владимирович".
  • moshkow - владелец крупнейшей сетевой библиотеки Рунета Максим Мошков. nemiroff - поэт, прозаик Мирослав Немиров.
  • olshansky - журналист Дмитрий Ольшанский (он же Максим Суханов, известный резкими высказываниями по делу Иванниковой).
  • r_l - один из праотцов ЖЖ, известный филолог Роман Лейбов, крупнейший специалист по творчеству Федора Тютчева.
  • telnikoff - живущий в Англии скрипач Александр Тельников.
  • tema - дизайнер Артемий Лебедев.
  • zemfira - певица Земфира (подлинность дневника оспаривается).

P.S. Пользователи putin, poutin, chubais, abramovich, fradkov, luzhkov, matvienko, bykov - типичные виртуалы (то есть "фальшаки"). Эти ЖЖ ведут другие люди.

ЖЖ-ресурсы

Сориентироваться во всем многообразии русскоязычных ЖЖ поможет сайт http://www.ljsat.com, на котором представлены все коммьюнити, зарегистрированные на LiveJournal (а их более 2000).

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Что такое персональный журнализм?"

Вы не авторизованы.

отлично, только раз уж это вешается на 7ю, хоть бы рассказали о ресурсах, полезных 7янам - ну, например, несколько коммьюнити на вскидку: lyalechka, ru_perinatal,wantbaby,business_mama, govoryat_deti, konfetki
2005-09-14, Кузьманя и киндер (1,5)
Думаю, да, хотя заподозрить автора в том, что он "в центре ЖЖшной тусовки" не приходится :) Но вообще в статье не так уж много неточностей, которые говорили бы о том, что это писал "человек со стороны"
2005-09-13, РоДина-мать
olshansky - журналист Дмитрий Ольшанский (он же Максим Суханов, известный резкими высказываниями по делу Иванниковой)

Что за бред?
2005-09-14, Женечкина
чуть глаза не сломала, пытаясь прочитать это слово, потом язык, пытаясь произнести, потом мозги зашевелились, пытаясь понять - дошло :)
2005-09-13, Горячий шоколад
Скажите, где Вы слышали слово "жежеисты"? И откуда сведения, что в США дневники ведут только подростки для узкого круга сверстников???
2005-09-13, Зай Цы Чау
Определенно полезная статья - наконец, разрешен вопрос столь часто поднимающийся на семье и не дающий многим покоя: "Что такое ЖЖ?"
2005-09-13, chita
Есть у нее свой ЖЖ, не волнуйтесь. а по поводу жежеистов и жжистов - тема старая, у каждого своя версия :)
2005-09-22, zzzz
Поделитесь:

13.09.2005
Обновлено 10.08.2021
Близкие по теме статьи
Как сделать себя брендом
Как сделать себя брендом
Сила самопиара для представителей творческих профессий и не только
Из банкиров — в журналисты!
Из банкиров — в журналисты!
Хотите поменять работу, получить образование? Все получится!
В школах отменили дневники. На очереди — классные журналы
В школах отменили дневники. На очереди — классные журналы
Электронные дневники, домашнее задание на сайте школы. Что дальше? И нужно ли это?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!