Автор первой подробной книги о краудфендинге в России Ирина Лиленко-Карелина утверждает, что каждый краудфандинговый проект начинается с подходящей идеи – без этого, а также правильного отношения к краудфандингу не стоит и пытаться. Как понять, удастся ли сбор денег на краудфандинговой площадке для того проекта, который придумали вы?
![Как проверить идею для краудфандинга Как проверить идею для краудфандинга](https://img.7ya.ru/pub/img/23870/thinkstockphotos-624511276.jpg)
Автору идеи следует по возможности объективно оценить, будет ли его идея принята обществом. Без такой оценки все дальнейшие действия вокруг проекта бессмысленны.
Идея может стать проектом, если это:
- Новое решение общественной беды или задачи.
- Производство нового продукта в любой сфере, включая искусство.
- Проведение нового исследования, интересного многим.
- Развитие бизнеса.
- Поддержка существующей социально значимой деятельности.
Вы придумали какую-то, как вам кажется, сногсшибательную штуковину — самонадевающиеся ботинки, или кино про бегемотов, или издание книги "Как я осваивал вождение трактора" — и теперь желаете выйти со своей идеей к народу, собрать средства на реализацию этой идеи. Вот какие вопросы надо задать самому себе и честно, будто глядя со стороны, на них ответить:
- Что вы предлагаете, как это назвать: произведение искусства, устройство, решение проблемы или что-то еще.
- Зачем это нужно отдельному человеку, объединению или сообществу, всему обществу? Какие понятные насущные проблемы или задачи общества, группы людей или одного человека решает ваша идея?
- Как, каким образом, по каким правилам ваша идея будет что-то решать, какой будет технология, или влияние, или восприятие?
Как проверить идею для краудфандинга
Что? Зачем? Как? — три главных вопроса, на которые вам придется ответить не один раз, если вы беретесь за кампанию краудфандинга.
Что? Допустим, вы написали книгу. Их по любой тематике написано великое множество - и про любовь , и детективы, и об управлении, и о зарабатывании денег и про их правильную трату. И вы тоже как раз написали или пишете книгу и хотите с ней выйти на краудфандинговую площадку.
Предположим, ваша книга называется "Мой великолепный папа", и это действительно книга о вашем отце. Теперь начнем отвечать на поставленные вопросы уже применительно к этой книге.
Зачем? Какие конкретные проблемы или задачи общества в целом или группы людей решает ваша идея?
Ответ, естественно, зависит от содержания книги, с какой целью она написана. Если это сборник придуманных вами веселых юмористических рассказов о взаимодействии отцов и детей — это литературный жанр, он просто интересен поклонникам. Если это книга о реальном человеке, тогда что из его жизни может быть примером для других? Или что интересного было или есть в судьбе вашего папы в историческом смысле? Или, может, книга поучительна для посторонних людей как система воспитания ребенка, на примере вас. Но в этом случае вы сами должны быть известным положительным примером. Или как раз наоборот — вы уже отсидели за три серьезных преступления, теперь раскаялись и решили предостеречь молодежь.
Как? Каким способом будет реализована идея?
Если это о книге, надо объявить, сколько средств необходимо на иллюстрации, например, чтобы книга оказалась привлекательной не только содержанием, но и оформлением. Показать, сколько стоит хорошая качественная полиграфия. Обоснованно продемонстрировать расчеты, куда пойдут собранные средства: на изготовление, оформление, работу особых умельцев или знатоков и пр.
Возьмем две разные идеи (гипотетические, как пример) и ответим на обязательные вопросы.
Вопросы | Идея 1, социальная | Идея 2, деловая |
Что? | Группа энтузиастов считает необходимым восстановить и вернуть к жизни старую дворянскую усадьбу XVIII века в деревне Забытое Тьмутараканской области. | Туристическая компания хочет разработать и предложить рынку новый туристический маршрут "Путь Ермака. Завоевание Сибири". |
Зачем? | 1. К хозяевам этого дома почти 200 лет назад часто приезжал в гости известный и любимый наш поэт (писатель, художник, композитор). Этот дом отражен в его произведении (каком-то). 2. Это оживит саму деревню, потому что мы сделаем в одной части дома музей, а в другой — небольшую гостиницу. 3. Другие варианты использования восстановленной усадьбы для привлечения гостей в деревню. |
1. Маршрут внутри страны, таких немного. Маршрут географически новый — от Урала до Байкала. История событий не всем известна. 2. Маршрут проложен через места уникальной красоты, природа которых сама по себе достопримечательность. 3. Перемещение на комфортабельных автобусах с остановками для отдыха. Плюс три дня отдыха на берегу Байкала в современной гостинице. |
Как? | Рабочую силу обещал обеспечить фермер, чья ферма в другом селе неподалеку, посильное участие примут сами жители деревни. Они очень заинтересованы в воплощении проекта. Деньги нужны на стройматериалы, или, например, на приобретение бетономешалки, или на что-то еще, вполне определенное. Не стоит просить всей стоимости мероприятия, такой суммы вам не собрать. | Маршрут уже разработан и готов, подписаны все договоры для обеспечения отелей на остановках. Подготовлена группа гидов. Нужны деньги на покупку большого комфортабельного автобуса для туристов. |
Итак, главный вопрос про идею: зачем она нужна человеку, который принесет вам деньги? Почему, при каких обстоятельствах идея может стать для него хорошим решением? Когда вы готовите проект, поставьте себя на место бекера (спонсора) и задавайте себе вопросы с его точки зрения, а не с точки зрения автора.
Понятно, что вы как автор нежно любите свое дитя, свой проект, он вам очень нравится, и вы сами себе тоже рады — так славно всё придумали. Но в краудфандинге надо нравиться и другим. Очень хороший способ проверить ощущения бекера — пойти на интернет-площадку с проектами краудфандинга и найти проект, который лично вам захочется поддержать.
Если вы не нашли ни одного, если вас ни один не тронул, если вам даже сто рублей жалко внести на что-то, то с какой стати люди понесут деньги вам, если вам самому тяжко с ними расстаться. Это очень важное действие для проверки идеи.
![Как упаковать идею для краудфандинга Как упаковать идею для краудфандинга](https://img.7ya.ru/pub/img/23870/469656063.jpg)
Как упаковать идею для краудфандинга
Если идея прошла предложенные проверки, продолжаем с ней работать. Только что родившаяся идея, как правило, призвана принести личную пользу автору, и поэтому не каждый самостоятельно разглядит в ней ценность для общества и для себя лично.
Поэтому даже хорошую идею надо упаковать, как упаковывают для продажи сувениры, продукты питания и прочее. Самый поучительный, правильный, можно сказать, показательный пример упаковки идеи — в проекте Гузель Санжаповой по возрождению семейного производства меда.
С января 2014 года до января 2017 года Гузель провела четыре краудфандинговых кампании и построила на собранные средства целую медовую индустрию в умирающей уральской деревне, которую она фактически вернула к жизни: есть рабочие места, есть заработок, появилась новая деревенская социальная инфраструктура. А бекеры с удовольствием получают оригинальные медовые продукты и травяные чаи.
Посмотрим, какие изменения произошли с идеей от ее рождения до опубликования.
- Идея рождается как реакция на необходимость решить какую-то задачу: случайную, давнишнюю, личную, общественную, творческую или иную. В проекте Гузель первоначально была личная задача — надо что-то делать со старой семейной пасекой, которую нельзя забросить — это семейная реликвия. Первая ступень решения очевидна: нужно продолжить работу. Но первое решение ставит новую задачу — как работать и для чего, что это даст?
- Рентабельность традиционной пасеки крайне низкая: пасека семейства Санжаповых располагается в уральской деревне, потребителей в самой деревне раз-два и обчелся (по числу жителей), возить в город далеко и тоже нерентабельно, поскольку не одни мы такие, конкуренция на рынке меда огромна. Возникает новая причина для поиска решения, теперь уже бизнес-решения: как справиться с конкуренцией?
- В каждом бизнесе такая задача решается по-разному. В случае с медом появилась идея производить из меда новый продукт, которого еще не было на рынке. Отличное решение в целом, но надо придумать, какой это продукт.
- Поиск привел к идее переработки меда в крем-мед, что делается с помощью специального оборудования, которое можно купить в другой стране. Возникает новое решение: купить оборудование, поставить и научиться на нем работать. Следствие этого решения — один человек на такой пасеке уже не управится, нужны помощники. А если делать не просто крем-мед, а крем-мед с лесными ягодами и другими добавками, то понадобятся еще люди — сборщики ягод в лесу. Сам собой, попутно, логично поиск решения личной задачи привел к идее возрождения целой деревни, то есть к очень важной социальной задаче: для заброшенной деревни новые рабочие места, заработки — это спасение, возрождение почти угасшей жизни.
- Теперь все сложилось: мы собираем деньги на покупку нового оборудования для пасеки и подробно рассказываем всем, как это важно для всей деревни.
- Есть ли проигравшие от этой идеи? Ни одного! Выигрывают все: пасека, деревня, бекеры, которые получают экологически чистый вкусный неординарный продукт в виде крем-меда с ягодками, потом сюда добавились и травяные чаи из сырья, собранного в уральских горах.
В проекте Санжаповой личная задача упакована в социальную. У автора другого проекта может быть детективно-приключенческая упаковка, или возрождение забытых ценностей, или удобство и уют от нового устройства, какого никогда прежде не было. Смысл в том, чтобы личная значимость новорожденной идеи трансформировалась в идею с неоспоримой значимостью для большой аудитории, ради которой вы и стараетесь.