Содержание:

Реклама

Реклама

Человек удивительное существо: нет бы просто радоваться, что худо-бедно обрёл речь и смог общаться с соплеменниками, — так он ещё и решил свои впечатления записывать и потомкам передавать. Сначала эмоции от удачной охоты выражал рисунками, потом рисунки как-то стали постепенно сворачиваться в символы, становились всё абстрактнее и абстрактнее: кто целые слова записывал значками-иероглифами, кто хитрее придумал — каждый звук обозначал особым значком, а уж из значков слова комбинировал. Так и до азбук дожили, до летописей, до книг, до романов и стихов, до торжественных речей и слов на заборе. Но это если говорить о человечестве в целом.

А как же отдельно взятый человек начинает писать? Что должно произойти, чтобы ребёнок из человека говорящего превратился ещё и в человека пишущего?

Напомним: речь ребёнка заканчивает формироваться к пяти годам. К этому возрасту ребёнок интуитивно усваивает нормы родного языка, его словарь позволяет выразить мысли — порой весьма философские, пересказать услышанное и увиденное, придумать что-то своё. Он уже усваивает грамматические категории родного языка, различает похожие звуки (развивается фонематический слух), справляется со словами сложной слоговой структуры. Услышав ошибку в своей или чужой речи, способен указать на неё; исправляется и редко ошибается, если на неправильное звучание указывают взрослые. Человек пяти лет правильно произносит звуки родного языка.

У ребёнка в этом возрасте происходит качественный скачок в развитии мышления, физически он становится более выносливым, совершенствуются также тонкие движения пальцев. Он способен к длительному контролю своих действий. Значительно улучшается координация движений, меняются даже обменные процессы, потихоньку становясь "взрослыми". Если ребёнок младшего возраста с трудом концентрируется на одном и том же виде деятельности, еле выдерживая даже 30-минутное занятие, то 6-7-летний способен относительно смирно высидеть сорок минут занятий, почти никак не связанных с игрой.

Путь юного писателя

Ребёнок, который готов обучаться письму, уверенно ориентируется в схеме собственного тела, в пространстве, контролирует мелкие моторные движения (способен аккуратно заштриховать контур, скопировать рисунок), умеет планировать свои действия.

Порой мамы гордо говорят — ой, пишет что-то... показывают трогательные каракули, а то и списанное — вернее, скопированное — слово; и ребёнок может сообщить — вот, написал. Но это ещё не письмо, а скорее подражание взрослым действиям — пожалуй, даже пирамидка из кубиков ближе к настоящей башенке, чем эти каракули к будущему письму. Однако — скопировал, и почти точно. Значит, желание-то уже появилось!

Но как же этому желанию помочь трансформироваться в умение?

Если устная речь формируется у ребёнка в процессе общения со взрослыми, то речь письменная требует целенаправленного обучения. В детских дошкольных учреждениях детей готовят к обучению грамоте: учат различать похожие звуки, разбирать слово по звукобуквенному составу, делить слова на слоги. Уделяется внимание развитию руки и зрительному восприятию: детей учат аккуратно раскрашивать, соблюдая контуры рисунка, выполнять разные виды штриховки, составлять рассказы по сюжетным картинкам.

А что же делать тем детям, которые не посещают детские сады? Да всё то же самое! Если ребёнок лепит, рисует, собирает мозаики и пазлы, развивается физически, если ему читают, разбирают с ним в дружеских беседах увиденное — будь то спектакль, прочитанная книга или какое-то интересное происшествие из жизни, — то это тоже подготовка к трудному процессу обучения письменной речи.

Играем в слова

Полезна привычка играть с ребёнком в речевые игры. Например, "назови пять..." (пять имён девочек, пять диких животных, игр, цветов и так далее), или придумать слова на заданный звук: А — арбуз, арлекин, азбука... Можно усложнить задания: придумать предложение со словами, начинающимися на один и тот же звук. Игра "Цепочка" хорошо развивает память и словарный запас: один игрок называет слово, второй говорит первое слово и добавляет своё, первый игрок проговаривает эти два слова и добавляет третье... Игра длится, пока память игроков не начнёт сдаваться. И это задание можно усложнить, сочиняя предложения по очереди. Трудно удержать слова в определённой последовательности, но это только прибавляет азарта. "Лыжник!" — "Лыжник катается" — "Лыжник катается в лесу". Один ребёнок однажды так увлёкся этой игрой, что в конце получилась драматическая история про несчастного лыжника, который "очень долго катался в зимнем лесу по снежным тропкам, попал в ямку, сломал лыжи и ногу, а его увезли в больницу!"

Очень полезно с дошкольником играть в лабиринты. Такого рода головоломки издаются сейчас в большом количестве, часто их печатают в детских журналах.

Если ребёнок умеет читать хотя бы немного, можно поиграть с ним в ребусы или в "сломанные слова". Написать слово, поменяв местами некоторые буквы, и предложить восстановить порядок. Или "неправильно" выложить слово из букв магнитной азбуки и попросить о помощи.

Реклама

Покоряем пространства

Обязательно надо учить ребёнка ориентироваться в пространстве. Вверх, вниз, влево, вправо, вытащи из-за шкафа, положи в шкаф, спрячь под шкаф. Подними левую руку, а правой почеши левое ухо... Бывает, что у ребёнка солидный возраст — скажем, лет семь, а он неточно выполняет эти инструкции. Конечно же, ему тяжело будет осваивать письменное пространство, раз путается в обычном.

Также необходимо ориентироваться на плоскости бумажного листа. Хитрые задания "нарисуй пять грибочков слева направо", "нарисуй в левом нижнем углу цветочек, а в правом верхнем кружочек" иногда ставят в тупик даже первоклассников, поэтому полезно не просто отправлять любимое чадо к карандашам и альбомам ("Ну, нарисуй что-нибудь, пока я убираюсь!"), а именно учить рисовать. От родителей не требуется тайных знаний о законах живописи, но научить ребёнка соединять две точки, рисовать прямые, уметь обводить по контуру — это может любой, даже не самый художественно одарённый родитель. Тем более что сейчас выпускается много раскрасок, ориентированных именно на подготовку руки к письму. И начинать надо не с прописей с буквами, а именно с кажущихся такими простыми заданий: "дорисуй дождик", "нарисуй дорожку от ёжика к яблоку" и так далее.

Существуют не связанные прямо с письмом, но очень важные упражнения для развития координации движений рук: перебрасывать мячик из одной руки в другую, подбрасывать и ловить мячик определённое количество раз, попадать мячиком в цель. Для тех же целей можно поиграть с ребёнком в "Штирлица": выложить из спичек или счётных палочек изображение и попросить повторить. Можно усложнить задание: показать изображение, спрятать и попросить выложить такое же. Можно попросить бедного дошкольника закрыть глаза или отвернуться, коварно немного "сломать" изображение (исказить его или убрать какой-то элемент), а потом попросить "починить". Всё это тренирует и память, и ориентацию на листе, да к тому же мелкую моторику развивает. Естественно, начинать надо с простых изображений — квадрат, домик — и лишь потом усложнять. Ребёнок может сам придумать, что бы такое сложить из палочек, а потом ещё и рассказать про созданное, придумать какую-то историю. Ничего страшного, если в процессе "палочкостроительства" не всё сразу будет получаться или рассказывать интересные истории на первых порах чаще придётся родителю — само по себе это упражнение может стать интересной игрой.

Рассказываем по писаному

Перед тем научиться писать, дети уже осваивают чтение. Независимо от того, читает ли ребёнок сам, или ему пока читают взрослые, полезно разбирать с ним небольшие по объёму рассказы, даже если они состоят из нескольких упражнений. Несколько простых вопросов (Про кого этот рассказ? как зовут героя? что он сделал? а потом что случилось? а ты как думаешь, как надо было? а где стояла собачка? а какое время года было? И так далее, ориентируясь на сюжет) помогут выяснить, понимает ли ребёнок прочитанное, и приучат его запоминать услышанное и пересказывать. Ведь отвечать на коротенькие вопросы легче, чем сразу пересказывать весь рассказ. Если позволяет произведение, можно неожиданно прервать чтение и спросить маленького слушателя: "А как ты думаешь, что будет дальше?" — или: "Как ты думаешь, что ответил мальчик?" А позже сравнить версию ребёнка и автора. Это не только полезно для воображения, но и учит внимательно слушать и анализировать прочитанное. Ведь в будущем, когда ребёнок уже будет писать, он должен быть готов не только к механическому начертанию знаков, но и к их осмыслению, иначе это будет не письменная речь — она так и не появится, останется на уровне каракулей.

***

Родителям на заметку

  • В понятие "письменная речь" входят чтение и письмо — то есть умение "брать" — различать абстрактные графические символы, сопоставляя их с определённым значением, и умение "отдавать" — передавать закодированную таким образом информацию в пространстве и фиксировать во времени.
  • Письменной речью человек способен овладеть только в условиях целенаправленного обучения. То есть метод "сам как-нибудь освоит" не подходит.