Надо ли исправлять почерк ребенку?

Красивый почерк: для чего он нужен? Коррекция почерка

"Пишет как курица лапой", — сокрушаются родители ученика начальной школы, а учитель настоятельно советует летом поработать над исправлением почерка ребенка. Нужно ли заниматься коррекцией почерка — брать тренажеры по чистописанию, идти на курсы каллиграфии? Или красивый почерк сегодня — не главное? Ведь с каждым годом писать от руки приходится все меньше и меньше, даже в школе. Рассказываем, почему каллиграфический почерк сегодня — редкость и зачем он нужен в цифровую эпоху.

Шариковые ручки, сколиоз и близорукость

Шариковые ручки, сколиоз и близорукость

Ушли в далёкое прошлое чернильные ручки и "непроливайки", подарившие нескольким поколениям советских людей тот великолепный каллиграфический почерк, который можно было с гордостью показывать детям и внукам. Смерть классического русского чистописания произошла задолго до развала СССР. Она наступила в результате либеральной школьной реформы 1968 года, внедрившей в школы Советского Союза прогрессивные западные идеи в виде письма шариковыми ручками и полного отказа от уроков чистописания.

До этого уроки красивого письма сопровождали ребёнка всё время, пока он учился в начальной школе. Чернильные ручки предполагали гигиенически правильное и естественное чередование напряжения и расслабления руки и во время письма. Они не давали чрезмерно давить на ручку, образуя в противном случае кляксы. В отличие от чернильных, шариковые ручки писали с любым нажимом и под любым углом, а о кляксах не было и речи. Казалось бы, пиши да радуйся?



Не тут-то было! Негативные последствия нововведений не заставили себя долго ждать. Шариковые ручки в школах появились, а вот методики обучения письму новым пишущим инструментом так и не возникло. Каждый учитель более или менее успешно вынужден был изобретать свои собственные методы обучения письму, но вскоре стало понятно, что без уроков чистописания контроль над ситуацией с письмом в школе потерян.

Миллионы советских школьников стали писать шариковыми ручками вкривь и вкось. Да ещё и с таким усилием, что кончики пальцев заметно белели, и нужно было трясти рукой, чтобы онемевшие члены вновь обрели чувствительность. Через несколько минут такого письма мышечный зажим сковывал всю руку так, что плечи и голову школьника перекашивало набок. За пару-тройку лет этого "прогрессивного" письма детские позвоночники искривлялись так, что справиться с тотальным детским сколиозом не могли тысячи врачей СССР.

Мало того, что неправильное положение тела за партой приводило к патологиям внутренних органов. Ещё одним досадным результатом отказа от гигиены письма становилось снижение остроты зрения. И если близорукость начиналась ещё в начальной школе, то очки с диоптриями сопровождали человека всю жизнь.

Писать ручкой или на компьютере?

Писать ручкой или на компьютере?

Что касается собственно письма, то педагоги стонут, когда проверяют детские письменные работы, написанные практически нечитаемым почерком. Заваливающиеся то вправо, то влево косые и кривые буквы, подпрыгивающие то вверх, то вниз исковерканные цифры — вот реальность современной российской школы.

Что дальше? Можно идти по пути, любезно подсказанному партнёрами из США и Европы. Если дети стали писать неразборчиво — надо полностью отказаться от рукописного письма в школах и вузах. Следует перейти на гаджеты, в которых нужно будет ставить галочку в правильном варианте ответа, и которые сами станут набирать тексты с голоса.

Таким образом, рукописное письмо, как когда-то и чистописание, уйдёт в прошлое. Негативные последствия такого решения — к примеру, снижение эффективности обучения или интеллектуальных способностей человечества — пока серьёзно не рассматриваются.

Однако есть и другой путь — в России придуманы новые способы обучения красивому письму. Вот бы распространить эти методики на всю страну?

Первой ласточкой нового чистописания стала педагог-новатор Вера Илюхина, запустившая в школы собственную методику и прописи. С восьмидесятых годов и по сей день тысячи учителей с энтузиазмом используют илюхинское "Письмо с секретом" в своих классах, получая в результате отличный почерк своих учеников.

А с помощью открытия в области современного чистописания Татьяны Леонтьевой, скромно названного омским автором "способом обучения каллиграфическому письму и коррекции почерка", за короткое время можно исправить самый страшный и нечитаемый детский почерк, увеличить скорость красивого почерка в полтора-два раза и сохранить отличный результат на долгие годы. Разработки Леонтьевой опираются на традиции дореволюционной каллиграфии и советского чистописания, по ее методике работают курсы каллиграфии для школьников.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Надо ли исправлять почерк ребенку?"

Вы не авторизованы.

Рассмотрим все три великолепных тезиса: «пусть (школьник) пишет, как ему удобно» [lkapricco], «всё равно все печатают» и «в любом случае почерк начинает портиться» [АллаКраснова]. Если школьник будет писать, как ему будет удобно, то у большинства школьников почерк станет нечитаемым с объяснением: «А мне так удобно». В школьные годы почерк школьника должен быть разборчивым и понятным и для самого ребёнка, и, главным образом, для учителя, который проверяет письменные работы и ставит оценки. В противном случае работа будет зачёркиваться красным крест-накрест с надписью культурным матом: «Я не могу это прочитать!!!». Насчёт того, что «все печатают»: зайдите в любую школу и посмотрите на уроки первоклассников, шестиклассников и выпускников. Кто из них за все 11 лет учёбы печатает диктанты, сочинения, изложения, контрольные и другие письменные работы? За тыканье пальчиком в гаджет почему-то оценки не ставят. Ну, а по поводу «в любом случае всё испортится», то тут вспоминается Остер: «…Стричься тоже бесполезно, никакого смысла нет: к старости сама собою облысеет голова». :)
2018-07-17, ourrussia
Я считала, что у нас в роду у всех плохой почерк, что это наследственное. Но вот младшую в начальной школе учитель учила по какой-то не стандартной методике (она так и сказала на собрании нам, родителям, мол, не лезьте к детям с советами, я учу их писать по особой методике), не как учили старших, и как ни удивительно, у нее единственной в нашей семье до сих пор (8 класс) почерк реально красивый. Причем без каких-либо особых усилий, не больших усилий, чем у старших.

(доходит до смешного. Учителя не верят, что у мамы с таким кривым почерком может быть дочка с хорошим почерком. Так что когда она приносит от меня записки в школу, учитель начинает выяснять, небось сама написала? типа мама так не могла накорябать как курица лапой )) А дочка оскорбляется и говорит, что я так не пишу )) У меня почерк лучше )) )

PS Погуглила. По описанию похоже, что наших учили по методике Илюхиной. Но точно не уверена. Во всяком случае речь шла о некой методике безотрывного письма, а это вроде Илюхина и есть?
2018-07-26, Наташа Р
Если методика хорошая и работает, почему нет? Новаторы Амонашвили, Шаталов, Илюхина - педагоги с большой буквы, это уже классика. По их методикам учителя работают во всех бывших республиках СССР до сих пор. Статья слабая или сильная и кто её написал - профессор или студент - это всё такие мелочи. Главная тема: надо подумать в направлении, как сделать почерк своего ребёнка лучше, потому что каждый день ему писать в классе и дома, да ещё и несколько лет подряд.
2018-06-29, ourrussia
Писать-то руками полезно, но вот я в упор не понимаю, зачем нас заставляли сидеть над этой калиграфией. Во-первых, всё равно все печатают. Во-вторых, при скоростном ведении конспектов почерк в любом случае начинает сильно портиться.
2018-07-14, АллаКраснова
Статья студента? Или человека, у которого нет детей-школьников.
Интересно, автор знает, какие чувства у современных родителей вызывает словосочетание "педагог-новатор" и предложение "распространить эти методики на всю страну"?
2018-06-29, Лабрика
Каждый суслик рекламирует свою норку. Кстати, как там дела с почерком у наших британско-американских партнёров, если кто-нибудь в курсе?
2018-07-01, Французская кошечка
Вот что на мой взгляд совершенно бесполезно - это краткосрочные курсы каллиграфии. Тем более для взрослых.
2018-07-26, Наташа Р
Поделитесь:

29.06.2018
Обновлено 08.08.2018
Близкие по теме статьи
15 бесплатных онлайн-ресурсов для изучения английского летом
15 бесплатных онлайн-ресурсов для изучения английского летом
Разговорный английский, listening, новые английские слова - на YouTube и Telegram-каналах
Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк
Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк
Умение писать закладывается в детстве на всю жизнь
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!