Содержание:

"Пишет как курица лапой", — сокрушаются родители ученика начальной школы, а учитель настоятельно советует летом поработать над исправлением почерка ребенка. Нужно ли заниматься коррекцией почерка — брать тренажеры по чистописанию, идти на курсы каллиграфии? Или красивый почерк сегодня — не главное? Ведь с каждым годом писать от руки приходится все меньше и меньше, даже в школе. Рассказываем, почему каллиграфический почерк сегодня — редкость и зачем он нужен в цифровую эпоху.

Шариковые ручки, сколиоз и близорукость

К содержанию

Шариковые ручки, сколиоз и близорукость

Ушли в далёкое прошлое чернильные ручки и "непроливайки", подарившие нескольким поколениям советских людей тот великолепный каллиграфический почерк, который можно было с гордостью показывать детям и внукам. Смерть классического русского чистописания произошла задолго до развала СССР. Она наступила в результате либеральной школьной реформы 1968 года, внедрившей в школы Советского Союза прогрессивные западные идеи в виде письма шариковыми ручками и полного отказа от уроков чистописания.

До этого уроки красивого письма сопровождали ребёнка всё время, пока он учился в начальной школе. Чернильные ручки предполагали гигиенически правильное и естественное чередование напряжения и расслабления руки и во время письма. Они не давали чрезмерно давить на ручку, образуя в противном случае кляксы. В отличие от чернильных, шариковые ручки писали с любым нажимом и под любым углом, а о кляксах не было и речи. Казалось бы, пиши да радуйся?

Не тут-то было! Негативные последствия нововведений не заставили себя долго ждать. Шариковые ручки в школах появились, а вот методики обучения письму новым пишущим инструментом так и не возникло. Каждый учитель более или менее успешно вынужден был изобретать свои собственные методы обучения письму, но вскоре стало понятно, что без уроков чистописания контроль над ситуацией с письмом в школе потерян.

Миллионы советских школьников стали писать шариковыми ручками вкривь и вкось. Да ещё и с таким усилием, что кончики пальцев заметно белели, и нужно было трясти рукой, чтобы онемевшие члены вновь обрели чувствительность. Через несколько минут такого письма мышечный зажим сковывал всю руку так, что плечи и голову школьника перекашивало набок. За пару-тройку лет этого "прогрессивного" письма детские позвоночники искривлялись так, что справиться с тотальным детским сколиозом не могли тысячи врачей СССР.

Мало того, что неправильное положение тела за партой приводило к патологиям внутренних органов. Ещё одним досадным результатом отказа от гигиены письма становилось снижение остроты зрения. И если близорукость начиналась ещё в начальной школе, то очки с диоптриями сопровождали человека всю жизнь.

Писать ручкой или на компьютере?

К содержанию

Писать ручкой или на компьютере?

Что касается собственно письма, то педагоги стонут, когда проверяют детские письменные работы, написанные практически нечитаемым почерком. Заваливающиеся то вправо, то влево косые и кривые буквы, подпрыгивающие то вверх, то вниз исковерканные цифры — вот реальность современной российской школы.

Что дальше? Можно идти по пути, любезно подсказанному партнёрами из США и Европы. Если дети стали писать неразборчиво — надо полностью отказаться от рукописного письма в школах и вузах. Следует перейти на гаджеты, в которых нужно будет ставить галочку в правильном варианте ответа, и которые сами станут набирать тексты с голоса.

Таким образом, рукописное письмо, как когда-то и чистописание, уйдёт в прошлое. Негативные последствия такого решения — к примеру, снижение эффективности обучения или интеллектуальных способностей человечества — пока серьёзно не рассматриваются.

Однако есть и другой путь — в России придуманы новые способы обучения красивому письму. Вот бы распространить эти методики на всю страну?

Первой ласточкой нового чистописания стала педагог-новатор Вера Илюхина, запустившая в школы собственную методику и прописи. С восьмидесятых годов и по сей день тысячи учителей с энтузиазмом используют илюхинское "Письмо с секретом" в своих классах, получая в результате отличный почерк своих учеников.

А с помощью открытия в области современного чистописания Татьяны Леонтьевой, скромно названного омским автором "способом обучения каллиграфическому письму и коррекции почерка", за короткое время можно исправить самый страшный и нечитаемый детский почерк, увеличить скорость красивого почерка в полтора-два раза и сохранить отличный результат на долгие годы. Разработки Леонтьевой опираются на традиции дореволюционной каллиграфии и советского чистописания, по ее методике работают курсы каллиграфии для школьников.