Содержание:

Как найти слова для особенного ребенка, если он осознает, что не такой, как все, если его не принимают в школе, если родители всеми силами пытаются не просто адаптировать его к жизни, учитывая ограничения, а "подтянуть" до нормы? Как помочь особому ребенку найти силы для радостной жизни без страха и стыда? У психолога Ирины Млодик в книге "Ограниченные невозможности. Как жить в этом мире, если ты не такой, как все" получилось найти верный тон. А еще показать, чем может закончиться "переделывание" непохожих.

Все ждут, что ты будешь как все

К содержанию

Все ждут, что ты будешь как все

Мы уже с тобой обсуждали, почему некоторые родители мечтают, чтобы их ребенок с особенностями был как все. Стыд, вина, страх, тревога. Им хочется, чтобы у них было меньше сложностей, а их особенный ребенок стал поскорее обычным и счастливым.

Вот только они не знают, что все эти чувства и сложности бывают у всех, даже у родителей самых обычных детей (если, конечно, такие существуют). Не все понимают, что счастье — это не когда нет проблем, а когда не надо все время ломать свою природу, можно просто жить, делать, что любишь и умеешь, узнавая и открывая новое, то, чего еще не знал о себе и о мире, решая сложные и простые жизненные задачи.

Некоторые учителя тоже предпочли бы учить обычных детей. Чем проще устроен ребенок или вообще человек, тем проще с ним управляться. Если подозревать в каждом ребенке особенного (что, по сути, так и есть), то тогда к каждому нужен особый подход. А если их тридцать человек в классе или того хуже — целая школа? А учитель или директор всего один? Вот для этого в школе придуманы законы и правила.

Если правил слишком много, и они важнее самих детей, то особенному ребенку становится очень трудно. У него появляется ощущение, как будто его положили в ящичек и определили, каким быть: не больше, не меньше. Ему нужно умудриться не торчать из ячейки, куда его решила поместить школьная система.

Вот только так не получается. Природа задумала одно, а школа хочет другого. Им трудно приспособиться друг к другу: ребенку к школе, а школе — к ребенку. Чаще всего ребенку приходится жертвовать своей природой (когда он способен это сделать), если нет других школ и возможностей. Силы, которые могли пойти на его развитие, уйдут на попытки приспособиться, создание ширмы для школы.

Если правил мало или совсем нет, то коллектив из особенных детей легко превращает все в хаос. В хаосе часто трудно не только учиться, но и существовать. Поэтому, даже если ты очень-очень особенный, каким-то основным правилам школы, семьи или общества следовать все-таки нужно.