Содержание:

Реклама

Судя по тому, как развивается ситуация с эпидемией, работать из дома придется еще не одну неделю. И если до сих пор ваша удаленная работа еще не стала приоритетом для всей семьи, самое время это исправить: призвать к порядку детей, организовать себе рабочее место и понять, на что вы тратите время, которого так не хватает.

работа из дома

Как быть с дистанционной учебой детей

Расслабьтесь. Экстренный переход на дистанционное обучение неподготовленных к этому школ и школьников не предполагает, что родители должны полностью заменить собой всю систему образования.

Все, что вы можете сделать сейчас, — это осуществить комфортную "передержку" детей в непредназначенных для этого условиях. Если ваши дети в это время будут читать книги, смотреть уроки онлайн, общаться с любимой учительницей по Skype, общаться с одноклассниками в соцсетях, дышать свежим воздухом на балконе или научатся убирать свои игрушки — вы уже можете считать себя суперродителями.

Если по каким-то причинам у вас дома был принят мягкий режим сна и отдыха для детей — самое время это исправить. Точное время подъема и отхода ко сну, четкое соблюдение режимных моментов — питания, гигиенических процедур, спокойных и "буйных" игр "по графику" — полезны не только для детей, но и значительно облегчают жизнь взрослых.

А взрослым приходится решать массу сложных проблем: как найти новую работу, где взять новые источники дохода, как удержать на плаву свой семейный корабль. Если у ваших детей появится жесткий и понятный режим, вы будете знать, как обустроить свой день вокруг этих неизменяемых ритуалов. Отправили детей спать в 22:00 — и у вас есть пара часов, чтобы отдохнуть и отдышаться, например.


Как найти время для удаленной работы и присмотра за детьми

Если вы один на один со своими детьми, но при этом вынуждены еще и работать удаленно, если никто не может занять ваших детей на время вашей работы, вы должны любой ценой отвоевать себе эти несколько часов. Нельзя допускать даже мысли о том, что вы сможете работать и развлекать детей одновременно. Если мама или папа работают, дети не должны издавать громких звуков и ломиться в дверь той комнаты, где их родители заперлись с ноутбуком или ведут переговоры по телефону.

Разумеется, редкий ребенок может тихо самоизолироваться в детской комнате на 6—8 часов подряд, которые нужны для полноценной работы взрослых членов семьи. Конечно, вы будете волноваться о том, что происходит с вашими детьми за стенкой.

Попробуйте действовать строго по часам. 45 минут сосредоточенной работы, затем 15 минут на проведать детей и выпить чашку чая, отдохнуть, переключиться из рабочего в домашний контекст. При таких ритмичных касаниях и дети будут спокойны, потому что родители ими не пренебрегают, и вы сможете поддерживать оптимальный режим концентрации — расслабления.

Если среди ваших детей есть старшие по возрасту, смело назначайте их "управленцами детского коллектива". Во все времена старшие дети следили за младшими и вполне успешно. Лишь совсем недавно мы стали считать, что детей необходимо избавлять от подобных обязанностей внутри семьи.

Как правило, дети очень хорошо реагируют на правила, которые точно сформулированы и поддерживаются всеми членами семьи. Если вы договорились и требуете идеально заправленной кровати сразу после пробуждения, выполнения домашних заданий сразу после обеда и аккуратно собранных игрушек за 15 минут до отхода ко сну — не сомневайтесь в том, что все это должно быть сделано. У ваших детей не будет проблем с реализаций такой программы. Напротив, им будет гораздо легче, чем в ситуации "свободного выбора".

удаленная работа

Работа из дома: как поделить один компьютер на троих?

Конечно, легко давать советы на тему организации домашнего офиса, когда у вас частный дом или квартира настолько просторная, что комнат в ней больше, чем членов семьи. Но для нашей страны это довольно редкая ситуация. Чаще комнат меньше, чем людей, и они не предназначены для эффективной работы. Мы живем не как профессор Преображенский из "Собачьего сердца" Михаила Булгакова, а ровно наоборот: и "оперируем", и обедаем в одной комнате. Спим рядом с письменным столом, а то и вовсе его не имеем.

Но теснота — это еще не самое страшное. Далеко не всегда каждый член семьи обеспечен необходимой для удаленной работы техникой. Намного чаще на одно "средство производства" — а в условиях удаленки это, прежде всего, рабочий ноутбук — приходится полтора-два человека.

Что в такой ситуации делать?

Если есть хоть малейшая возможность — все-таки докупить необходимые гаджеты. Дешево приобрести подержанную технику можно несколькими путями: купить на сайтах Аvito.ru или Youla.ru, выпросить у кого-нибудь из знакомых старый офисный компьютер под списание, взять кредит и купить какую-нибудь простую модель лэптопа, достаточную для простой работы.

В любом случае главенствующий принцип распределения помещений и техники в семье должен основываться на экономической целесообразности. Кто может заработать больше денег, тот и получает лучший ноутбук. Соответственно, если маме ноутбук нужен для работы, а детям — для учебы, мама работает на ноутбуке, а дети используют доступные им смартфоны или айпады.

Если раньше у вас дома самым священным местом была кухня или спальня, не говоря уже о гостиной с телевизором, самое время переоборудовать домашнее пространство под "офисные углы", и эти рабочие места должны стать абсолютно неприкосновенными.

Возможно, придется работать посменно, распределяя рабочие сеансы по времени между членами семьи. Возможно, вы почувствуете необходимость создать идеальные рабочие условия одному человеку, а остальным перейти на его обслуживание — приносить еду, убирать комнату, сдувать пылинки.

Организация взаимоотношений в семье — дело индивидуальное. Главное, чтобы вы понимали — все это временно. Если вы сможете продержаться в такой экстремальной "рабочей скученности" во время режима самоизоляции, ваша эффективность в гибридном режиме работы, не предполагающем тотальную удаленку, после кризиса станет на порядок выше. Вы сможете виртуозно совмещать работу из кафе, машины, самолета или коворкинга с классической работой в традиционном офисе.

Реклама

Как снизить тревожность: ведите хронометраж

В сложившейся экстремальной ситуации, когда "все дома и всем нужно работать", очень просто начать предъявлять претензии как друг к другу, так и к самому себе. В обычной докризисной жизни вы знали, когда быть довольным собой и своими результатами. Могли ощутить, насколько хороши и правильны были ваши действия, по привычным признакам: чувству усталости в конце дня, реакции коллег, радости родных.

В период кризиса все привычные системы координат сбиты, вы живете и работаете в неудобных условиях, вокруг вашего самоизолированного мирка бушует идеальный шторм: в экономике, в общественной жизни, в здравоохранении. Никто не знает, в какую сторону повернутся события, никто не знает, как все сложится дальше, вернется ли все на круги своя и на какие именно круги вернется.

Трудно не волноваться, но и все время нервничать тоже нельзя. Есть очень простой, хотя и трудоемкий способ "заземлить" психологическое состояние и проконтролировать, что с вами происходит в реальности.

Хронометраж — классическая базовая техника тайм-менеджмента, которая представляет собой тотальную запись, полный учет своего времени в течение суток. В режим "здесь и сейчас" вы записываете все, что делаете, в простую табличку примерно таким образом.

Время Сколько Что делал
До 7.00 6 часов Сон
До 7.30 30 мин Валялся в постели
До 7.45 15 мин Приготовил завтрак
До 8.15 30 мин Читал новости про новые карантинные ограничения, завтракал
До 8.55 40 мин Проснулись дети — умывались, одевались, завтракали
До 9.05 10 мин Звонок с работы, получил нагоняй от шефа

Это ни в ком случае не план и не распорядок дня. Это именно фиксация того, что с вами происходит, что вы по факту делаете в тот или иной момент.

Рассказывает Ольга Стрелкова

Однажды я вела хронометраж в сложный для меня период подготовки к серьезной операции. Предварительный диагноз предполагал злокачественную опухоль, выбрать врача и решить сопутствующие организационные и финансовые проблемы было непросто. Все, как всегда, случилось в самый неподходящий момент.

Мой психотерапевт посоветовал мне вести дневник самонаблюдений, и я начала вести расширенный хронометраж. К трем традиционным графам — время действия, сколько времени затрачено, что делала — я добавила раздел "эмоциональное состояние".

Результаты получились удивительные. Оказалось, что за то время, в течение которого я просто "разлагалась" от ощущений собственной несобранности, неорганизованности, расслабленности, страха и жалости к себе, я успевала сделать миллион разных дел.

Причем весьма эффективно. Я писала тексты, создавала новые дизайны, организовывала большие публичные мероприятия и параллельно решала медицинские вопросы. Так я обнаружила, что запускаю эффективную "фоновую деятельность", но в моем сознании она не фиксируется как "настоящая работа".

Так что, если вести хронометраж, вы тоже сможете узнать про себя много интересного и неожиданного.

С помощью хронометража вы сможете реально оценить то, сколько именно времени вам требуется на то или иное действие, сколько времени вы реально тратите на ту или иную работу. Оптимальный срок ведения хронометража — 2—3 недели, но для первых результатов хватит данных и за несколько дней.

Самое главное — не делайте в дни хронометража и его анализ. Сначала все запишите и только через пару дней проанализируйте. Научите своих детей вести хронометраж, для них это может стать веселой познавательной игрой.

Важно: ни в ком случае не навязывайте взрослым членам семьи тайм-менеджерские практики, которые вы освоили. Можете просто рассказать им о результатах. Искушение организовывать ближнего, а не себя, очень велико, но и неизменно портит отношения.