Мне нужна компания

Ваш ребенок не любит играть один? Он не знает, чем себя занять, когда вы предлагаете ему поиграть в своей комнате? Малыш то и дело отрывает вас от домашних забот, требуя участия в своих затеях: "Построим башню вместе?" Вы терпеливо водружаете кубики один на другой, восхищаетесь высотой и крепостью постройки... и спешите вернуться к прерванной работе. Но не тут-то было, потому что он уже бежит к вам со следующей просьбой: "Ты поможешь мне с рисунком?" Почему же малыш не способен играть самостоятельно?

Играя в одиночестве, ребенок получает особое, ни с чем не сравнимое удовольствие. Но, оставаясь наедине с самим собой, он должен чувствовать себя спокойно и безопасно. Ведь в большинстве случаев сложность не в том, что малыш не может придумать, чем ему заняться, а в том, что он не слишком уверенно чувствует себя без маминого присутствия. Некоторые дети словно "забываются", погружаясь в игру, в это время их совершенно не интересует местонахождение родителей. Малыши абсолютно безмятежны, поскольку уверены, что мама рядом и никуда не исчезнет, пока они самозабвенно играют. Но многие дети, оставшись в одиночестве даже на короткое время и утратив возможность вас контролировать, чувствуют сильную тревогу. Одиночество актуализирует и обостряет страхи. Это естественно. Именно поэтому предоставленный сам себе ребенок не может сосредоточиться на игре, поскольку ему необходимо поминутно убеждаться в том, что кто-то из взрослых рядом, в шаговой доступности. Отсюда и бесконечные просьбы поиграть вместе: малыш чувствует себя в безопасности, только когда вы с ним. Конечно, через какое-то время он станет самостоятельными автономным и сможет спокойно переносить одиночество. Но ребенку понадобится поддержка, для того чтобы научиться обходиться без вашей помощи в процессе загона машинки в гараж или организации обеда для кукол.

Личная жизнь

В возрасте 2-4 лет ребенок начинает постепенно понимать, что он - отдельная личность, учится не оборачиваться к вам, когда спрашивают его имя, а отвечать самостоятельно. Он постепенно обретает индивидуальность, а этот процесс требует от него огромных затрат энергии. Это сложный период, ребенок будто раскачивается на качелях, то приближается к вам, не желая расставаться ни на минуту, то отдаляется, пробуя свои силы в независимом поведении. Это трудное время, когда одновременно он хочет оставаться малышом на маминых коленях и становиться взрослым, самостоятельным, умелым, проявлять инициативу. Он может всерьез тревожиться из-за столь противоречивых желаний, его боязнь одиночества усиливается, он чувствует себя неуверенно, поэтому ему необходимо больше вашего внимания, чем обычно. Малышу недостаточно собственных ресурсов, чтобы справляться с такими важными переменами. Отказываясь играть один, он как бы сообщает вам: "Папа, мама, я еще не совсем комфортно чувствую себя сам с собой". Либо у него складывается впечатление, что вы уделяете ему недостаточно внимания. Существует множество причин, объясняющих его чувство незащищенности. Важно попытаться понять, что мешает малышу стать источником игровых сюжетов и фантазий для самого себя, и помочь ему преодолеть эти затруднения.

Знать меру

Когда ваш малыш систематически зовет вас поиграть с ним, не чувствуйте себя обязанными откликнуться на его просьбу немедленно! Если вы действительно заняты или хотите немного отдохнуть, вы можете спокойно и твердо сказать ему: "Сейчас я занята и не могу помочь тебе. Я обязательно поиграю с тобой, когда освобожусь". Вы не становитесь плохими родителями, отказывая ребенку в незамедлительном выполнении его просьбы. Вы просто даете ему понять, что вы отдельный человек, со своими потребностями, и вправе ожидать от него терпения и понимания. Даже если маленький ребенок пока не способен обходиться без посторонней помощи, он не может быть постоянно зависим от других людей и от их присутствия. Это может усложнить его взрослую жизнь! Нам всем необходим собственный мирок, в котором мы способны получать удовольствие от уединения. Играя самостоятельно, ребенок обращается к своему воображению, он имитирует, представляет себя кем-то другим. В своей игре он может воображать себя сразу несколькими персонажами, выстраивать между ними отношения, говорить за них. Если же вы являетесь постоянным участником его игр, этот процесс несколько затормаживается.

Целый мир

Для того чтобы малыш играл самостоятельно, предложите ему большой выбор игр. К 2-3 годам в его арсенале должно быть множество разнообразных игрушек: машин, животных, кукол и всего, что к ним прилагается. В этом возрасте не стоит ограничивать выбор игрушек, покупая мальчикам только технику, а девочкам только куклы и мягкие игрушки. Ребенок познает мир во всем его многообразии, и такие искусственные ограничения обедняют его игру.



Купите для малыша домик-палатку, в которой он сможет уединяться, когда вы поблизости. Он будет чувствовать себя комфортно в таком маленьком, уютном пространстве. Предложите ему пригласить в свой домик гостей и устроить для них чаепитие. Спросите его позволения, прежде чем заглядывать к нему. Это хороший способ дать ребенку почувствовать, что он огражден от внезапных вторжений. Такой подход откроет для него еще одну приятную сторону одиночества, возможность распоряжаться своим временем и пространством по собственному усмотрению.

Малыш делает первые шаги в мире логических представлений: подумайте о конструкторах и паззлах. И, конечно, цветные карандаши, краски, разноцветный пластилин, ножницы с тупыми концами и клей для самых маленьких найдут свое применение в его творчестве. И не забывайте о книгах с картинками, которые ваша кроха будет просматривать в одиночестве... после того как прочтет их вместе с вами!

Золотая середина

  • Малыш нуждается в вас, чтобы научиться играть самостоятельно.
  • Вдохновите его. Наблюдайте за ним на расстоянии и, когда заметите, что у него что-нибудь получилось, обратите на это внимание. Похвалите его постройку, уют в кукольном домике или правильно собранные паззлы. Чтобы согласиться играть в одиночестве, ребенок должен быть достаточно уверен в себе. Ему необходимо слышать, что он делает все хорошо и правильно.
  • Помогите ему найти занятие. Иногда, оставаясь в одиночестве, он не знает, чем можно заняться. Он чувствует себя растерянным перед горой игрушек, ему сложно сделать выбор. Не настаивая на определенной игре, помогите ему выбрать занятие, задавая вопросы в игровой форме. Малыш наверняка подхватит одну из ваших идей, и у него сразу же появится желание поиграть.
  • Оставайтесь неподалеку. Не стоит садиться в непосредственной близости от него, но и не удаляйтесь далеко и разговаривайте с ним не оставляя свои занятия. Ваш голос заполнит пустоту, пугающую ребенка.
  • Проявляйте интерес к играм ребенка. Для того чтобы помочь ему сделать выбор, вам нужно уверенно ориентироваться в его игрушках и иметь представление о его предпочтениях.
Наталия Богданова,
Психолог,
Статья предоставлена журналом
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Мне нужна компания"

Вы не авторизованы.

Ну вот у нас такая проблема - сначала была только со старшим (5,5 лет), а теперь и с младшей дочкой тоже (почти 3).
Кстати - рожать братика или сестричку чтобы было с кем играть - это может лет через 5 и хорошо, но в первые годы младшие старшему только мешают.

Мои дети садиковские, то есть общения с родителями явно не хватает. Но у сына еще и характер такой, он не может оставаться один. Дочка раньше могла, но научилась у братика что интереснее вовлекать родителей в игру...
Если играют вдвоем - то минут 5, "до первого крика". Дочка пытается отобрать у брата все что может. потом она же и вопит возмущенно, когда тот ей не отдает свою игрушку.

Сын любит играть в ролевые игры, где сестричка пока еще не помощник, нужен кто-то кто будет разговаривать за несколько персонажей. Рисовать, строить башни, и т.п. - это он конечно может и в одиночку, но его это интересует значительно меньше чем ролевые игры. Увы. разговаривать сам с собой он учится потихонькку, но пока без особого прогресса...
2007-03-02, НаталияБел
статья "попалась на глаза" очень вовремя. потому что старшая дочка,придя вечером из садика, постоянно говоритмне. что ей нечем заняться, не знает во что поиграть, несмотря на разнообразные игрушки. начинает терзать младшего братика. а заодно и меня. Тоже думала. что ей не хватает воображения, сообразительности, чтобы играть самостоятельно. Прочитав статью, отметила для себя, что следует уделять дочке больше внимания, которое значительно урезалось с рождением второго ребёнка,и всё ,возможно, изменится. Дочка поймёт , что её никто не бросал и сможет сама играть. Я пересмотрела своё отношение к нежеланию ребёнка играть самостоятельно.
2007-03-01, ками
ээээх :) Опять ничего нового, и не уточнено: малыш рассматривается садовский или домашний, мамин? ПРосит поиграть вместе всегда только маму или любого взрослого - именно для компании? Моя вот садовская - так она просит меня с ней "поиграть", потому что банально не хватает времени "вместе". А бывает другая причина: малыш настолько домашний и мамин, что не мыслит себя без мамы, возраст самостоятельности приходит, а радости и достатоочности своих сил для этого малыш не видит...
2007-03-01, ленУля
Очень полезная статья. Осталось ее правильно применить, как уже говорили, найти золотую середину. Моему ребенку 2,2 года целый день он хочет играть только со мной и ходить только за мной по пятам. Стоит мне отвлечься на какие нибудь свои дела, как сразу бросаются все игрушки, прибегает ко мне и начинает мешать мне работать. Потом пытается помогать, что только злит меня. Я бросаю свои дела и продолжаю опять играть с ним. Дело сделано, мама опять играет!
2007-03-03, GALINA
Procitala! Ta je problema s sinom. oceni trudno nayti zolotuyu seredinu mejdu uchioboy, malenikoy docikoy,4-letnim sinom i domashnimi delami. inogda kajetsya cito on prosto ne hocet nicego delati sam. "mama, narisuy mne, mama, postroy mne...." Seychyas emu 4, uciti nicego ne hocet. starayusi viuciti s nim alfavit, on smotrit na menya i molcit. Risovati nehocet, stishki uciti ne hocet. Pomogite!
2007-03-02, Olesya
Галина, а Вы постарайтесь не злиться и вовлекать ребенка в свои занятия. Вот у меня дочка, если ей совсем невмоготу, когда я мою посуду, играет в железные кастрюли: они барабаны, стучит палочками из суши-ресторана. Или складывает на все лады икеевские мерные ложки. Но полы мы вместе больше не моем! ;)))))))
2007-03-05, оксюля
Моему Антошке еще только будет полтора года, но для меня ситуация знакомая. Весь день ходит за мной "хвостиком", пока все на работе, зато вечером, когда дома вся семья, у него просто цель - переиграть во все игрушки. По пословице: "Вся семья вместе - так и душа на месте"
2007-03-02
Поделитесь:

01.03.2007
Обновлено 01.03.2007
Близкие по теме статьи
Вместе с дочкой: не пропускаем ни одного праздника!
Вместе с дочкой: не пропускаем ни одного праздника!
Велопрогулки, фестивали, мастер-классы и отдых в Сочи
Я или мы? Обретение индивидуальности
Я или мы? Обретение индивидуальности
Как проходит процесс обретения индивидуальности у близнецов?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!