Содержание:

Знание английского даёт массу преимуществ, но дети их не всегда понимают в силу возраста. Ориентиром для дошкольников и младших школьников являются мама и папа, которые могут как способствовать изучению иностранного, так и помешать этому. Директор по академическому развитию и разработке академических программ школы английского языка English First Алла Карен собрала пять вредных советов для родителей, чьи дети учат английский.

К содержанию

Совет 1: полностью переложите ответственность на преподавателя

Часто родители отправляют детей в языковую школу или к репетитору и просто ждут результата. Их можно понять: ведь они заплатили деньги, а у преподавателя есть сертификаты, большой опыт работы и хорошие отзывы. Квалифицированный преподаватель действительно может научить ребёнка говорить по-английски и понять правила грамматики, но для эффективного изучения языка этого недостаточно.

Что на самом деле. С дошкольниками и младшими школьниками родителям стоит заниматься вместе: играть в развивающие игры, читать учебные материалы, смотреть фильмы на английском. Рекомендуется использовать вспомогательные пособия, например, игровые карточки и лингвистические игры, а также выполнять активные упражнения, к примеру, мастерить что-либо своими руками.

Занятия на курсах английского обычно проходят два раза в неделю. Чтобы не забывать пройденный материал, придется заниматься и дома. И тут без участия родителей не обойтись: они следят, чтобы у ученика было время на домашние задания, и главное — чтобы он эти задания делал.

Иногда нашим преподавателям приходится сталкиваться с домашней работой, выполненной родителями — взрослым почерком и без ошибок. Какой смысл в таком подходе? Вероятно, родители не понимают, что, делая домашнее задание за ребенка, они снижают его мотивацию к учебе и уменьшают веру в свои силы.

А какая же помощь в выполнении домашнего задания приветствуется? Проявите интерес к тому, как сын или дочь делает то или иное упражнение. Можно попросить объяснить, почему он использовал именно этот глагол, или как определил, что здесь не нужно ставить артикль. В этом случае ребёнок чувствует, что делает что-то важное, и подходит к домашним заданиям более ответственно.

К содержанию

Совет 2: скажите, что английский нужен, чтобы устроиться на хорошую работу

Один из самых частых мотивов записать ребёнка в языковую школу — это переживания о его будущем. Дескать, со знанием английского проще найти хорошую работу в России, а за рубежом без английского вообще не устроиться. Мы поддерживаем родителей, которые переживают за детей и хотят для них лучшего, но иногда встречаемся с ситуациями, когда ученик не понимает, зачем ходит на занятия. Слова о том, что со знанием языка он найдёт себе лучшее место в жизни, для ребёнка эфемерны, потому что в 3–10 лет он даже не догадывается, как устроен рынок труда. В результате у ученика нет мотивации — он учит язык, потому что "мама так сказала", и обучение получается малоэффективным.

Что на самом деле. Мотивировать школьника карьерными перспективами можно, если ему исполнилось хотя бы 14 лет. В более раннем возрасте лучше использовать другие способы мотивации. Как правило, это игровые практики и совместные мероприятия. Например, есть такой подход — Peer Teaching ("обучение сверстников"). Ученики примеряют на себя роль учителей, проверяют домашние задания друг друга, получают за это призы.

Также дети охотно пользуются смартфонами, планшетами и компьютерами. В интернете есть множество развлекательных приложений и мультфильмов, которые в игровой форме помогают учить английский.

К содержанию

Совет 3: дайте учебник и тетрадь — и этого будет достаточно

Родители часто хвалят классическую систему образования, где ученик получает новые знания из учебника и закрепляет их, делая упражнения в рабочей тетради. Обычно в языковых школах есть и учебники, и тетради — но также активно применяются и современные методики обучения, которые прививают интерес к изучению английского.

Что на самом деле. Занятия должны быть интересными и сами по себе мотивировать детей учить язык. К примеру, есть современная обучающая система Blended Learning и подход Learner Autonomy.

Blended Learning — "смешанное обучение". Оно совмещает традиционные занятия с преподавателем, совместные мероприятия и обучение посредством современных технологий. Ученики принимают участие в групповых мероприятиях и творческих занятиях, например, выезжают с преподавателями на праздники, занимаются спортом или сочиняют песни. Дома они занимаются в приложении на телефоне или планшете, чтобы закрепить новые слова или попрактиковаться в грамматических упражнениях.

Learner Autonomy — "автономность ученика". Ребята учатся самостоятельно разбираться в заданиях и искать нужные материалы — даём инструкции, показываем примеры и объясняем, что нужно делать, а затем следим, чтобы у ребёнка всё получилось. Выполняют подобные задания в классе в группах или парах. Совместная работа развивает коммуникативные навыки и делает процесс обучения интереснее.

К содержанию

Совет 4: делайте упор на грамматику, потому что иначе не получится сдать экзамены

Есть мнение, что без уверенных знаний грамматики невозможно сдать ни один экзамен — TOEFL, IELTS или даже ЕГЭ по английскому языку, который скоро станет обязательным. Отчасти это так: грамматика нужна, чтобы говорить и писать грамотно, но нет смысла блистательно разбираться в неправильных глаголах и их временах, если не получается составить письмо или начать беседу на английском. Грамматика — важная часть любого языка, однако если заставлять ученика всё время зубрить правила, он научится решать типовые задания, но не сможет общаться.

Что на самом деле. Самая частая проблема российских школьников — неумение поддержать диалог на английском языке даже на бытовом уровне. Ребята стесняются сделать ошибку в произношении или не могут подобрать нужные слова. Чтобы избежать таких проблем, следует совмещать грамматические упражнения с развитием навыков коммуникации, а до 7 лет вообще не вспоминать про правила грамматики.

Дошкольники начинают говорить на английском сравнительно быстро, потому что не стесняются общаться или ошибиться в произношении. Чтобы ребята правильно произносили слова, мы советуем читать стихи и петь песни — тогда ученики произносят новые для них слова так, чтобы попасть в рифму. Таким образом вырабатывается чувство языка и интуитивное понимание правильности произношения.

На занятиях для более старших используем только английскую речь. Если ученик не понимает преподавателя, тот задействует мимику и жесты, указывает на объекты в классе или использует визуальные материалы. Формальное преподавание грамматики в языковой школе начинается с 10–11 лет. С этого же возраста в обучающую программу включаются элементы подготовки к ОГЭ.