Психология детского творчества (часть 1)

Психология детского творчества: сравнительная характеристика развития творчества у детей дошкольного возраста, учеников начальной школы и подростков.

Полезность: 4,3 из 5 Интересность: 3,6 из 5 (81 оценка)

Несмотря на огромное значение дошкольного детства для всего последующего развития художественных способностей в онтогенезе, психологические закономерности детского творчества исследованы пока еще недостаточно.

Психология детского творчества

Последнее время во всем мире наиболее популярны международные выставки детского изобразительного творчества, общество проявляет особый интерес и заботу о развитии изобразительных способностей детей. Однако, если в дошкольном возрасте (сензитивный период для развития художественных способностей) очень много детей рисует, то очень мало тех, кто продолжает рисовать, когда сензитивный период завершается. По сравнению с дошкольным детством, к 15-летнему возрасту детей, увлекающихся рисованием, остается в три раза меньше.

С возрастом значительно уменьшается круг людей, способных к артистическому творчеству, которое является продолжением детской игры. В начальной школе у многих детей ухудшаются музыкальные способности.



С литературным творчеством происходит обратное: каждый третий подросток пишет стихи, ведет дневник. Однако у большинства взрослых людей потребность в литературном творчестве, так же как и в музыкальном, изобразительном, утрачивается.

Для того, чтобы понять причины затухания творческих способностей к моменту окончания ребенком школы, необходимо проанализировать основные закономерности развития художественных способностей в онтогенезе.

К детскому творчеству психологи относят: хореография, изобразительное, музыкальное творчество, игра, сочинение сказок и стихов, фантазия.

Раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под музыку. В первые два года жизни основное, на что необходимо обращать внимание педагогам и родителям - это развитие психомоторики. Однако в последние годы наблюдается слишком сильный крен в сторону развития мышления раньше, чем движения. Дети очень мало двигаются, тем более под музыку. А ведь это основа для развития всех видов детского творчества.

Благодаря движениям под музыку у ребенка развиваются слухо-моторные, зрительно-пространственные координации, музыкальный слух, ребенок овладевает общими движениями, учится управлять своим телом. А значит активизируется работа моторной зоны мозга - основы для нормального развития речи. Воздействие музыкального произведения, под звуки которого ребенок двигается, на эмоции танцующего малыша способствует установлению баланса между процессами возбуждения и торможения, а также эмоциональной гибкости, переключаемости с отрицательных эмоций на положительные. С самого раннего детства ребенок учится управлять своими эмоциями благодаря процессу творчества, а не контролирующей функции сознания, которая развивается в достаточной степени только к 8-10 годам, а окончательно - к 18-20 годам.

Однако занятия хореографией дети часто начинают только в 4-5 лет, когда сензитивный период упущен. Занятия превращаются в формальное выполнение достаточно сложных движений, редко отличающихся той гибкостью и пластичностью, которая доступна младенцу.

Следующим видом детского творчества, имеющим огромное значение для развития художественных способностей в онтогенезе, является изобразительное творчество: рисование, лепка, аппликация. К сожалению, практика детских садов показывает, что наибольшее место в изобразительной деятельности детей отдано лепке и аппликации. Тогда как основой для этих более сложных видов детского творчества являются движения под музыку и рисование. Благодаря первым развиваются общие движения малыша, благодаря второму начинается перенос этих, пока еще не совсем координированных движений на лист бумаги, стену, на пол, в зависимости от того, что является для ребенка более удобным для самовыражения.

Многим родителям непонятно, почему ребенок не хочет рисовать на листе бумаги, не пачкая стены, пол, стол. Начинается "битва" с развивающимися художественными способностями за аккуратность. Или ребенок усаживается за парту и занимается менее "опасными" занятиями: лепкой и аппликацией, тогда как рисовать для ребенка важно так же, как и говорить.

На самом деле лепку и аппликацию необходимо вводить не как отдельные виды занятий, а как дополнение к рисованию. На одном и том же листе бумаги можно расположить изображения, выполненные с помощью кистей и красок, пластилина, кусочков материи, картона, природных материалов. Тогда ребенку будет понятен смысл лепки и аппликации как дополнительных изобразительных средств для создания той единой картины, которую он творит в сотрудничестве с взрослым. Но приступать к этому надо постепенно, осторожно, когда ребенок сам захочет использовать эти дополнительные изобразительные средства.

Особое место в развитии творческих способностей детей занимает музыкальное искусство. Однако многие родители и воспитатели игнорируют использование классической музыки (хотя в последнее время продается множество прекрасных записей классической музыки, аранжированной специально для малышей) во время занятий.

Рисование под музыку по степени положительного воздействия на эмоции малыша превышает все остальные виды детской деятельности. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций. Движения руки становятся плавными, и в то же время, уверенными. Ребенок не боится сделать неправильно, так как его сознание подчинено более высокому закону, чем смешные правила, установленные аккуратными взрослыми. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир. Ребенок становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе "очарованного" музыкой мозга.

Продолжение...

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Психология детского творчества (часть 1)"

Вы не авторизованы.

Для вашего возраста я ставлю кассету "Малыш в лесу". Мы представляем себя деревьями (у девочек представлять получается раньше, чем у мальчиков того же возраста), которые сначала стоят на месте и раскачивают ветками (руками), шелестят листиками (пальчиками). Я - ветер. Потом ветер-музыка утихает, на кассете появляются голоса птиц. Мы - птички, которые вылетают из своих гнездышек и бегают-летают. Постепенно ребенок начинает выполнять более плавные движения под музыку (конечно, нужна очень хорошая музыка), с беганья и прыганья переходит на танец, поднимает ручки, кружится.
Я объясняю (слово "объясняю" не совсем подходит, я просто говорю: "Я - дуб, я очень толстый (низким голосом), мой ствол почти не качается"), что когда я - толстый дуб, я почти не раскачиваюсь, только ветки чуть-чуть шевелятся, листики шелестят.
А когда осина - выбирают более подвижные дети - раскачиваюсь сильно.
Потом дети подражают разным деревьям, и в конце концов, научаются владеть своим телом.
2001-02-15, Элла Прокофьева
Важно, согласно моей точке зрения, чтобы музыка выполняла свое основное предназначение: воздействовала на эмоции танцующего малыша не для усиления уже существующего в данный момент настроения, а для установления эмоционального баланса, гармонии, удовольствия от соприкосновения с прекрасным.
Если малыш и так перевозбужден, рок-н-ролл - минуты на две (а не целая кассета), а затем Вивальди.
Если грустит, Вивальди ненадолго, а затем веселую "Чунгу-Чангу".
Если в ровном настроении, можно послушать "Малыш в деревне" - там записаны на пленку голоса домашних животных. Лучше, чтобы у Вас заранее были приготовлены фигурки лошади, овечки, козы, коровы и т.д.
Так малыш учится и движениям тела, и движениям души, и просто слушать - и все это обеспечивается контактом с музыкальным произведением:)
Не забывайте также обеспечить малышу доступ к рисовальным принадлежностям:)
2001-02-19, Элла Прокофьева
творческие способности возникают не сами по себе, их развитие должно волновать не только ДОУ, но и школу. в основном подавление творческой активности происходит в школе,где упор делается на знания в области наук,а не на развитие ребенка как личности. предлагаю вести в школьный курс такие предметы как психология, театральное мастерство.
2008-05-01, юлия
Элла, а не подскажите, что в наши 11 мес. лучше слушать: гармоничную классику (Бах, Вивальди) - относимся спокойно-благожелательно, детские песни - под некоторые улыбаемся, а другие абсолютно неинтересны, или рок-н-ролл, под который лучше и озорнее танцуется ? :)
2001-02-18, Annele
Спасибо за идею о применении пластилина в качестве дополнительного средства!! :)) Никак не могла придумать, как им заинтересовать дочку, а теперь "картины" только так и делаем. Ещё раз спасибо! :)))
2001-02-17, Баба Нюра
Элла, спасибо. Только я не совсем представляю как танцевать под музыку. У нас только прыгать получается.
2001-02-15, Natsi
очень рада с вами познакомиться!
2007-03-01, алена
Поделитесь:

15.02.2001
Обновлено 10.09.2019
Статья дня
Близкие по теме статьи
Пять лет детства. Как началось и кончилось рисование
Пять лет детства. Как началось и кончилось рисование
О бабушках, детских талантах и великих художниках
Цвет детского рисунка
Цвет детского рисунка
О чем расскажут рисунки - психология детского рисунка. Значение цвета в детском рисунке.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!