Заниматься с малышом нужно регулярно, но не долго - для начала 5-10 минут в день будет достаточно, позже занятие можно продлить до 30 минут. Занятие должно обязательно проходить в виде игры, тогда вашему ребенку будет легко и очень интересно.
Для того, чтобы освоить технику чтения без особых проблем, сначала нужно хорошо выучить все буквы. Начать легче всего с кубиков - картинки изображенные на них, помогут малышу узнать знакомый предмет, и с вашей помощью он научится называть букву: Дом - Д, кукла - К. Потом поиграйте с малышом, предложите ему найти букву Д, но не спешите подсказывать. Дайте малышу возможность самостоятельно отыскать кубик с этой буквой, ну а если у него пока не получается, то подскажите ему что буква Д - это домик.
После изучения букв с помощью кубков еще слишком рано переходить к чтению, так как каждая буква ассоциируется у малыша с определенной картинкой. Если вы в гостях покажите малышу уже знакомую ему букву, но с другой картинкой, то он не сможет назвать ее. В дальнейшем малышу будет очень трудно читать, так как прежде чем назвать букву он будет мысленно вспоминать именно свою картинку на кубике, повторять ее название про себя, а только потом, вспомнив букву, называть ее вслух. Именно из-за этого малыш, знающий в 3 года все буквы по кубикам, в начальных классах может читать очень медленно.
Поэтому изучить буквы по кубикам нужно не только с помощью картинок, но и с помощью всех родных, друзей и просто знакомых вашей семьи. Показывая малышу букву М скажите ему, что это мама, П - папа, Р - Рома, твой друг. Главное, чтобы ваш малыш очень хорошо знал того человека, с которым вы связываете ту или иную букву. Затем можно продолжить играть, предложите малышу найти мамину буковку или папину, не называя букву. Когда он найдет ее, то обязательно вместе с малышом произнесите вслух: "Мамина буква М".
Позже начните складывать из кубиков вместе с малышом простые слова: мама, папа и т.д. Это еще нельзя назвать чтением, но зато потом вашему крохе будет намного легче.
Даже если малыш уже очень хорошо освоил буквы на кубиках, еще не время приступать к чтению. Сначала нужно приобрести первую книгу для вашего малыш - азбуку. Нужно подобрать такую книгу, в которой побольше новых картинок, изображенных рядом с уже знакомыми для вашего малыша буквами. Например, если на кубике с буквой К была изображена кукла, то в азбуке на эту же букву изображен кот. Это поможет вашему малышу легче узнавать именно букву не только с помощью изученного ранее изображения на кубике. Хорошо, если на каждой странице есть не только картинка для данной буквы, но и маленькое четверостишье из слов, начинающихся на эту букву. Ежедневно перед сном повторяя с малышом изученные буквы, не забудьте прочитать ему и маленькое четверостишье. Это понравится вашему малышу так же, как и чтение сказок перед сном, и поможет ему закрепить уже пройденный материал, изученные им буквы.
Вот теперь, после того как изучен весь алфавит, можно начинать учить ребенка читать. Для того, чтобы приступить к изучению и освоению техникой чтения, нужно приобрести вторую книгу. В начале такой книги для чтения должны быть расположены слоги, начинающиеся на какую-то определенную букву, потом - простые слова из них, затем - более сложные слова, ну а в конце - небольшие предложения, составленные из этих слов.
Очень удобно, когда первые слоги изображены так: от первой буквы к другой нарисованы маленькие следы или маленький бегущий мальчик. Изучая слог, например -ма, легко можно объяснить малышу что буковка М пошла в гости к буковке А, получилось -ма, или же что мальчик Миша - М, пошел в гости Ане - А, тоже получилось -ма.
Затем можно приступать к чтению первых простых слов, составленных из изученных уже слогов: ма-ма, па-па. Читая первые простые слова, не забывайте повторять с малышом буквы, чтобы ему потом было легче перейти к более длинным и сложным словам.
Предложения в конце книги, составленные из прочитанных слов, должны быть не очень большими и содержать информацию знакомую и понятную для малыша. Хорошо, если рядом с такими предложениями есть картинки, на которых изображено то, о чем идет речь в данном предложении. Это поможет малышу понять, что его усилия не напрасны, и с огромной радостью осознать то, что он абсолютно правильно прочитал это предложение.
Изучив технику чтения по слогам, можно переходить к чтению слов и предложений не разбитых на слоги. Для этого нужно купить новые книжки с маленькими четверостишьями или рассказами.
Читая с малышом маленькие четверостишья, вы можете развивать не только чтение, но и логику мышления, и даже память. Возле каждого стишка, так же как и во второй книжке, возле предложений должна быть картинка с изображением событий, происходящих в этом четверостишье.
Например, прежде чем приступить к чтению такого четверостишья
"Под корягой в буреломе,
Спит медведь как будто в доме.
Положил он палец в рот
И как маленький сосет.",
сначала нужно детально изучить все, что изображено на картинке рядом с ним. Спросите своего ребенка о том, кто нарисован на картинке (медведь), где он сидит (под корягой), что он делает (спит), а еще (сосет палец). Прочитав первую строку, вместе повторите ее вслух, прочитав вторую строчку, вместе повторите уже две строки - и первую, и вторую.
Вашему малышу понравятся все четверостишья из маленькой книжки, если они будут интересными и понятными для него, он с радостью прочитает и даже запомнит их наизусть. А когда к вам в гости кто-то придет, ваш малыш с гордостью прочитает эти стихи для них. Иногда малыши забывают какое-то сложное или не совсем понятное для них слово (например, в буреломе), тогда не спешите подсказывать его, а просто скажите своему ребенку о том, что он уже большой и умеет самостоятельно читать. Это подбодрит его и он, прочитав слово, которое забыл, легко вспомнит все продолжение стишка. Каждый день читайте вместе новые четверостишья, повторяйте уже прочитанные раньше и обязательно читайте их своим гостям.
К первым сказкам лучше перейти немного позже, чем к четверостишьям, так как пока малышу будет трудно понять и осознать большой объем информации. Не забывайте просить вашего ребенка рассказать то, о чем он прочитал - это очень хорошо тренирует память, а также положительно влияет на развитие личности ребенка. И еще: не забывайте в процессе обучения чтению хвалить своих детей за их пусть еще пока маленькие, но уже достижения. Это поможет им развить не только технику чтения, но также уверенность в себе и в своих силах. Не забывайте - вашему малышу всегда нужна ваша поддержка и любовь!
Гончаренко Алла, allvik@rambler.ru.