Чем отличаются школы, работающие по разным образовательным программам

Выбираем школу для ребенка: обзор наиболее распространенных и популярных систем образования с перечислением преимуществ и недостатков.

Прошли те времена, когда школы отличались друг от друга лишь порядковыми номерами. Огромное разнообразие учебных заведений ставит сегодняшних родителей перед сложным выбором. Хочется дать ребенку современное образование, но со старыми традициями, определить его в престижную школу - и при этом не ездить каждый день через всю Москву.

Вопросы, вопросы, вопросы - а на дворе уже весна, и совсем скоро в школах начнутся собеседования с претендентами на звание "первоклассник-2003"...

Сегодня в Москве существует несколько систем образования, и с особенностями каждой из них стоит ознакомиться до того, как вы перейдете к вопросу выбора типа образовательного заведения и конкретной школы для вашего ребенка.

Традиционная система образования

Существующая с советских времен и накопившая богатейший опыт работы, она ставит своей целью развитие личности учащихся, однако реально внимание уделяется образованности.

Особенности данной системы образования таковы (кто-то может считать их положительными, а кто-то отрицательными - наверное, в этом и состоит вся прелесть нынешнего времени):

  • Годами выверенная программа и учебный план.
  • Четко сформулированы требования, предъявляемые к учащимся на каждом этапе обучения.
  • Классная поурочная система.
  • Строго определенная роль учителя и ученика.
  • Учет успеваемости по балльной системе.
  • Разработанная учебная и методическая литература.
  • Дается фундаментальное образование по основным предметам.


На традиционную систему опираются такие типы учебных заведений, как общеобразовательные школы, гимназии, лицеи и некоторые частные школы.

Основа традиционной системы обучения - средние общеобразовательные школы. Учат всех детей, без отбора, и, значит, можно говорить о том, что ориентирована такая школа на массового ученика. Однако из этого не обязательно следует, что способный ребенок затеряется среди всех остальных. Хороший учитель и в переполненном классе видит каждого неординарного ученика.

Часто бывает, что различные нетрадиционные методики, развивающие или авторские программы "приживаются" в таких школах. Но они не складываются в систему и затрагивают один или несколько предметов. В таких случаях в школу обычно идут "на учителя".

Если номер школы меньше 100, значит, это учебное заведение с давними традициями и расположено, как правило, в центре Москвы.

Школа может иметь определенный профиль - экологический, эстетический, экономический или какой-либо еще. Это значит, что здесь углубленно изучаются соответствующие предметы, ведется факультативная работа, учащиеся принимают участие в различных проектах.

Название "школа с углубленным изучением отдельных предметов" говорит само за себя. Будьте готовы к тому, что начиная с 8-9-го класса (а иногда и с 5-го) начинается углубленное изучение определенных предметов.

Средние общеобразовательные школы с углубленным изучением иностранного языка отличаются тем, что язык начинает изучаться с 1-го класса, а прием в школу может проходить на конкурсной основе. Такие школы имеют номера, начинающиеся с 13....

Полезно знать, что за каждой общеобразовательной школой закреплен микрорайон, для всех детей которого в ней приготовлено рабочее место, комплект учебников, заказано финансирование. Уточнить, к какой школе относится ваш дом, можно в управлении образования соответствующего округа:

СВУО - 210-07-06
ЮЗУО - 120-31-56
ЮВУО - 350-05-88
ЦУО - 951-41-67
ВУО - 963-55-35
СЗУО - 947-77-20
ЗУО - 249-08-86
ЮУО - 324-75-46
СУО - 456-07-32
Зеленоградский учебный округ - 535-75-21

Традиционные общеобразовательные школы работают по федеральному комплекту учебников и обеспечиваются ими через школьную библиотеку бесплатно. Учебники других авторов приобретаются родителями.

В начальной школе вам могут встретиться такие авторы: Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. (обучение чтению), Федосова Н.А., Безруких М.М., Илюхина (обучение письму), Моро М.И., Волкова С.И., Гейдман , Истомина Н.Б. (математика), Закоружникова М.Л., Рамзаева Т.Г., Желтовская Л.Я. (русский язык). Такие школы могут использовать комплекты учебников "Школа-2100": Бунеев Р.Н. (чтение), Виленкин Н.Я., Петерсон Л.Г. (математика).

Гимназии заинтересуют тех родителей, чьи дети проявили себя к окончанию начальной школы, как способные к активному интеллектуальному труду. Гимназия состоит из 5-11-х классов и представляет учащимся возможность получить универсальную общеобразовательную подготовку на гуманитарной основе (с расширенным и углубленным изучением русского языка, литературы, истории, а также не менее двух иностранных языков) и с повышенным уровнем сложности. Каждая гимназия сама определяет, какие предметы и курсы будут включены в учебный план. Выпускники гимназий получают аттестаты установленного образца с указанием вида учебного заведения.

Чтобы поступить в гимназию, необходимо отучиться на подготовительных курсах, так как вступительные экзамены состоят из заданий, не входящих в программу средней общеобразовательной школы для данного возраста.

При некоторых гимназиях организованы прогимназии (начальная школа), комплектование которых проходит на конкурсной основе.

Лицеи схожи с гимназиями тем, что ориентированы на обучение детей со сформированными интересами и наклонностями. Но лицей состоит только из старших классов. Они работают по индивидуальному учебному плану и программам. Между лицеем и профильным вузом может существовать договор о зачислении выпускников без вступительных экзаменов.

Гимназии и лицеи были созданы на базе средних общеобразовательных школ, отличающихся высокими результатами, и сегодня считаются элитными учебными заведениями.

Гимназии ищите под номерами, начинающимися с 15....

Некоторые общеобразовательные школы имеют гимназические и лицейские классы. По своим целям и задачам они соответствуют гимназии или лицею. Закончив школьное обучение в таком классе, ребенок получит аттестат с указанием предметов углубленного обучения.

Частные школы и пансионы дают общее среднее образование. Однако прежде чем довериться частной школе, познакомьтесь с ее уставом, поинтересуйтесь наличием аккредитации (дает право частной школе выдавать своим выпускникам аттестаты государственного образца).

Большинство частных школ являются школами полного дня, что устраивает многих родителей, занятых с утра и до вечера на работе. Но не стоит забывать, что в российских частных школах в отличие от западных, как правило, нет культа знаний и результаты образования зачастую далеки от совершенства.

Развивающая система образования

Наибольшее признание среди педагогов московских школ получила система Л.В. Занкова. Обучение строится на более высоком уровне трудности и идет в быстром темпе. На уроках нет знакомства с правилами в готовом виде, не ищите их и в учебниках - они выводятся учениками вместе с учителем по ходу работы, в самостоятельном поиске.

Если учитель обычной начальной школы пытается использовать принципы развивающего обучения применительно к какому-то одному предмету, будьте настороже: ребенок может получить серьезную перегрузку, и только.

Работа школ по системе Л.В. Занкова опирается на учебники следующих авторов: Нечаева И.В., Андрианова Т.М. (обучение чтению), Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю. (чтение), Полякова А.В. (русский язык), Аргинская И.И., Бененсон Е.П. (математика).

Кстати. Институт инноваций в образовании имени Л.В. Занкова выпустил удивительные учебники по литературному чтению В.А. Лазаревой, которые можно порекомендовать для разностороннего развития любого ребенка, независимо от того, в какой школе он учится.

С 1958 года в московских школах внедряется система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Особенностью этой концепции является дискуссионная форма работы, в ходе которой дети сами открывают содержание учебных предметов.

В качестве примера можно привести школу № 91 (Поварская, 14). Обучение в начальной школе этой гимназии идет именно по системе Эльконина-Давыдова. Здесь не дают знаний в готовом виде, а создают условия для поисково-исследовательской деятельности, в результате которой ученики сами делают выводы и открытия. Чтобы каждый ребенок мог сформировать свою точку зрения, в этой школе по 5-й класс включительно отказались от отметок.

Работа в школах этой образовательной системы ведется по следующим пособиям: Репкин В.В., Агаркова Н.Г., Олисова Л.Г. (обучение чтению и письму), Кудрина Г.Н. (чтение), Александрова Э.И. (математика), Репкин В.В. (русский язык).

В полном объеме работа по самым известным развивающим системам (обучение по Занкову и обучение по Эльконину-Давыдову) проводится лишь в начальной школе.

Образовательная система "Экология и диалектика" Л.В. Тарасова тоже строится на основе развивающего обучения. Специфика ее в том, что иностранный язык идет с 1-го класса, физика - химия - биология - география - синхронно с 7-й по 9-й класс. Математика до 9-го класса включительно. Получается, что ученик завершает базовое образование в 9-м классе, а 10-11-е классы отводятся на профильное лицейское образование. По такой системе работают школы №№ 46, 202, 290, 365, 408, 612, 778, 863, 1288.

К системе развивающего образования примыкают и школы работы с одаренными детьми. В Южном учебном округе работает школа-лаборатория № 1624 "Созвездие" по развивающей системе "Одаренный ребенок" (396-43-50). В гимназии "Школа Ломоносова" № 1530 (268-09-01) разрабатываются педагогические технологии работы с одаренными детьми, а в лицее № 1524 вплотную занимаются не только методикой работы, но и психологической поддержкой и консультированием. В ЮЗУО находится бесплатная общеобразовательная "Лига школ" № 1199 для одаренных детей (427-51-98).

К развивающей системе образования относится и адаптивная модель школы Ямбурга - система непрерывного образования (Центр образования № 109, тел. 434-51-08, директор Е.А. Ямбург). Обучение в такой школе делится на модули:
детский сад и шестилетки - на базе детского сада;
начальная школа - 1-5-й классы.
5-й класс относится к начальной школе. Это объясняется тем, что в этом возрасте ребенок претерпевает половое созревание, которое накладывается на стресс перехода в среднюю школу. В модулях "детский сад" и "начальная школа" работа идет по двум системам: вальдорфской и монтессорианской (термины Е.А. Ямбурга). О них разговор пойдет ниже.
6-9-е классы - основная школа с гимназическими, общеобразовательными и классами педагогической поддержки;
9-11-е классы - старшая школа.

В школе придерживаются государственных стандартов, но выходят к ним к концу обучения. Следует сказать также о том, что каждый модуль находится по отдельному адресу. Модели адаптивной школы отрабатываются в более чем 10 школах ЮЗУО.

Система домашнего образования

Была развита в России в XVIII-XIX веках и являлась обязательным этапом для учащихся, желающих продолжить учебу в гимназии, университете или поступить на военную службу. После 1917 года домашнее образование стало компенсировать недостатки основной образовательной системы.

Законом об образовании РФ (1992 г.) предусмотрена возможность получения общего образования в семье с правом на государственную аттестацию. Дети, которые получают образование дома, должны быть зачислены в школу по месту жительства на общих основаниях по заявлению родителей с указанием выбранной формы обучения. "Личное дело" ребенка сохраняется в школе на протяжении всего срока обучения. Школа должна предоставить ему все учебники. Порядок перехода на семейную форму обучения определен приказом Министерства образования РФ № 225 от 27.06.94 г.

Сегодня традиции домашнего образования возрождаются. Примером домашнего (семейного) образования может служить семейно-педагогический центр "Очаг" (ЮУО, тел. 314-53-52), имеющий 13-летний опыт работы. Здесь ученику помогут пройти программу начальной школы в сроки, соответствующие его развитию, дадут методические рекомендации по предметам базовой программы школы. Закончив обучение в начальной школе, ребенок может вернуться к традиционной форме обучения или продолжить заниматься в центре.

Но не стоит путать систему домашнего образования с надомным обучением. Последнее организуется для хронически больных учащихся по заключению медицинского учреждения и обеспечивает их воспитание, обучение и социальную адаптацию.

Здесь же стоит упомянуть о системе коррекционного обучения. В коррекционную школу направление дается медико-педагогической комиссией округа. В ЮУО создана уникальная модель образовательного учреждения - оздоровительная школа-лаборатория № 1998 "Лукоморье" (тел. 341-21-10) для детей с сохранным интеллектом, имеющих хроническую патологию в физическом развитии.

Альтернативная система образования

За основу была взята идея Л.Н. Толстого о том, что школа должна создаваться для ребенка и помогать его свободному развитию. Но, как известно, нет пророка в родном отечестве. Поэтому в России и прежде всего в Москве созданы образовательные системы и школы, использующие учения итальянки Марии Монтессори, француза Селестена Френе, американца Дональда Ховарда, немца Рудольфа Штайнера.

М.Монтессори сначала разработала методику обучения детей с отклонениями в умственном развитии. Затем распространила ее на обучение всех детей. До середины 20-х годов прошлого века в России существовали школы Монтессори, но затем они были закрыты, как не отвечающие требованиям по воспитанию борцов за светлое будущее.

Основной упор в Монтессори-педагогике делается на организованную среду: например, в детских садиках по системе Монтессори одно помещение полностью занято специальными дидактическими материалами. Монтессори-педагог - воспитатель или учитель - определяет индивидуальные периоды развития каждого ребенка и предлагает ему наиболее подходящие занятия. Дети объединяются в группы не по возрасту, а по степени усвоения материала. Учебный день начинается с выбора ребенком занятия на весь день, а заканчивается тем, что ребята рассказывают, что им сегодня удалось узнать нового.

В Москве около полусотни детских садов и начальных школ, имеющих группы и классы, работают по данной методике. Однако средних Монтессори-школ пока нет.

Система С.Френе, французского деревенского учителя, близка принципам Монтессори-педагогики, поэтому останавливаться на ней подробно не будем.

Если вам встретится школа с названием "Школа завтрашнего дня", а их в Москве около десяти, знайте, что будущий ученик будет иметь дело с системой Р.Ховарда, американского доктора педагогики. Школьный день в таких школах делится на две части: первая половина дня отводится американским программам, которые, кстати, ведутся на английском языке, и включает в себя 5 основных курсов: математика, английский язык, социальные науки, словообразование, естественные науки. Вторая половина дня - русская. У каждого ученика есть план на неделю, нет учебников, а есть серия тетрадей. Закончив одну из них и выполнив заключительный тест, учащийся переходит к следующей. За обучение по системе, которая похожа на самообразование, придется платить, и немало. Сегодня некоторые специалисты признают систему Ховарда сомнительной.

Вальдорфская педагогика основана на теории немецкого философа Рудольфа Штайнера и, как правило, представляет единую систему "детский сад - школа". До 7 лет предпочтение отдается физическому развитию, а воспитание основано на подражании и примере - дети играют, рисуют, поют до тех пор, пока не возникнет вопрос о чем-либо. Особенности этой системы таковы:

  • Есть перечень предметов и примерное количество часов.
  • Продолжительность уроков 1,5-2 часа.
  • Учебников нет, а тетради большого формата и нелинованные.
  • Отметок нет, но по заявлению родителей они могут быть выставлены при окончании школы.
  • Чтобы получить аттестат для поступления в колледж или институт, сдают экзамены. Для поступления в университет требуется еще один год обучения.
  • Как правило, школы, работающие по этой системе, негосударственные.

Общее для всех альтернативных систем - образование основано на интересах ребенка, учебный процесс ориентируется на индивидуальный ход развития каждого ученика. Однако получение систематических, базовых знаний в различных областях (которые дает традиционная школа) весьма проблематично.

Как выбрать нужное?

Это не так уж сложно, если найдете ответ вопрос: что вы хотите получить от школы, какого результата ждете? Не забывайте, что самое главное - учесть, подходит ли выбранная вами школа вашему ребенку.

И еще. Не стремитесь в соответствующую школу только из-за того, что многие ваши знакомые находят ее престижной.

Не считайте выбор школы "окончательным и бесповоротным" - может поменяться место жительства, изменятся интересы ребенка или появятся его ранее скрытые способности. Научитесь меняться вместе со своим малышом, будущим первоклассником.

Национальный колорит обучения

Возможно, вас заинтересуют школы, работающие по национальным традиционным образовательным системам. Иногда такие школы носят название "школа с этническим компонентом". Вот некоторые из них:

1086 - с корейским компонентом образования;
1110 - с армянским компонентом;
1311, 1621, 1871 - с еврейским компонентом;
56 - российско-турецкая школа;
772 - российско-турецкая начальная школа;
1948 - китайско-английская школа;
335 - российско-норвежская (выпускники получают два аттестата об окончании);
1247 - литовская школа;
1680 - грузинская школа;
1842, 514, 838, 112 - школы со славянским и русским компонентом.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Чем отличаются школы, работающие по разным образовательным программам"

Вы не авторизованы.

Для Evgenia. К теме ниже. Выделено мною. Найдите мне, что называется, хотя бы три отличия :)


Цитата про систему Занкова:

"Наибольшее признание среди педагогов московских школ получила система Л.В. Занкова. Обучение строится на более высоком уровне трудности и идет в быстром темпе. На уроках нет знакомства с правилами в готовом виде, не ищите их и в учебниках - они выводятся учениками вместе с учителем по ходу работы, в самостоятельном поиске."

Цитата про систему Эльконина Давыдова:

"В качестве примера можно привести школу № 91 (Поварская, 14). Обучение в начальной школе этой гимназии идет именно по системе Эльконина-Давыдова. Здесь не дают знаний в готовом виде, а создают условия для поисково-исследовательской деятельности, в результате которой ученики сами делают выводы и открытия. Чтобы каждый ребенок мог сформировать свою точку зрения, в этой школе по 5-й класс включительно отказались от отметок."
2003-07-30, Красно Солнышко
О наболевшем.
Не раз убеждалась в том, что в начальных школах Москвы и Московской области никто даже не упоминает программу Виноградовой. Между тем, в некоторых регионах России эта программа считается основной и навязывается практически всем учителям начальных классов. Слабых мест в виноградовской программе - масса, начиная с провозглашения актуальных целей образования и развития ребенка, которым не соответствует предлагаемое содержание образования. Кроме того, учителю даже не дан необходимый инструментарий для их реализации. Педагоги вынуждены заниматься с учебниками других авторов "на коленях". Еще ни один ребенок не был нормально подготовлен по прогамме Виноградовой к переходу на следующую ступень обучения. Очень не хочется, чтобы мой ребенок учился по этой программе. Кому кричать???
2006-01-27, Аноним
Я работаю в школе на дому.В нашей школе учатся дети с различными заболеваниями и опорно-двигательной системы, и с другими заболеваниями внутренних органов.Мне часто приходится спорить с преподавателями других школ по поводу того, что наши дети оторванны от коллектива. Американцы вообще в шоке, что парализованный ребенок не учится в одном классе со здоровыми детьми.Наши ученики и их родители очень довольны школой. А это самое главное.Парализованным детям с хрупкой психикой очень тяжело учится со здоровыми детьми и видить, что им тяжелее писать, они лишний раз не обратятся к учителю, если что-то не понятно. Общение - это уже другой вопрос.Если будут знания, то ученик всегда будет хорошим собеседником и будет интересен другим.
2004-07-24, Ирина
Ну, и что? Я Вам и ответ писала: "В системе Занкова, например, развивающий эффект достигается за счет организации обучения, за счет повышения уровня сложности, но при этом содержание пособий остается на уровне старой схемы «от решения частных задач – к общему способу». А что нельзя совместно решать частную задачу?
2003-07-31, Evgenia
И все-таки мне не понятно. А система обучения института ИНОС (РИНО, бывшая Рекорд), она - то к каким системам относится, к развивающим или нет? Чем она отличается от традиционной, от системы Занкова? Про нее нет ничего в статье, или я плохо читала?
2003-07-30, Клеточкина
Просим Вас откликнутся и сообщить электронные адреса школ, д/с, интернатов и.д. где работают с детьми по системе С.Френе
2004-04-27, Д/с №37 Френе
Поделитесь:

30.07.2003
Обновлено 23.10.2020
Близкие по теме статьи
Кому не подходит семейное обучение
Кому не подходит семейное обучение
Перевели на домашнее обучение, что дальше?
Домашнее обучение: опыт мамы, которая разочаровалась
Домашнее обучение: опыт мамы, которая разочаровалась
Семейное образование: 3 вопроса тем, кто планирует обучение на дому
Плоды альтернативного просвещения. Часть 2
Плоды альтернативного просвещения. Часть 2
Опыт многих учителей показывает, что если в начальной школе и подростковых классах уделять первоочередное внимание формированию коллектива, то и...
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!