"Я уже пятый год преподаю физику и математику в Парижском университете имени Пьера и Марии Кюри, известном также под названием Paris VI. Мой университет - далеко не худший в Париже. Россия всегда несколько отстает от Запада, и сейчас в Париже я могу наблюдать наше возможное недалекое будущее.
...
В этом учебном году я обнаружил, что среди 50 моих учеников-первокурсников 8 человек считают, что три шестых (3/6) равны одной трети (1/3). Подчеркну: это молодые люди, которые только что сдали "научный БАК", то есть тот, в котором приоритет отдается математике и физике.
...
С преподаванием физики дела обстоят похоже. Очень кратко: курс физики в первом семестре в Университете имени Пьера и Марии Кюри начинается почему-то с линейной оптики, затем два занятия подряд студенты вынуждены зубрить наизусть огромную таблицу с размерностями физических величин (как выражается в килограммах, секундах и метрах гравитационная постоянная - при этом они понятия не имеют, что такое гравитационная постоянная), затем механика и почему-то гидродинамика. Почему именно это и в таком порядке? Да, собственно, какая разница, в каком порядке все это зубрить...
Попробую предложить отдаленную аналогию всей этой ахинеи для гуманитариев. Представьте себе, что программа университетского курса под названием "Русская литература" состоит из следующих разделов: 1. Творчество А.П. Чехова; 2. Лингвистический анализ произведений русских и советских писателей XIX и XX веков; 3. "Слово о полку Игореве"; 4. Творчество А. Платонова. И на этом - все..."
ЧЕМУ РАВНЫ ТРИ ШЕСТЫХ, ИЛИ ЕГЭ ВО ФРАНЦИИ
Виктор ДОС, доктор физико-математических наук
Конференция "О своем, о девичьем""О своем, о девичьем"
Раздел: Просто поделиться...
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
В Германии тоже единый экзамен. Знаниям школьников из южных земель русские школьники могут только позавидовать. А что касается статьи и критики Франции, так это, что называется, в своем глазу и бревно не видно...
30.03.2005 00:19:41, Наталья Л
Интересно:-)Наши знакомые переехали жить в Питер,прожив в Берлине 15 лет.Девочке 13 лет,пошла в 7 класс,учителя определили её знания максимум на 3 класс(кроме немецкого:-))) Догоняют сейчас.Да, ходила она не в самую плохую школу:-))
30.03.2005 11:41:03, Лиана
А на основании чего вы сравнивали знания одних школьников с другими?
30.03.2005 00:22:01, пчела Майя
Мы про среднюю температуру по больнице?
А то я вот из личной практики помню одного мальчика из г. Одесса, который приехал учиться в одну частную гимназию. В Баварию:) Учителя были поражены его знаниями математики и физики.Но мальчик был сильный...но из Одессы:) 30.03.2005 00:26:59, Лангуста
А то я вот из личной практики помню одного мальчика из г. Одесса, который приехал учиться в одну частную гимназию. В Баварию:) Учителя были поражены его знаниями математики и физики.Но мальчик был сильный...но из Одессы:) 30.03.2005 00:26:59, Лангуста
Абидна, однако...Мы конечно провинция, но с сильной школой у нас в недалеком прошлом было не все так плохо...
30.03.2005 15:48:41, Батарея
Я с этими мальчиками и девочками каждый день общаюсь. И примерно себе температуру представляю :-))
30.03.2005 00:29:51, Наталья Л
Вы видели наши ЕГЭ? А по каким предметам? И еще - сколько было школьников и из каких они были школ? Чтобы делать такие выводы, нужны все-таки данные.
30.03.2005 00:26:51, пчела Майя
ЕГЭ я не видела. Видела современные российские учебники по химии и вопросы местного выпускного экзамена по химии. Даже учебник для спецшкол далек от уровня этого экзамена. Но и школа здесь не 10 лет, а 12.
30.03.2005 00:28:53, Наталья Л
Учебников у нас не менее десятка. Какой именно вы видели? Есть например для гуманитарных классов. А химию сдают только по выбору и ЕГЭ достаточно навороченный. Среднестатистические школьники химию безусловно не знают. А те, которые учатся в "естественных" классах, те знают. Могу ссылку на задачки дать для примера.
30.03.2005 00:34:44, пчела Майя
я к сожалению точно посмотреть не могу, мы переезжаем и все вещи упаковали. Кажется по органической химии это был Габриэлян, красно-белый учебник для школ естественно-научного профиля.
30.03.2005 00:36:10, Наталья Л
Габриелян для самых простых классов на самом деле. Ну да. Органики там немного. А что - в Германии в Berufschule ее больше?
30.03.2005 00:40:58, пчела Майя
для самых простых классов спецшкол или для самых простых классов обычных школ? Не знаю много или немного это органики - по моей памяти страниц 150.
30.03.2005 00:42:46, Наталья Л
в нем написано, что он для школ естественно-научного профиля. У меня есть еще другой Габриэлян, сине-зеленого цвета. Там действительно стоит для всех школ и небольшая такая книжечка для 10-11 классов. Мы о каком говорим?
30.03.2005 00:49:50, Наталья Л
Я ж говорю, что учебников более десятка. Что на них написано - это одно, а кто по ним учится - это другое. Написано для естественнонаучного профиля по той причине, что в плане министерства есть идея вообще отменить химию на 11 класс, кроме профильных классов. Вот под это дело и учебник выпустили. Однако пока этого не произошло. Боюсь, по учебнику для естественнонаучного профиля вообще никто не учится. В реальных биохим классах учатся вообще не по школьным учебникам. Вот пример задач, кстати. И они приходят и решают.
30.03.2005 00:53:45, пчела Майя
А вот как ты думаешь, со всеми этими изменениями, перестанут приходить? Или кто приходил (в смысле круга, разумеется, дети то растут), тот никуда не денется?
30.03.2005 01:00:59, Красно Солнышко
А кто его знает. На олимпиадах их число растет, тем более министерство поднимает их престиж путем введения официальных дипломов за подписью Кезиной и обещаний взять с этим в ВУЗ без экзаменов. Видимо в этой глубинной идее - когда химия только в профильных классах - предполагается, что старшие классы должны все быть профильными, только по разным профилям.
30.03.2005 01:11:03, пчела Майя
Да не глубинная, к сожалению. Об этом уже пару лет(на моей памяти) талдычат - перевод всех старших классов на профильное обучение. Это, видимо, у них следующий этап эксперимента.
30.03.2005 01:31:57, Елна
эти задачи по сложности на мой взгляд примерно соответствуют задачам выпускного экзамена здесь.
30.03.2005 00:59:06, Наталья Л
Для всех? Или для тех, кто выбрал химию в качестве специализации?
Я вот лично, даже уровень сложности оценить не могу :) 30.03.2005 01:02:08, Красно Солнышко
Я вот лично, даже уровень сложности оценить не могу :) 30.03.2005 01:02:08, Красно Солнышко
Это олимпиада вообще-то. Первая задача - типовая, утешительная. Вторая тоже простая. Насчет прочих - не верю, что это может быть на экзамене в массовой школе. Иначе немцы все как один побеждали бы в международных олимпиадах.
30.03.2005 01:01:39, пчела Майя
это не в массовой школе. Это для тех, кто выбрал химию, как спец. предмет в гимназии. Их немного. Но практически в любой немекой деревне в прямом смысле слова деревня, есть возможность посещать школу, где этот курс предлагается. Первая и вторая задачи - это даже на уровне не углубленного курса, а обычного. В принципе после углубленного курса они знают практически все из того что проходят на первом курсе университета, или даже дальше. Это и общая химия и неорганическая, и органическая с механизмами реакций, и качественная и количественная аналитика и биохимия.
30.03.2005 01:09:44, Наталья Л
Насчет программы могу поверить, тем более 12-й год - у нас это и есть первый курс университета. А насчет задач не верю все равно. Конечно, если уже почитать решение, то любая задача кажется легкой.
30.03.2005 01:13:14, пчела Майя
не знаю, я решения не читала. Немцы на олимпиаде, на которую вы дали ссылку заняли 21 и 22 место, что отличным результатом не назвать. Но до Китая и России далеко...
Я олимпиады в расчет не очень беру. Это отдельная песня про одаренных детей. Я же говорила про систему образования, ориентированную на обычного ребенка. В Германии у этого ребенка из небольшого города возможностей получить хорошее образование на порядок больше. Плюс репетитор здесь, в отличие от Москвы, понятие не такое распространенное. И родители с детьми не очень то занимаются. Так что все чего дети достигают, это личная заслуга детей и системы образования. 30.03.2005 01:20:49, Наталья Л
Я олимпиады в расчет не очень беру. Это отдельная песня про одаренных детей. Я же говорила про систему образования, ориентированную на обычного ребенка. В Германии у этого ребенка из небольшого города возможностей получить хорошее образование на порядок больше. Плюс репетитор здесь, в отличие от Москвы, понятие не такое распространенное. И родители с детьми не очень то занимаются. Так что все чего дети достигают, это личная заслуга детей и системы образования. 30.03.2005 01:20:49, Наталья Л
Ой, разрешите с Вами поспорить насчет репетиторов. Если в России нанимают репетитора, чтобы ребенок поступил, то в Германии зачастую - чтобы читать научился. Если деть чего-то здесь достигает, то делает он это не благодаря системе образования, а вопреки ей. Начальная школа- просто одна бесконечная катастрофа. Учебники- ужас! Методика- ужас-ужас! Про гимназию пока сведений имею мало, т.к. все дети вокруг в возрасте до 11 лет. Хочется надеяться, что там хоть немного лучше.
30.03.2005 01:49:48, Зукулик
Говорили вы совсем про другое. А именно:
Знаниям школьников из южных земель русские школьники могут только позавидовать.
Речь шла про знания, а не про систему образования. А какие школьники имелись в виду и по каким параметрам сравнивались, как-то осталось неизвестным. А что Германия богаче России, это и так всем известно. 30.03.2005 01:26:14, пчела Майя
Знаниям школьников из южных земель русские школьники могут только позавидовать.
Речь шла про знания, а не про систему образования. А какие школьники имелись в виду и по каким параметрам сравнивались, как-то осталось неизвестным. А что Германия богаче России, это и так всем известно. 30.03.2005 01:26:14, пчела Майя
средние школьники, а не гении. Система поддержки гениев здесь совсем не развита. На эту тему они и сами здесь устали языком болтать. Нет здесь школ для одаренных, как в России. Поэтому и сравнивать можно только обычных школьников. И шансы этих обычных школьников получить знания. Без репетиторов, без поддержки образованных родителей, без элитных школ и в маленьком городке или на ферме в три дома. И не только по одному предмету, но и разностороннесть этих знаний. Если ты закончил гимназию в Германии, то ты автоматически знаешь два языка на приличном уровне. У тебя была возможность выбрать музыку, как углубленное изучение, а не тратить деньги на частных учителей. И так далее.
30.03.2005 01:32:23, Наталья Л
Знание языков я бы сравнивать не стала. Немцы имеют в сто раз больше возможностей путешествовать и иметь языковую практику, чем русские школьники. Слишком разные условия. И при всем при этом, многие русские школьники язык таки знают прилично.
30.03.2005 01:39:37, Эники-бэники
язык не учится за практику путешествий. Путешествуют среднестатиститические немецкие дети в те же самые Египет и Турцию, что и российские. Просто язык в школе по-другому преподается.
30.03.2005 10:15:27, Наталья Л
В российских школах (в основном) преподают учителля, которые никогда не говорили с носителями языка. и их учили такие же преподаватели.
30.03.2005 11:24:49, eka
А если ты не попал в гимназию....то все то же самое, но со знаком минус. Какой процент школьников в стране заканчивают именно гимназии?
30.03.2005 01:34:56, пчела Майя
я так поняла, что гимназии - это как раз немецкий вариант школ для одаренных детей.
30.03.2005 02:18:09, Маграт
Именно. Помню рассказы знакомых, у которых дети не слишком одаренные - какого дикого напряжения им стоило подтянуть ребенка до того уровня, при котором он смог бы учиться в гимназии. И как они боялись, что он туда не попадет - и тогда мечты о хорошем образовании можно засунуть подальше :-(.
30.03.2005 02:41:41, Nesmejana
Ну не для одаренных, для имеющих хорошие отметки.Что не всегда одно и тоже:)И их много, гимназий:)), столько "одаренных" нет:)
30.03.2005 02:34:03, Лангуста
По крайней мере, туда можно попасть, а можно - и нет. И дифференциация довольно рано происходит. Получается, что в 14 лет взяться за ум там уже поздно.
30.03.2005 02:20:37, пчела Майя
Да, вот эта система меня удивляет. При том, что участие родителей в учебе детей не приветствуется. То есть у ребенка с раннего детства должна быть сильная внутренняя мотивация. А ведь это - первый признак одаренности ребенка.
30.03.2005 02:35:58, Маграт
А из чего следует, что оно не приветствуется? Мне рассказывала знакомая, живущая в Мюнхене, как ей объясняла учительница сына буквально следующее: если ее сын пропускает уроки мимо ушей, вертится и плохо учится, то это исключительно ее проблемы. Школа не собирается его уговаривать - ее дело учить тех, кто учится. Из этого следует, что всех прочих должны подталкивать родители - ровно как у нас.
30.03.2005 02:44:15, пчела Майя
Из рассказов. Кроме того, что пробелмы детей = проблемы родителей, учитель еще не идет на контакт больше положенного. Хочешь пообщаться - записывайся заранее. Каждый день рассказывать о том. как себя чувствовал ребенок в школе, никто не будет.
Это у меня знакомые выехали на пмж в Германию, очень им тяжело. Возможно, из-за эмигрантских проблем, из-за языкового барьера. Но их мальчику там очень плохо. 30.03.2005 03:03:30, Маграт
Это у меня знакомые выехали на пмж в Германию, очень им тяжело. Возможно, из-за эмигрантских проблем, из-за языкового барьера. Но их мальчику там очень плохо. 30.03.2005 03:03:30, Маграт
можно подумать, что в России учитель радостно и с удовольствием каждый день встречается с родителями. Я знакома лично с несколькими учителями, в том числе и с учителями начальных классов. Не звери они, а обычные люди. И почему бы не записаться заранее, чтобы пообщаться?
30.03.2005 10:18:35, Наталья Л
а я писала, что они звери? просто порядки другие. та мама, про которую я пишу, вовсю общалась с учителями в России. Шоколадку принесешь - и они готовы. Тем сильнее для нее был контраст.
31.03.2005 01:10:58, Маграт
ПОэтому я и спрашивала -- про общую тем-ру по больнице,т.е. Россия в целом и Германия в целом. А не Москва (читай хорошие школы:))) и деревенские школы в Германии, например:)
30.03.2005 01:23:11, Лангуста
абитур в Германии 1.0 это совсем не то что в России средний балл аттестатата 5.0. Мой муж учился в школе в городе с населением 30 тыс. человек. У него абитур был 1.7 кажется, что давало ему возможность учиться в любом университете страны на любую специальность. Из 100 человек в школе только у одного его одноклассника был балл 1.3. Высшей оценки 1.0 не было ни у кого. 5.0 в России не говорит абсолютно ни о чем. Расчитывать на поступление в МГУ после деревенской школы могут только гении. Вот и вся разница в системе образования.
30.03.2005 01:28:24, Наталья Л
Вот задачи без решений. Так правильнее. Решить надо не первую и вторую, а все.
30.03.2005 01:16:16, пчела Майя
спасибо, я сохранила, подробно посмотрю попозже. А то мне еще на работу завтра :-)) Мне кажется правда, что они сильно легче тех, что были на первой олимпиаде.
30.03.2005 01:24:51, Наталья Л
А здесь есть командный зачет по международной. Германии не наблюдается.
30.03.2005 01:05:54, пчела Майя
интересно, что Иран на втором месте. Там так здорово развивают химию? Видимо, из-за нефти?
30.03.2005 02:36:55, Маграт
На самом деле это пример только для одного года. Но говорят, что эти рейтинги остаются более или менее постоянными. Наши на следующий год поднялись с 6 места на 4. А Иран - наверное да, из=за нефти.
30.03.2005 02:46:57, пчела Майя
Все-таки переезжаете?
Слушай, а где у нас Геттинген? Там вообще как, жизнь есть? Подруга туда из Штатов переезжает, а я даже и не знаю, что ей сказать. 30.03.2005 00:37:54, Лангуста
Слушай, а где у нас Геттинген? Там вообще как, жизнь есть? Подруга туда из Штатов переезжает, а я даже и не знаю, что ей сказать. 30.03.2005 00:37:54, Лангуста
да, мы переезжаем в начале апреля. Где у нас Геттинген я тоже не знаю :-)) Мы переезжаем в Тюбинген.
30.03.2005 00:39:28, Наталья Л
офф, а мы пару дней тому назад навещали Дюссельдорф. И как в Россию съездили- кругом русская речь.
30.03.2005 02:17:56, eka
Традиционно сильной стороной в российском образовании считается математика. Все остальное - провал.
30.03.2005 02:20:52, Маграт
Не могу с вами согласиться. Хотя я по высшему образованию технарь, но язык, история и литература у нас преподавалась замечательно. Я очень довольна.
30.03.2005 02:24:10, Эники-бэники
Так вы спрашивали про сравнение с другими странами.
Если учесть, что история и литература у нас были напичканы определенной идеологией, а язык в простых школах - с 5 класса, то никакой конкуренции с Европой мы по этим предметам не выдерживаем. 30.03.2005 02:39:23, Маграт
Если учесть, что история и литература у нас были напичканы определенной идеологией, а язык в простых школах - с 5 класса, то никакой конкуренции с Европой мы по этим предметам не выдерживаем. 30.03.2005 02:39:23, Маграт
А вы думаете, что, к примеру, здесь, в США, история не напичкана идеологией?
30.03.2005 04:02:14, Эники-бэники
про Америку я не знаю, но догадываюсь :)
И американское общее образование еще не слышала, чтобы хвалили.
Про европейское немножко знаю и сравниваю с ним. 31.03.2005 01:15:05, Маграт
И американское общее образование еще не слышала, чтобы хвалили.
Про европейское немножко знаю и сравниваю с ним. 31.03.2005 01:15:05, Маграт
Я вот очень фигово оцениваю мое российское образование по поводу всех точных, а также естественных наук.
Но я довольно безнадежный случай:)
С другой стороны, я также низко оцениваю и образование немецкого мужа по этому поводу:))
Хотя вот географию он знал значительно лучше меня. Просто значительно. 30.03.2005 00:41:21, Лангуста
Но я довольно безнадежный случай:)
С другой стороны, я также низко оцениваю и образование немецкого мужа по этому поводу:))
Хотя вот географию он знал значительно лучше меня. Просто значительно. 30.03.2005 00:41:21, Лангуста
школьное образование по математике было очень даже неплохое. По всем остальным предметам - на нуле. По физике и химии - в минус, поскольку я была после школы уверена, что это науки не для меня, и я никогда в них не разберусь. Поэтому в целом школьное образование оцениваю как однобокое. То чего мне в нем не хватило - это знания языков, умения легко и непринужденно писать и говорить на первую попавшуюся тему, музыкальной грамоты и примитивных навыков рисования. Это в сравнении с местной школой. Высшее же образование мое было по экономике, которая здесь абсолютно не котируется, поэтому я его расцениваю не совсем как потерянное время, но скорее как время для общего развития, а не для приобретения знаний по специальности.
30.03.2005 00:47:53, Наталья Л
Читая вас я еще больше укрепилась в правильном выборе направлений в воспитани дочки, надо только рисования добавить, а так - полный набот того, чего вам не хватает сегодня.:)))
30.03.2005 13:27:42, Gamma
российская система образования, которая активно критикует европейские
30.03.2005 00:22:43, Наталья Л
Ну, не совсем уж и плохая система... Я как-то читала "плач" одного папы, чья дочь учится в Голландии. Так он был неутешен. Хотел, чтобы дочь училась в России. но первая ученица в своей гимназии, как он говорил, вряд ли поступит в средний ВУЗ...
30.03.2005 02:13:13, eka
а что гарантирует поступление в этот средний российский вуз? К чему так стремиться быть первым в школе и напрягаться? Чтобы потом с репетиторами вступительные наизусть выучить?
30.03.2005 10:02:00, Наталья Л
Она ж в Голландии первая. В России вовсе не надо быть "первым в школе," чтобы поступить в средний ВУЗ. Часто и репетиторов никаких не надо, достаточно курсов. Ну кому труднее дается учение - тому надо, наверное.
30.03.2005 10:06:12, пчела Майя
а тут ничего не надо для поступления. Считается, что профильный предмет ты еще в высшей школе успеешь выучить, а разностороннее образование только средняя школа может дать. Для русских еще большой психологический барьер в том, что высшую оценку здесь получить очень тяжело. Это не то же самое по сути, что пятерка в русской школе.
30.03.2005 10:20:47, Наталья Л
Не "ничего не надо" а надо хорошие оценки в школе. По-моему, так проще один год на курсах поучиться.
30.03.2005 10:24:34, пчела Майя
Судя по непрекращающемуся спросу на наших ученых и IT-шников - неплохая система, прямо скажем
30.03.2005 00:31:03, Эники-бэники
Вы по ссылке читали?
Статья написана от имени преподавателя во Франции:
"Я уже пятый год преподаю физику и математику в Парижском университете имени Пьера и Марии Кюри, известном также под названием Paris VI. Мой университет - далеко не худший в Париже. Россия всегда несколько отстает от Запада, и сейчас в Париже я могу наблюдать наше возможное недалекое будущее. "
Во избежании дальнейших недоразумений, я добавила эту цитату в корневой пост.
30.03.2005 00:29:30, Красно Солнышко
Статья написана от имени преподавателя во Франции:
"Я уже пятый год преподаю физику и математику в Парижском университете имени Пьера и Марии Кюри, известном также под названием Paris VI. Мой университет - далеко не худший в Париже. Россия всегда несколько отстает от Запада, и сейчас в Париже я могу наблюдать наше возможное недалекое будущее. "
Во избежании дальнейших недоразумений, я добавила эту цитату в корневой пост.
30.03.2005 00:29:30, Красно Солнышко
насколько я понимаю, до этого то он преподавал в России? И русский вуз с вступительным экзаменом некорректно сравнивать с парижским, в котором таковой отстутствует как класс. Сравнивать можно в крайнем случае среднего выпускника.
30.03.2005 00:34:45, Наталья Л
Читайте также