Раздел: Развитие, обучение

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

remka

Не в свою группу...

Сегодня Антуанета на занятиях прокусила себе палец. Ей 5 лет, она в группе 6-леток, многие в группе на 1-1.5 года старше ее.
Ее привели в Эрудит в 2,5 года. Маленького вундеркинда, умеющую гораздо больше детей ее возраста. Разница сразу в 1 год.
Через год дети догнали ее и перегнали. Она уже перестала быть во всем первая, а вскоре стала отставать от ее одногруппников по скорости, ей надо чуть больше времени, чтобы подумать, написать, сообразить. Она младше и держится особняком, несмотря на наши старания подружить ее с другими ребятами, хотя на занятия ходит с удовольствием.
Сильно нервничает, ведь первенство уже позади, и так много ребят делают все быстрее и лучше ее.
А сегодня она не успела вовремя провести дорожки к цифрам, и ,стараясь, прокусила палец…
И таких ребят у нас несколько в каждом возрастном потоке. Почти у всех нервозность, повышенная возбудимость, у некоторых невроз навязчивых движений.
Как вы думаете, когда ребенку ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ ( а точнее, перепрыгивание через развитие своего возраста) идет во вред, нарушает его психологическое спокойствие. И в каких случаях вы считаете возможным поместить своего малыша к детям старше его по возрасту ???

22.02.2004 00:22:58,

36 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
ABDDavidoff
Упс. Здесь важно все -и интеллектуальное и психологическое развитие.
Мой сын в группе, где дети старше его на 1-2 года. Он начинает игры, координирует их, быстрее всех отвечает, все дети в группе его любят.
Ему 3 года исполнилось.
Не вижу причин переводить его в другую группу - там ему скучно, он любит друзей намного старше себя.
Я сама в 5 лет в школе. И была отличницей и лучшей учиницей, самой высокой девочкой в классе:-) Представляю, как бы скучала и мучалась с одногодками!Но...
Если начнутся сбои, не буду ждать ни дня. Переведу сразу. Ребенок должен быть там, где ему хорошо.
Просто поговорите с родителями.
24.02.2004 12:56:24, ABDDavidoff
Ya by rukovodstvovalas' tol'ko psicho-physiologicheskimi parametrami, a ne ob'emom znanii. Starshuyu otpravila v shkolu ran'she i ne zhaleyu, a vot mladshuyu ne otdala by, hotya ona i chitat', i schitat' nachala ran'she, chem starshaya. 23.02.2004 19:34:08, irina.
remka
Спасибо :) 24.02.2004 00:23:26, remka
Надежда Григорьевна
Мой ответ прост. Вот именно тогда и идет во вред, когда нарушает его психологическое равновесие. То, что вы описАли, похоже на типичные симптомы школьного невроза. Если педагогам это видно уже и невооруженным взглядом, нужно, мне кажется, срочно что-то менять в подходах, разъяснять родителям происходящее. 22.02.2004 15:53:26, Надежда Григорьевна
remka
Это как раз тот случай, когда мы не можем повлиять на родителей, нам отвечают - мы лучше знаем, что нужно нашему ребенку.
Удалось бы уговорить их не отдавать ее в этом году в школу...
22.02.2004 20:16:43, remka
хорошо бы хоть как-то обьяснить родителям, чем это может грозить ребенку
Очень и очень плохо, когда приходится чему-то соответствовать, знаю по себе.
"Повезло" с родителями девочке :(
23.02.2004 17:26:16, Miril
remka
Я думаю пригласить их на занятие, чтобы они посмотрели в процессе. 24.02.2004 00:25:40, remka
НГ
А другие? Вы говорите, что не один такой ребенок занимается.
Родители других детей с такими же проблемами понимают, что происходит?

И еще очень интересующий меня вопрос, я об этом много думаю.
О роли педагогов в процессе занятий. Как сами педагоги и как родители это себе представлют. Чем руководствуется педагог в своей работе - горизонталью (просто учу-обучаю) или вертикалью? И чего от него ждут родители?

О взаимодействии с родителями еще одна трудная и важная тема. Как с этим в вашем центре?

Все дети поднимаются по лестнице знаний с разной (своей) скоростью. Главное, чтобы никто из них не сорвался.

Офф. Юля, вы мое письмо получили? Это я в порядке проверки работы почты спрашиваю.:)
22.02.2004 21:28:33, НГ
remka
Надежда Григорьевна, письмо получила в последнее мгновение перед упаковкой компьютера, большое спасибо, теперь оно лежит вместе с комп-м и другими вещами. Отвечу, как только включусь на новой квартире.
Таких родителей у нас несколько, по 1-2 человека на возрастную группу, групп у нас 4, с 3 до 6 лет, детей всего 300 :)
Когда было меньше детей, общаться с родителями было легче. Я всегда выхожу после занятий, рассказываю чем мы занимались, что нужно сделать дома, и разговариваю с теми, кому мне есть что сказать (текущие проблемы).
Что ждут родители - каждый своего, некоторые наши единомышленники - мы вместе растим их детей, некоторые сдают, желая получить на выходе определенные знания и умения.
А педагоги тоже разные. И коллектив подобрался очень любящий свое дело. Почти каждая группа у нас учится индивидуально, в разных группах одна и та же тема объясняется так, чтобы ее лучше поняли и те, кто уже к нам ходит не первый год, и новички.
24.02.2004 00:22:06, remka
Для меня определяющим является не интеллектуальное, а психологическое соответствие возрасту. Знаю мальчишку, который не очень много знает, но всегда общается с ребятами на год, а то и на 2 постарше. В школе учится с ровесниками, а во дворе только со старшими, никаких проблем. Если человек с 3-х лет читает, это не значит, что среди ровесников ему будет скучно и надо в школу уже идти. Но ваш топик ,имхо, вообще не об этом. Уметь проигрывать важно и среди ровесников.Привыкнув быть божеством больно падать. Когда за перепрыгиванием через класс или группу ничего нет кроме родительских амбиций, тогда и получаются дети-невротики. А если ребенок рисует или занимается спортом на более высоком уровне, чем ровесники, не надо тормозить его развитие, пусть занимается этим со старшими ребятами в студии или секции. Моя дочь, к моему счастью, психологически соответствует возрасту, и те ее знания, которых нет у других, абсолютно не мешают ей общаться с ровесниками.Но если б я увидела, что она психологически старше-отдала бы в другую группу. 22.02.2004 14:45:54, Grebenka
remka
Абсолютно согласна. Кстати Маша моя учится среди ребят старше на год по возрасту, но высокий рост и взрослость поведения позволяют чуствовать себя комфортно . 22.02.2004 20:12:47, remka
У меня дочь при выборе общается с более старшими. НО в саду нет такой возможности и она без проблем общается и с теми. кто на год младше. Может, очень близких друзей нет, но и проблем не возникает....
И в школу мы пойдем так, что она будет в числе старших.
22.02.2004 14:56:10, Харас
По поводу школы, восхищаюсь вашим разумом, Истерия с шестилетками до добра не доведет (ИМХО) В английскую, если не секрет, в какую собираетесь, мы, вроде, соседи. А по поводу всего остального-Проблем не возникает у ребенка, и зто главное. 22.02.2004 15:18:57, Grebenka
1273 22.02.2004 19:23:49, Харас
Cпасибо, извините за любопытство, просто собираю информацию о школах, про 1273 уже знаю. Мы собрались в 46. 23.02.2004 14:06:00, Grebenka
А это где? 23.02.2004 23:37:55, Харас
Ул.Обручева,28. Или от Калужской 3 остановки автобусом, или через общаги РУДН на Миклухо-Маклая через лес минут 5-10. 24.02.2004 10:41:48, Grebenka
Этот вопрос всегда стоит перед родителями одарённых детей. Ведь развитие идёт асинхронно: в чём-то опережает сильно, в чём-то не так. На практике неплохо работает вариант - вручную подбирать своему ребёнку партнёров по занятиям, наиболее хорошо подходящих на данном этапе развития. Например, рисованием или лепкой вполне можно заниматься в студии и со взрослыми, что таким детям часто спокойней. А вот в футбол играть стоит с детками, наиболее близкими по размеру :-) Иначе затопчут. Меня в Вашем описании смутил упор на соревновательность в академических занятиях. На мой взгляд - совершенно не по возрасту, нет у них ещё зрелости достаточно, чтоб насыщать процесс академического учения соревновательностью до такой степени. Кстати, хочет ли она туда ходить?

Для меня лично опережающее развитие практически эквивалентно индивидуальным занятиям с репетиторами, с выходами время от времени в детские группы по уровню (не по возрасту) в каких-то осмысленных проектах. Пока я для себя вообще не решила ещё теоретический вопрос, имеют ли групповые занятия какой-либо смысл именно с педагогической точки зрения, а не в плане экономии ресурсов.
22.02.2004 04:53:25, Мария Д.
НГ
Согласна с Юлей. У групповых занятий много плюсов как раз для детей, не только для педагога.

Что касается педагогов. Многие педагоги, по моим опросам, отдают предпочтение индивидуальным занятиям не только из соображений пользы для ребенка, сколько из-за своих личных качеств. Есть педагоги-"групповики", есть педагоги-"индивидуалисты". Опять же из многолетних наблюдений. - "Групповик" спокойно может заниматься и индивидуально, а "индивидуалисту" с группой всегда тяжко.
22.02.2004 22:11:22, НГ
Я сейчас учусь на групповика. Мне интересно, тяжко было в первые несколько раз... Детям вроде нравится. Но я пока не увидела у группы плюсов по сравнению с индивидуальным, и это меня скорей тревожит :-) Надежда Григорьевна, та же просьба: если можно, что, на Ваш взгляд, в группе по сравнению с индивидуальным полезного для детей? Именно с точки зрения изучения предмета. 23.02.2004 00:04:35, Мария Д.
Надежда Григорьевна
Вопрос, действительно, не маленький.:)
Определимся с терминологией и целями. Возможно, мы говорим о разном.:)

Как "групповик" групповику".:)) В принципе, мой подход индивидуален независимо от того группа это или нет. Просто отношения выстраиваются по-разному. Это я о небольших группах.

Если мы говорим о "вундеркинде" и о том, что кроме "чистого предмета" ЕГО (ребенка), а также родителей и педагога, ничего более не интересует, то да, более продуктивными в этом случае, наверное, будут занятия индивидуальные.

Должна сказать, что таких детей от трех с половиной до шести, с которыми я занимаюсь, сравнительно мало, точнее, их единицы. В три-четыре года "чистых" предметов (чтение, математика) у меня, к примеру, нет - не считаю это целесообразным, они у меня выступают в качестве прикладных.

Далеко не каждый ребенок этого возраста нуждается и, главное, выдерживает на единицу своей небольшой площади:) 100% концентрацию внимания и невольного давления в виде энтузиазма педагога (с).

Индивидуальные занятия, также, возможно, хороши для отработки определенных навыков (логопедия, техника чтения и т.п.).
Вот мои субъективные наблюдения, связанные именно с моими целями и задачами занятий, с моей организацией этих занятий.

Особенно хочу подчеркнуть значение занятий в группе в начальный период обучения:
создание особой атмосферы, когда посыл педагога воспринимается самыми "хваткими", от них передается к тем, кому нужно больше времени на осмысление и возвращается к педагогу, вдохновляя всех к переходу на другие уровни;
отсутствие давления, выражающегося в том числе и в ожидании немедленной реакции конкретного ребенка на посыл педагога и отсутствие, в связи с этим, барьера ошибки;
подражательность другим детям и педагогу;
реализованность педагогических устремлений, свойственных детям (желание научить другого, подсказать) создает ситуации, когда что-то проще идет от ребенка к ребенку, чем от педагога к ребенку; и пр.
Весь опыт моей работы говорит об успешном обучении в таком ключе.

Очень ценю, также, тот достаточно высокий, я бы сказала задорный и вдохновляющий темп деятельности, который возможен в группе без напряжения, что является некоторой объективной проблемой при индивидуальных занятиях с детьми этого возраста.

В дальнейшем, если темпы развития детей в группе начинают слишком различаться, тогда идеальный вариант - сочетание групповых занятий с короткими индивидуальными.
23.02.2004 21:41:51, Надежда Григорьевна
Большое спасибо за подробный ответ.

создание особой атмосферы, когда посыл педагога воспринимается самыми "хваткими", от них передается к тем, кому нужно больше времени на осмысление и возвращается к педагогу, вдохновляя всех к переходу на другие уровни; То есть группа создаёт, фактически, рабочую атмосферу, поддерживает динамику учения? Через социальные механизмы одни тянутся за другими - уже в учении, а не только в социальном?

отсутствие давления, выражающегося в том числе и в ожидании немедленной реакции конкретного ребенка на посыл педагога и отсутствие, в связи с этим, барьера ошибки; Терапия, фактически, для передавленных? :-) Я стараюсь устроить так, чтоб понятие "ошибка" вообще не всплывало... Но иногда не выходит, какие-то старые схемы всплывают.

подражательность другим детям и педагогу; Думаю, почему детям полезней подражать, чем педагогу (как при индивидуальных). Пока ещё не придумала. Может, в группе подражательность вообще сильней включается? По ощущениям, так.

что-то проще идет от ребенка к ребенку, чем от педагога к ребенку; Почему так проще? Я это тоже видела местами, а понять не смогла.

С темпом - у меня инвидуальный неизменно получается быстрей, со всеми, с кем я занимаюсь индивидуально и в группе. И на всех дочкиных занятиях, неизменно она инвидуально учится быстрей, чем в группе (если есть и то, и то). Может, я не в ту сторону смотрю, поэтому вижу такое. Буду наблюдать дальше.
24.02.2004 02:22:46, Мария Д.
remka
Для меня как раз преимушество постоянных групповых занятий очевидна (10 летний опыт работы) за исключением некоторых индивидуальных случаев.
А речь шла не о соревновательности, а об особенностях ребенка, которого родители готовят на роль лидера, он должен быть первым, по их мнению, а он не оправдывает их ожидание и нервничает...
А ходить к нам она очень хочет, игровые занятия очень интересные, атмосфера домашняя. Моя Маша никак не могла понять,когда она училась в Эрудите, почему школьники ждут каникул, для эрудитовцев это время ожидания начала занятий :)
22.02.2004 20:09:05, remka
У меня есть просьба, не маленькая :-) Не могли бы Вы перечислить, в чём именно польза групповых занятий - по сравнению с занятиями с тем же педагогом индивидуально?

Про соревновательность. То есть в данном случае она идёт не от устройства занятий в группе, а от установок родителей, так? В таком случае я бы открытым текстом ЗАПРЕТИЛА всякое "первенство" в группе, объяснив родителям (всем) новую политику нулевой терпимости. Например, у себя в группах я не даю детям отмечать вслух, кто первым решил задачу. Понятно, с подробными разборами полётов. У дочки на гимнастике мгновенно наказывают за любые попытки соревноваться между собой - кто быстрее, кто ровнее.

Можно ещё спросить у девочки, зачем она хочет ходить, и символами это нарисовать (скажем, смайлик как символ радости). И если Вы видите, что напряг мешает одной из этих целей - показывать рисунок и напоминать, что не для того ходит...
22.02.2004 20:48:16, Мария Д.
Красно Солнышко
Почему такая нетерпимость с соревновательности.
У меня у Ксюхи теряется смысл занятий. Абсолютно. Это ОЧЕНЬ заметно.
Если бы можно было найти адекватную группу, то это намного предпочтительнее индивидуальных занятий...
24.02.2004 23:40:33, Красно Солнышко
Потому что, соревнуясь, ребёнок обычно уходит от анализа СВОИХ целей. Внешняя-внутренняя мотивация. А я хочу, чтоб дети думали, на кой им это всё надо. И ещё, соревнование - первейший механизм манипуляции, и (для своей по крайней мере) хочется, чтоб виделся и осознавался в том числе и как таковой. 25.02.2004 16:29:28, Мария Д.
remka
Маша, только пришли с ремонта, пробегаю сообщения по диагонали, отвечу завтра, ОК? 23.02.2004 23:56:26, remka
Буду очень благодарна любым идеям, особенно опыт твой ценен :-) Сегодня стала на эту тему своих профессоров трясти. Тоже не знают, но по крайней мере подбросили пару интересных направлений, где можно покопать. 24.02.2004 02:12:30, Мария Д.
remka
Маш, сейчас буду говорить о гр. занятиях дошкольников, от 3 до 6. Хотя сейчас вспомнила о моем недавном ведении Заниматики(1.5 года вела занятия для 3-5 класса), дети наших преподавателей выросли из Эрудита и им хотелось еще, и вечером мы занимались театром и Заниматикой, обсуждали физ и хим явления, проводили опыты, лог.задачи, и много-много игр на развитие внимания, памяти и мышления. Это можно было сравнить с хоровым пением, все получали удовольствие от совместного пребывания, творчества и развития. И дети и преподаватели. Потом нам изменили время занятий - во Дворце культуры - и студия распалась.
но думаю, что теперь, когда мы преобрели просторную квартиру они возобнавятся у меня дома.
Теперь о малышах. У нас все занятия игровые, а играть лучше в компании. И учится лучше в компании. Малыш видит не только то, что предлагает преподаватель (когда мы учимся строить из конструктора, сч.палочек и пр.), а и то, что делают ребята рядом. Видит множество вариантов решения.
Т.к. предстоящая школа социум, они проходят хорошую подготовку к нему, учаться общаться др. с другом, преподавателем.
Если ребенок дома не хочет читать, считать и пр (ведь единицы родителей могут предложить такое разностороннее, занимательное обучение как ты Катюше), он приходит к нам и видит, что многие дети с большим удовольствием делают это и это интересно - и дело быстро продвигается.
Те дети, которые ходили к нам 3-4 года очень хорошо усваивают новый материал, схватывают на лету - всего 10 мин и тему освоили и легко оперируют новыми знаниями, делают сами выводы и заключения. Т.е. умение усваивать материал не один на один с преподавателем, а "ловить из воздуха", еще одно умение получения знаний. Чего не скажешь о детках, которых нам привели только в 6 лет, а до этого их только кормили и гуляли. Вот тут уж приходится повозиться.
25.02.2004 23:42:12, remka
Огромное спасибо. Уже накопилось некоторое количество пунктов, по которым можно начинать собирать литературу и формулировать какие-то исследовательские задачи. А то прямо застряла я :-)

Про компанию и разные решения - видимо, это построено на психологических механизмах коллекционирования, когда вместе на одну и ту же тему создаётся коллекция. "Заражение удовольствием" - мотивация, сообщество практики (community of practice) - мощно. Схватывание на лету - это, видимо, тренировка переключения внимания. Я про это пока не совсем хорошо понимаю, буду думать и читать дальше. Спасибо, в общем, большое :-)
26.02.2004 04:10:06, Мария Д.
Орлуша
Для моей дочери опережающее развитие во вред не пошло. Катю в 3,5 года заведущая перевела из яслей сразу в среднюю группу, к детям, где почти все на 1 год ее старше. Я была очень рада, т.к. среди сверстников ей нечего было делать. Среди старших детей она была на среднем уровне. Ей там было комфортно. Сейчас, через 2,5 года, она одна из лидеров группы.
Как распознать, подойдет ли ребенку опережающее развитие - не знаю. Возможно, нужны консультации психолога, и выводы надо делать на основании характера ребенка, ее стремлении к лидерству, еще чего-то...
Когда я училась в университете, к нам на факультет поступил 13-летний мальчик, вундеркинд вроде как. Через 2 года (я была уже в аспирантуре) наша кафедра принимала у их группы экзамен. Я специально подошла к профессору и спросила, как сдал тот мальчик. Он сказал, что поставил троечку, потому что жалко его, маленький он еще. Другого бы просто отправил с экзамена. Вот такая грустная история :(((
В общем, не знаю, что еще можно сказать. Думаю, что если ребенок может и хочет знать больше, то нужно создавать условия для его развития. А как быть в Вашей ситуации..... Может, есть смысл вернуться к своим сверстникам?
22.02.2004 01:07:01, Орлуша
remka
Кстати, о вундеркиндах. Недавно по ссылке читала статью о детях Никитиных, там явно прослеживалась мысль, что перескакивание через классы, отсутствие друзей возрастных в детстве привело к неуспешности в жизни при явном детском интел. преимуществе.
( задумавшись) а у меня сейчас очень много друзей намного старше меня, лет на 10 и больше, правда эти друзья приобретены в студенчестве, даже позже...
22.02.2004 20:00:07, remka
Naskol'ko ya ponimayu deti Nikitinyh ny nikak vunderkindami ne byli. Vynderkindy byvayut po odnomu, a ne po 6 v sem'e. Nikitiny, IMHO, prosto razvivali opredelennye navyki u svoih detei. A pryzhki cherez klass - delo nehitroe. Po moei ocenke raz v 2-3 goda prygat' cherez klass i vse ravno prodolzhat' neploho uchit'sya mogut okolo 20%-30: detei v prilichnyh shkolah (to est' pochti vse deti razvitiem kotoryh zanimalis' roditeli sami ili privlekaya prepodavatelei). Tol'ko podvlyayushemu bol'shinstvu ne stoit etogo delat':)
Nikitiny kak raz ne rassmotreli situatciyu otdel'no dlya kazhdogo iz svoih detei. Ochevidno, komu-to bylo polezno "prygat'" cherez klass; komu-to - uchit'sya v spec. shkole s uglublennym izucheniem predmetov, no s rovesnikami; komu-to - v obychnoi shkole, no imet' kuchu vremeni na zanyatiya doma ili v kruzhkah; komu-to - voobshe v shkolu ne hodit', esli podhodyashei shkoly ryadom ne bylo.
23.02.2004 19:53:49, irina.
remka
Да, но в то время вопрос о том, чтобы не ходить в школу кому-то, не стоял вообще. А о том, чтобы видеть,что лучше твоему ребенку - это идеальное родительство, к этому нужно нам стремиться 24.02.2004 00:01:06, remka
Da net, byli togda deti ne hodivshie v shkolu, hot' i malo. Znala odnu devochku. I byli deti, roditeli kotoryh sumeli naladit' otnosheniya so shkoloi pozvolyavshie ih detyam uchit'sya prakticheski fakul'tativno. Sredi yunyh muzykantov i sportsmenov eto vstrechalos' dovol'no chasto. Sredi detei operezhayushih sverstnikov v drugih oblastyah - rezhe, no vstrechalos'. 24.02.2004 20:56:41, irina.
Перескакивание при отсутствии ДРУГИХ систем поддержки очень проблематично. А Никитины, при всех делах, не так много занимались детьми :-))) 22.02.2004 20:49:20, Мария Д.

Читайте также
Воспитание котенка: как приучить его к лотку
Методы приучения котенка к лотку
Отпуск по уходу за собой
Откажитесь от того, к чему не лежит душа

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!