Зимние каникулы в Латвии: горные лыжи в Сигулде и аквапарки в Риге

Зимний отдых в Латвии с детьми: игра-ориентирование в Турайдском замке и Мотор-музей в Риге

Даже не сомневайтесь, Латвия — это именно та страна, где очень приятно отдыхать с детьми. Мы провели в Латвии незабываемую новогоднюю неделю 2011 года с друзьями (пять семей, всего нас было 17 человек, из них пятеро — наша семья: я — мама Дарья, папа Сергей, старший сын Степан (14 лет), дочка Лида (7 лет), младшая Арина (3 года)).

Вид из башни Турайдского замка

Латвия теперь входит в Евросоюз, поэтому нужна шенгенская виза. Наш папа подавал документы на всю семью непосредственно в посольство Латвии в Москве, а наши друзья из Казани воспользовались услугой "Пони-экспресс". Особенности латвийской шенгенской визы: нужно подтверждение проживания непосредственно из отеля (просто распечатки брони с сайтов недостаточно), детям до 6 лет виза бесплатна. Чтобы избежать очередей в посольство, подавали документы сразу после ноябрьских праздников, виза была готова ровно через неделю (5 рабочих дней).

В Латвию на машине - туда по М1, обратно по М9

Ездили на машинах, ради интереса туда и обратно — двумя разными путями. Туда — через Белоруссию, по трассам М1 и А6 через п/п "Григоровщина (РБ) — Paternieki (LV)". Трасса М1 — европейский стандарт, 120 км/ч — легко, и хочется намного быстрее. Даже несмотря на сильные многодневные снегопады, трассу успевали чистить до приемлемого состояния. Поток машин был плотный, на заправках — очереди в туалет, но как только свернули на город Рудня, дорога опустела.

На границе хотели было оплатить транзитный проезд по территории РБ, но нам сказали, что он с 1 января 2011 года отменен. Мелочь (5 долларов), а приятно. В Белоруссии дороги отличного качества, но населенных пунктов много — нужно соблюдать скоростной режим. Город Витебск пришлось проехать насквозь (другой дороги нет), 50 км/ч и куча светофоров, зато хорошо разглядели будто бы законсервированный в прошлом веке город. Наши друзья останавливались в нем на ночевку и были приятно удивлены низкими ценами и хорошим качеством обслуживания. В Верхнедвинске, перед границей, хотели пообедать, но, к сожалению, не нашли кафе или ресторана, где бы принимали к оплате карточки, а снимать в банкомате непонятно какую сумму белорусских рублей не стали. Но на заправке карточку приняли без проблем (бензин в Латвии почти 50 руб/литр, поэтому перед границей разумно заправиться "под завязку"). На границе очереди не было, но мы рано радовались. Белорусов прошли быстро, а вот латыши работали очень вальяжно. Нам "подфартило" также и с пересменкой, из-за которой они к тому же потеряли наш "обходной" листочек. В общем, границу мы прошли за 4 часа (вечером 2 января).

В Цесисском Замке

Обратно ехали по А12-М9 через п/п "Terehova (LV) — Бурачки (РФ)". Дорога намного хуже — сплошные заплатки ("эффект стиральной доски"), правда, ехать можно 90 км/ч без потерь. Зато короче на 150 км, чем через РБ — успокаивали мы себя, пока ехали. Успокоение работало до границы. На границе нас ждала очередь в 57 машин (вечер 9 января), у водителя первой машины мы узнали, что он стоит 5,5 часов. Я поинтересовалась у пограничника, правда ли, что с детьми до 7 лет пропускают без очереди (прочитала в Интернете). Оказалось, правда, но только одну машину, в которой находится ребенок. Вот так нам и пришлось бросить своих друзей в тьме на чужой границе. Саму границу мы прошли за 1,5 часа, наши друзья простояли в очереди 5 часов, а саму границу они прошли в полночь за час. Но это ничуть не омрачило общие впечатления об отдыхе!

Еще в июле мы нашли по Интернету и забронировали двухкомнатные апартаменты в гостевом доме "Приятная остановка" в Сигулде на неделю 2-9 января. Проживание нашей семье обошлось в 240 евро за неделю! Хозяева Гиртс и Байба — очень приятные, гостеприимные люди, проявили максимум заботы и внимания. В доме есть баня с большим залом для отдыха, так что нашей компании было очень комфортно!

Достопримечательности Сигулды зимой

Очаровательный, красивый городок, расположенный в живописном месте, а точнее — в Национальном парке на берегу реки Гауя со множеством достопримечательностей. Мы побывали в Лютеранской церкви, где нам разрешили рассмотреть и потрогать орган. Еще поразили картины на стенах церкви: при ближайшем рассмотрении оказалось, что они сделаны из ...пуговиц. Дошли до нового Сигулдского дворца, за ним обнаружили развалины Сигулдского средневекового замка. Съездили в вагончике по канатной дороге (единственной в Прибалтике) на другую сторону реки Гауи к развалинам Кримулдского замка. Между прочим (это для любителей острых ощущений), летом можно прыгнуть из этого вагончика над рекой на тарзанке. Цена канатки: 2 лата взрослый, 1,5 детский (3-12 лет), в выходные соответственно 2,5 и 2 лата в одну сторону (на момент поездки 1 лат стоил чуть меньше 59 рублей: мы прикидывали цены, умножая на 60). На заметку — это было единственное место в Сигулде, где не принимали банковские карточки к оплате. И, раз уж мы заговорили о деньгах, скажу, что латы мы купили на евро в банке около вокзала в Сигулде. Наличные евро к оплате в Латвии не принимают нигде (кроме аквапарка в Юрмале).

Новый Сигулдский Дворец

У нас были планы дойти до пещеры Гутманя — самой большой пещеры Латвии, но снега было слишком много. В один из дней отправились в Турайдский замок, где нам (по предварительному заказу через Интернет) подготовили игру-ориентирование "Легенда о Турайдской Розе". Мы разделились на две команды: "взрослые" и "дети" (тут следует заметить, что "дети" — это шесть подростков мужского пола 12-14 лет). И понеслись. Дети, конечно же, взрослых обгоняли, быстрее находили метки и прятали их, проказники, зато взрослые "брали" мозгами, правильно разгадывая кроссворды-ребусы-загадки. А вот число ступенек, ведущих на вершину башни, правильно не посчитал никто (позор выпускникам ВМК и детям-физматлицеистам!) В результате выиграли взрослые, обе команды получили огромные кули с печеньем и конфетами, все были награждены отличным настроением и отправились в близлежащее бистро подкрепляться. Входные билеты в замок: взрослый 1,5 лата, школьники 0,5 лат, дошкольники бесплатно. Организация игры 21 лат.

Замок Цесиса

В этом тоже очень даже симпатичном городке, который расположен в 28 км от Сигулды, мы также посетили средневековый замок, и он нам понравился больше всех остальных. Территория замка хоть и меньше Турайдского, но он древнее, интереснее, замысловатее. На входе выдают стеклянные фонари с горящей свечкой внутри, и это делает поход по замку таинственным и романтичным. Непролазные сугробы и узкие тропинки добавили нам трудностей, и это сделало экскурсию еще интереснее. Мальчишки носились по сугробам, совали носы во все лазы, спускались-поднимались по многочисленным лестницам, перекликались, делились впечатлениями: им было очень интересно. Поднялись на верхний этаж башни (отличная смотровая площадка), спустились в подвал (видимо, там была тюрьма), затем осмотрели музей с археологическими находками и национальными предметами быта. В магазинчике при замке купили сувениры (как потом оказалось, там были самые низкие сувенирные цены).

Рига. Дом Черноголовых

Рига: Домский собор и Музей солнца

В Ригу мы ездили два раза, от Сигулды до Риги 50 км, где-то 45 минут езды. В первую поездку мы посетили Старую Ригу. Поскольку въезд на авто туда запрещен, машины оставляли на платной парковке (что-то около 1,2 лата в час) перед мостом Vansu. Первым делом посетили Домский собор, послушали 20-минутный органный концерт Пикколо (бывает по средам и субботам в 12:00, взрослый билет 5 лат, школьный 2,5; без концерта вход в собор свободный). Слушали на одном дыхании. Арина, как только заиграл орган, сказала: "Мам, сделай потише". Заглянули в Крестовую галерею собора, где выставлена всякая всячина типа пушек, скульптур, археологических находок и пр. Потом пошли гулять: рассматривали в многочисленных торговых рядах изделия народных умельцев, жарили сосиски на костре, пили горячий черносмородиновый сок (а кто-то и глинтвейн), Арина каталась на ручной деревянной карусели. В общем, было очень весело! И это несмотря на то, что нам не очень-то повезло с погодой: было хоть и не морозно, но дул сильный ветер с мокрым снегом. Поэтому в поисках ясной погоды было решено пойти в Музей солнца. Музей находится на Ратушной площади рядом с домом Черноголовых — промахнуться невозможно. Нам невероятно повезло: мы каким-то случайным образом пришли к началу экскурсии на русском языке. Поэтому во всех подробностях узнали почти о каждом из 350 солнышек, привезенных в этот музей из 44 стран мира. А после экскурсии спустились в музейный подвал, где напились горячего чая и раскрасили себе на память по солнышку (чай и мастерская входят в стоимость входных билетов: взрослый 2 лата, школьный 1,5).

После музея ввиду прекращения снега было решено подняться на колокольню церкви Святого Петра, тем более что церковь эта находится в двух шагах от Ратушной площади и наверх поднимает лифт (3 лата взрослый, 1 лат школьный). Вид со смотровой площадки (высота 72 м) великолепный: можно разглядеть всю Старую Ригу, Даугаву с красивыми мостами, ну и остальное по желанию. Сама церковь выглядит мощным средневековым сооружением, однако каково же было наше удивление, когда мы узнали, что построенная в 13 веке церковь несколько раз полностью сгорала дотла (последний раз в 1941-м) и была восстановлена в 1970 году.

На этом культурно-историческая программа была закончена, и, забрав машину со стоянки, мы поехали в популярный развлекательный центр "Лидо". Найти "Лидо" несложно: его символ — деревянная мельница — виден издалека. Огромная стоянка, оплатить которую (2 лата) можно в любой кассе внутри, получив жетончик, который бросается в автомат перед шлагбаумом на выезде — очень удобно. Зайти с детьми в "Лидо" сразу нереально: они в состоянии это сделать, только налазившись вокруг многочисленных скульптурных композиций перед центром: зайки, олени, гномы, белоснежки, феи и прочие рождественские герои приводят в восторг не только детей, но и взрослых. Внутри тоже в каждом уголке — сказочная композиция. Разобраться во множестве разных залов для принятия пищи мы смогли только с помощью друзей, которые уже провели там пару часов. В результате был выбран зал с баром, где разливают пиво, сваренное в собственной пивоварне Лидо. Дети были накормлены и отправлены в игровую комнату, взрослые дегустировали пиво, и только водители скучали. Но это было временно, так как пиво было закуплено "сухим пайком". По нашему мнению, лучшим пивом является "Лидо Специальное". Чек из Лидо: 26 лат (на пятерых с пивом).

Аквапарки в Риге и Юрмале и Мотор-музей

Этот замечательный день мы завершили в небольшом (старом) рижском аквапарке "Акваландия". Вечером 5 января в аквапарке было человек 10 от силы, поэтому наплавались-напарились мы с огромным удовольствием: было ощущение, что комплекс мы арендовали только для себя. Забегая вперед, скажу, что взрослым и младшим девчонкам (т.е. тем, кому не нужны экстремальные горки), этот аквапарк понравился больше, чем юрмальский. В отличие от последнего, там есть большой бассейн для плавания с гидромассажем, отличные сауны разной температуры (70, 80, 90 градусов), восхитительная чукотская сауна (парная) с бассейном в 4 градуса на выходе. А для детей — горки, 2 лягушатника-джакузи и речка. Вполне достаточно. Билеты: взрослый 5 лат, детский ( до 16 лет) 2 лата на весь день.

Второй рижский день мы начали с посещения Мотор-музея. По телефону заранее заказали экскурсию на русском языке. О, сказать, что нам понравилось — мало. Понравилось очень! В музее уникальная коллекция автомобилей крупнейших мировых автопромов. Это нечто: красавцы, один лучше другого — глаз не оторвать. Коллекция кремлевских авто, в которой есть автомобиль, разбитый Брежневым собственноручно (стоит не восстановленный с макетом Брежнева за рулем). Большая коллекция авто, произведенных на территории Латвии и в Советском Союзе. Военные, спортивные машины, мотоциклы и велосипеды, даже пара самолетов. Машина, снимавшаяся в фильме "Берегись автомобиля". Некоторые экспонаты можно потрогать, есть машина с эмулятором езды. Смешные цены: семейный билет 2 взрослых плюс 2 школьника — 3 лата. Экскурсия — 6 лат. Рядом с музеем — профессиональный картинг, не зайти в который после увиденного в музее не поднимается нога. Зашли, заказали программу соревнований на 10 человек. И понеслись: мужчины и мальчишки (и даже одна смелая мама) гонялись, а остальные "болели", наблюдая за происходящим из-за стеклянной стены, сидя за столиками кафе. Девчонки "нарулились" в стоящем в кафе автотренажере. В общем, адреналином зарядились все.

В Рижском Мотормузее

Далее по плану был юрмальский аквапарк "Ливу", тут надо отметить, что некоторые умные мамы из нашей компании променяли его на фирменный магазин "Дзинтарс" в Юрмале (и правильно сделали). Аквапарк — практически точная копия казанского аквапарка "Ривьера", что для нас, в той или иной степени жителей славного города Казань, стало сюрпризом. Несмотря на то, что мы были в аквапарке в пятницу 7 января, вечером, народу было не так много, очередей на горки не было, и мальчишки за 2 часа вдоволь накатались на всех горках. Входные билеты: семейный 2 плюс 1 ребенок (6-14 лет) — 30, 95 лат, "дополнительный" ребенок — 5 лат, маленький ребенок до 5 лет — 1 лат.

Дальше все происходило довольно авантюрно-своеобразно. Читая до нашей поездки рассказы в Инете про Латвию, я набрела на довольно-таки хорошие отзывы о хлебопекарне Лачи, и, конечно, захотелось туда съездить. Я даже заказала экскурсию по электронной почте. Но мы не рассчитали время (картинг и аквапарк "съели" его больше, чем предполагалось) и еще сидя в аквапарке уже на нее опоздали, но настроение было настолько хорошим, что решено было все равно ехать, так как при хлебопекарне есть магазинчик и кафе, работающие до 22:00. Мы знали, что хлебопекарня находится где-то в 12-ти километрах от аквапарка, однако засада была в том, что ни один имеющийся навигатор эту хлебопекарню не находил. Но на наших мужчин напал откуда-то вдруг взявшийся ориентационно-топологический энтузиазм, и мы поехали в ночь куда глаза глядят.

Покрутившись в каком-то поселке, остановились у какого-то кафе, где допросили какого-то местного жителя, в результате чего маршрут прояснился. Что ж, без приключений ни одно путешествие неинтересно! Нашли мы эту хлебопекарню, и хотя экскурсия не состоялась, мы закупили в магазинчике всяких фирменных сладостей и не только (чесночные сухарики, облепиховый мармелад, миндальное печенье, ореховые плюшки, ржаной хлеб с орехами и курагой — ммм, все это привезли домой в том числе и в качестве сувениров, все знакомые остались очень довольны!), а также поужинали в их кафе. Нашу компанию радушно разместили в банкетном зале, принесли корзинку разного хлеба на пробу, вручили после первой покупки в магазине скидочную 15% -ную карточку, по которой мы совершили все остальные покупки, а также весь ужин нам посчитали тоже с этой скидкой, несмотря на то, что скидка полагалась только на некоторые позиции меню. Чек из кафе: 7 лат, из магазина — 25 лат.

Вы думаете, здесь конец рассказа? Не тут-то было! А теперь, о самых ярких впечатлениях поездки.

Юные гонщики

"Аэродиум" в Сигулде

Это чудо современности находится всего в 3-х км от Сигулды. Стоит в чистом поле "теремок" — аэродинамическая вертикальная труба и выпускает вверх сильный поток воздуха. Подходишь к краю трубы, поднимаешь руки вверх и сдаешься на милость законам физики: ложишься на воздух и летишь! Вспоминая сейчас, как это происходило со мной, до сих пор перехватывает дыхание: немного в своей жизни я пережила настолько сильных эмоций. А уж когда летала наша хрупкая семилетняя дочка, столько гордости за нее испытали! Для нас было полной неожиданностью, что труба находится не в помещении, а на улице, к тому же она достаточно высокая. Так что, взмывая выше ограждения, летали мы в самом настоящем звездном небе, над заснеженными вершинами елей. Ну чем не новогоднее чудо? Работали с нами инструкторы — прекрасные ребята, профессионалы-фанаты, с ними было совсем не страшно, а даже весело. После каждой партии полетов летающий инструктор показывал небольшое шоу. Цена новогоднего чуда: 2 минуты полета — 15 лат. Но оно того стоит, поверьте.

Горные лыжи в Латвии

Да-да, самые настоящие горнолыжные трассы присутствуют в Латвии. И горы, т.е., правильнее сказать, — высокие холмы, которые позволяют назвать Сигулду "Латвийской Швейцарией", там есть. Мы всей семьей (правда, за исключением младшей дочки) встали на горные лыжи и, видимо, всю жизнь будем с любовью теперь вспоминать то место, где это произошло: горнолыжная база "Жагаркалнс". Нам очень повезло с инструктором, хотя нас сначала немного смутил его пожилой возраст. Но 40 лет стажа работы, в том числе 30 — на Кавказе, это мощный опыт, результат которого не заставил себя ждать. Уже через час работы с инструктором мы с дочкой уверенно съезжали с учебного склона, а муж с сыном покоряли более сложную трассу. Арина в это время была с няней в детской комнате (услуги инструктора и няни заказывали заранее по телефону). На второй день Лида не побоялась кататься на учебной трассе одна, я перешла на более сложную трассу, а муж с сыном освоили самую сложную трассу с трамплинами. Невероятно, но это так.

На трассе Жагаркалнс

Цены: прокат лыжного комплекта 5 лат/2 часа, 7 лат/5 часов, 10 лат/день, детский — 4/ 5,5/ 7,5 лата соответственно. Подъемники — столько же (детям до 7 лет бесплатно), но действовала акция: при оплате подъемников обоими родителями один ребенок (7-14 лет) бесплатно, второй — 50%. Переводя на рубли, хочется сделать сравнение: 2 часа катания в Жагаркалнсе нашей семье обходились в 1650 руб, те же 2 часа катания на горнолыжном комплексе "Казань" стоили бы нам 4650 рублей. Инструктор на 2 часа на 4 человека — 30 лат, т.е. 1770 рублей, в "Казани" мы бы заплатили 4200. Впечатляет? Так и хочется воскликнуть: "Да здравствует горнолыжная Латвия!"

Кроме базы "Жагаркалнс" (она находится около Цесиса), наши друзья катались на Сигулдской городской трассе и "Кошачьей" трассе (самый крутой спуск в округе). Также мы обследовали трассы в парке "Рейня" (8 км от Сигулды, чуть дальше Турайдского замка) — там самый лучший детский парк, где ставят на лыжи даже трехлеток.

Где и что ели

Поначалу мы собирались питаться в апартаментах, но зайдя в первый же день в ближайший супермаркет "ELVI" в Сигулде, обнаружили там вполне приличное кафе, а увидев цены, решили там пообедать. Все было очень вкусно: и супы, и салаты, и второе, а уж пирожные — пальчики оближешь. Честно говоря, мы испытали шок от низких цен: обед на пятерых нам обошелся в 5,5 лат. В других кафе чеки были чуть побольше, но в рамках 7-10 лат. Самый дорогой ужин был в Рижском Лидо, когда мы, голодные, набрали всякой еды (часть которой и унесли с собой) и разносолов к пиву — 26 лат. Но и это не идет ни в какое сравнение с привычными европейскими счетами за ужин в 50-70 евро. В шоке от цен на общепит мы пребывали всю поездку. Мало того, супермаркет "ELVI" два раза за покупку продуктов и сувениров на 30 лат выдавал нам большую бесплатную пиццу. Коммунизм, честное слово.

Сувениры из Латвии

Конечно же, "Рижский бальзам" (5,9-6,8 лат 0,5 литра). Латвийский шоколад и прочие сладости. Колбаса из лосятины (правда, оказалось, ее делают в Литве). Украшения из серебра-золота и камней, в том числе из янтаря. Косметика и парфюмерия "Дзинтарс". Всевозможные светоотражатели на одежду и сумки (0,3-0,7 лат).

А вывод, собственно, сделан один, но зато какой — мы собираемся встречать 2012 год в... Впрочем, нетрудно догадаться, где.