Ребенок пошел в школу, в первый класс. И все вокруг говорят: "Теперь ты совсем взрослый! Ты теперь школьник и должен..." Да, жизнь у ребенка действительно изменилась, но только он от этого ребенком быть не перестал. И еще: он никому ничего не должен.

На первом родительском собрании вам сообщили в числе прочего, что в первом классе домашних заданий не задают. И вот проходят первые две недели сентября. Все отлично, все очень просто и интересно: в прописях бабочки и пчелки, лягушки и собачки — одно удовольствие обводить их и раскрашивать, и дома действительно ничего не надо делать.

Но вот появляется пропись № 2, а там... И тут же появляется ежедневно листочек формата А4, на котором... Нет, нет — это не домашнее задание, это... просто информация о том, что к завтрашнему дню должно быть в тетрадях и прописях написано, и решено, и нарисовано. Хорошо, если ребенку очень нравится писать в прописях, а если нет? Если для него это мука адская? Что же делать?

Я не сторонник насильственных методов. Кроме того, мне очень важно, чтобы у ребенка появился интерес к тому, что он так сильно не любит (на самом деле это вовсе не "не любит" — причины, скорее всего, в страхе, что не получится, или в непонимании). И здесь важно помочь маленькому школьнику "взять барьер". Я провела ряд экспериментов, и очень успешно.

1. Письмо. Вспомнила вальдорфскую школу, в которую мы не раз приезжали на праздники. Когда впервые попала туда, колоссальное впечатление произвели на меня детские тетради. Ученики пишут на листах формата А4 без всяких разлиновок. При этом строки и размеры букв идеально выдержаны. А в первом классе дети пишут сначала на грифельных досках, а уж потом карандашом в альбоме.

И вот при очередном несчастном "А можно я сегодня в прописи писать не буду...", я ответила: "Можно. Сегодня будем писать в альбоме". И тут же вялый мальчик ожил, в глазах появился блеск. "А что писать?" — "Пиши то, что ты уже умеешь. Вот твоя тетрадь, можно туда подглядывать, а тут писать". И вот он уже пишет. Пишет не ручкой, а толстым и очень мягким карандашом — и пишет, и пишет... А через некоторое время просит показать, как пишется прописная "к" или "я", и пишет дальше.

Заглядываем в альбом и видим чудесную картину: буквы вполне ровненькие и с одинаковым наклоном, да и вышли они все одного размера — только не полсантиметра, как в прописях, а почти полтора. Зато как красиво. И ничего страшного, что строка "уехала" вниз, через неделю и строка уже почти не уезжает, выдерживает горизонт. А через некоторое время и в прописях буквы встают все ровнее — но это в классе. А дома продолжаем писать в альбоме. Так интереснее по двум причинам: можно писать, что хочется, и никто этого проверять не будет.

Но что же делать с прописями, в которых к завтрашнему дню должны быть заполнены и обведены все эти буковки? Ничего не делать — ведь в первом классе домашних заданий нет. Только надо не забыть обсудить это с учителем. Обычно в начальной школе учителя адекватные и относятся с пониманием, а кроме того у них глаз наметан: они прекрасно видят, занимаются с ребенком дома или нет.

2. Чтение. Ребенок не хочет читать. А читать уже и в школе задают, да и вообще это полезное умение и в дальнейшем очень увлекательное занятие. Как сделать так, чтоб и желание читать не пропало, и домашнее задание все-таки выполнить?

Прочитайте заданный текст сами, а ребенок пусть послушает. Но при этом пусть в почтовом ящике окажется письмо на имя вашего школьника. Письмо, напечатанное крупным шрифтом. Текст письма может быть любым: оно может быть и от летнего приятеля (тогда лучше такое письмо написать от руки печатными буквами), и от выдуманного персонажа — с заданиями, выполнив которые, ребенок найдет маленький приз. Может быть это и история с продолжением — продолжение придет в следующем письме. Вот уж эти письма читать никто не задавал, так что не хочешь — не читай. Но тогда ты не узнаешь, кто это вдруг прислал тебе письмо и о чем оно.

И самое важное: не прекращайте читать ребенку вслух. Если вдруг раньше вы читали не регулярно, то самое время завести традицию читать на ночь вслух интересную книжку, уютно устроившись рядышком при свете настольной лампы. Когда есть только вы, ваш пока еще малыш и сказка, которую вы переживаете вместе.

3. Математика. Эта "царица" окружает нас со всех сторон, и ребенок уже давно знаком с ней. Теперь надо систематизировать то, что уже известно, разложить все по полочкам. Пожалуй, здесь опять сложнее всего не сама математика, а написание цифр. Но количество строк мало и не так пугает, как пропись.

Что же касается непосредственно математики — в нее можно играть: собирать и разбирать по придуманной вами системе кубики или любой другой подручный материал; сортировать купленные и принесенные в одном пакете продукты; раскладывать по различным признакам карандаши и ручки; играть в настольные игры (там везде требуется подсчет очков); делить одну вкусную булочку на всю семью и так далее. А кроме того, существует множество прекрасных игр-головоломок - это и "Час пик", и "Сафари", и "Лягушки", и многие другие.

Кроме того, можно заняться и физикой, и химией прямо дома. Например, положим в морозилку пустую пластиковую бутылку. Через какое-то время, заранее приготовив воздушный шарик (желательно предварительно его надуть и сдуть) и миску с очень горячей водой, покажем ребенку фокус. Достаем бутылку из морозилки, натягиваем на горлышко шарик и ставим бутылку в кипяток. Шарик начнет надуваться прямо у вас на глазах. Восторг и хорошее настроение обеспечены! А теперь обсудите, почему это происходит. Не стоит сразу объяснять причину явления. Достаточно задавать наводящие вопросы. И таких опытов множество: реакция соды и лимонной кислоты, дрожжевое тесто и многое другое.

И самое главное: при выполнении уроков у вас должно быть хорошее настроение. Но мамы — тоже люди, всякое может быть. Если вы раздражены и не можете с этим справиться, или устали так, что осталось одно желание — упасть и заснуть, лучше совсем в этот вечер ничего к школе не делайте. А ребенку честно скажите, что вы очень устали, и было бы большим сюрпризом самостоятельное выполнение домашнего задания. Если такое случается не часто, то, скорее всего, ребенок и правда пойдет и сделает что-то сам. И очень вероятно, что ему это понравится, и дальше "командовать парадом" будет уже он, а к вам станет обращаться лишь в минуты острого непонимания. Если же пока он без вас не хочет делать уроки — ничего страшного, можно изредка устраивать незапланированный выходной.