Содержание:

Подготовка к школе — это шанс познакомиться с будущей учительницей, привыкнуть к школьным стенам и регулярным занятиям, но не только. За год до школы, в процессе курсов по подготовке у родителей и ребенка есть возможность натренировать многие навыки, которые понадобятся первокласснику. Как это делать, рассказывает Екатерина Бурмистрова, детский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей.

Домашние задания в первом классе

К содержанию

Подготовка к школе и домашние обязанности

Ребенку будет проще адаптироваться к школе, если у него есть домашние обязанности — ведь они приучают брать на себя ежедневную ответственность. В этом плане очень хороши цветы и домашние животные, вынос мусора — то, что нельзя не сделать регулярно. К моменту поступления в школу, а в идеале уже в 5-6 лет, должны быть вещи, которые ребенок делает ежедневно: чистит зубы, заправляет кровать, кладет на место одежду. Хорошо, если за год до школы к этим повседневным делам добавятся следующие.

Самому собрать портфель для занятий по подготовке к школе, сумку на тренировку. Сначала ребенок делает это с вашей помощью (вы говорите — он складывает), потом — сам, по нарисованному списку того, что должно быть в портфеле. Какое-то время вы вместе проверяете портфель: «Давай посмотрим, все ли ты сложил». И наконец наступает этап, когда вы не проверяете и не докладываете то, что он забыл: пусть ощутит результаты своей невнимательности.

У мальчиков этот навык, в целом, вырабатывается медленнее, чем у девочек, так что наберитесь терпения.

Где лежит одежда и обувь, в которой ребенок идет на занятия, он должен тоже знать сам. А также уметь оценить, чистая одежда или грязная, и убрать грязную в грязное белье.

Собраться вовремя на занятия. Пользоваться календарем, знать, какой сегодня день недели и в какие дни есть занятия по подготовке к школе или другие (бассейн, танцы, спортивная секция). Можно сделать разноцветные пометки в календаре, можно нарисовать часы, которые покажут, когда надо начинать собираться.

Рабочее место ребенка — самостоятельное, не на кухне — можно организовать тоже с момента подготовки к школе (и даже с 4-5 лет). Это предотвратит в дальнейшем ситуацию, когда школьники приходят на кухню в процессе делания уроков. Постепенно ребенок учится поддерживать на своем рабочем месте порядок, а родителям надо следить за освещением и правильной высотой стола и стула.

Это базовые навыки, без которых в первом классе будет сложно — особенно если ребенок не единственный в семье и за ним не закреплен постоянно один из взрослых (мама, бабушка, няня). И как раз в период подготовки к школе эти навыки самостоятельности можно не спеша тренировать — чтобы через год они стали ступенечкой к следующим навыкам.

К содержанию

Сколько времени делать домашнее задание

В идеале время на домашнее задание — и во время подготовки к школе, и во время учебы — должно вписаться в уже существующий режим дня. Каждый день мы встаем, умываемся, одеваемся, завтракаем — и когда-то наступает время делать уроки. Ребенку проще, когда все ритмично, когда время для домашнего задания четко обозначено. После школы (возвращения с других занятий) должен быть час покоя, а дальше может наступать время уроков.

Одна из болезней современности — уроки, растянутые на непомерное количество времени. Это значит, что взрослые, воспитывающие ребенка, не знают простых вещей:

  • 6-7 летний ребенок не чувствует время так, как взрослые; он не знает, сколько прошло времени;
  • чем дольше ребенок сидит за уроками, тем ниже эффективность его работы.
Норма времени для приготовления домашнего задания:
  • для первоклассника — 40 минут — 1 час
  • 2-й класс — 1–1,5 часа
  • 3-4-й класс — 1,5–2 часа (не 5 часов)
  • 5-6-й класс — 2-3 часа, но не больше 3,5 часов.

Если ребенок делает уроки дольше указанного времени, значит, взрослые не научили его работать эффективно и следить за временем. Но никогда не поздно начать.

Как учить ребенка чувствовать время? Удобнее всего использовать разного рода таймеры:

  • песочные часы (не подходят для детей-мечтателей — они будут смотреть, как сыпется песок);
  • кухонный таймер;
  • электронные устройства;
  • спортивные часы, в которых есть секундомер, таймер, запрограммированные сигналы.

Подготовка к школе

К содержанию

Как делать домашнее задание

Вы заранее договариваетесь, что если ребенок сделает уроки за отведенное время, то вы потом успеете много всего: почитаете книжку, поиграете в настольную игру, порисуете, что-то смастерите, посмотрите любимый фильм, погуляете — все, что вам нравится. Ребенку должно быть выгодно сделать уроки за это время.

В ваших интересах научить относиться к урокам, как к промежуточному этапу: потрудился, а потом будет радость. Обычно дети соображают, что можно не весь день потратить на эту скучную миссию, что есть еще что-то в жизни, и временные границы и хорошие последствия вместе успешно работают.

Если же вечер безграничен, и уроки можно делать до отбоя, то возникает ситуация «ослика»: он встал, уперся, ничего хорошего не ждет, не ругают сильно — можно и не делать. Когда ребенок привыкает, что это все размазано, как манная каша по тарелке, он уже не может «собрать» себя.

Делать домашние задания обычно начинают с того предмета, который дается легко. Сначала делаются письменные задания, потом устные. Обычно ребенок в состоянии удержать себя за столом 15-20 минут, а потом нужна переменка: прибежал на кухню, выжал с вами сок и его выпил; намазал себе бутерброд; пять раз обежал вокруг стола; сделал несколько упражнений. Такое переключение-отдых не должно быть длительным: 5-7 минут достаточно, чтобы проветриться, но не потерять сосредоточенности.

Итак, за раз первоклассник может провести за рабочим столом не больше 20-25 минут, для подготовишки это время еще меньше — минут 15, для детей истощаемых — может быть, еще меньше. И если вы ребенка усаживаете больше, чем на полчаса, то просто теряете время — и свое, и его.

Пока вы не сформируете навык выполнения домашних заданий, не оставляйте уроки на время после кружков. Любимые дополнительные занятия (бассейн, танцы, рисование) будут еще одним стимулом, чтобы научиться делать уроки быстро и качественно.

И последнее. Нужно очень хвалить, когда ребенок взял на себя ответственность, сделал что-то самостоятельно, старался. Хвалите не результат, а старание. Младший школьник воспринимает критику как удар: «Я стараюсь, а ты тут что-то говоришь против...». Ориентируйтесь на старание.

Хорошо, если учитель тоже склонен оценивать старание, а не успех. Но, к сожалению, многие учителя считают, что порицание — лучший способ продвинуть человека к большим успехам.

О том, как приучение ребенка к самостоятельности сочетается с реалиями первого класса современной школы, поговорим в следующий раз.