Содержание:

Таблицу как некую абстрактную форму представления данных ребенок способен воспринимать ближе к пяти годам и то только при условии целенаправленной работы по исследованию способов группировки данных от простейших к сложным и многоуровневым.

В основе любой таблицы, призванной упростить, облегчить восприятие информации, лежит система с двумя осями координат.

Родителям нужно учитывать, что полученная в процессе схематизации данных модель ребенку может быть недоступна для восприятия, так как у него нет навыков абстрактного представления и развитого логического мышления.

Целиком способность ребенка "читать" таблицу зависит от уровня развития у него навыков сравнения, обобщения, группировки и классификации по сериям, а также возможности ориентироваться в пространстве, мыслить абстрактно и структурно. От того, насколько успешно пройдет знакомство ребенка с таблицами, зависит, насколько в дальнейшем он легко будет воспринимать школьный материал. Необходимо постепенно подготавливать для этого благоприятную почву: тренировать работу логических приемов анализа, знакомить малыша с простейшим элементом таблицы — рядом, имеющим одну единственную ось координат.

Итак, подготавливая мышление ребенка к восприятию табличных денных, попытайтесь сосредоточится на следующих моментах.

Последовательно знакомьте малыша с существующими формами представления информации: от буквальных к символическим.

Отрабатывайте логические приемы обработки информации.

Ищите и предлагайте ребенку рассмотреть и проанализировать естественные формы существования сгруппированных данных, окружающих ребенка в повседневной жизни, моделируйте подобные учебные примеры.

Перед началом работы с таблицей и рядом выясните, насколько ваш ученик успешен в пространственном ориентировании: он должен быть в состоянии описать местоположение каждого объекта не только относительно собственной персоны, но и относительно других ориентиров.

Группируя данные в ряд, покажите малышу как его правильно читать: сверху/слева, вниз/направо.

Вместе с ребенком тщательно исследуйте структуру ряда (входящие в него элементы), поищите закономерности строения, попытайтесь выделить обобщающий, объединяющий предметы признак (форма, цвет, функциональная принадлежность).

Постепенно увеличивайте количество горизонтальных и вертикальных рядов, предлагаемых ребенку к рассмотрению одновременно, во взаимосвязи (первые таблицы могут быть рассмотрены ребенком лишь только как состоящие из строк или только из столбцов).

К содержанию

"Строевая" подготовка

Ребенок должен понимать, что ряды бывают как горизонтальные, так и вертикальные, их могут составлять любые объекты (как реальные, так и абстрактные), каждый ряд имеет начало (крайнее левое/верхнее положение) и конец (крайнее правое/нижнее положение). К тому же каждый ряд обладает своей структурой, особенностями и закономерностями строения.

В процессе знакомства с "естественными рядами", окружающими ребенка в повседневной жизни, малыш учится читать ряд слева направо (сверху вниз), определять положение каждого предмета в ряду, относительно других объектов (как входящих, так и не входящих в ряд), считает элементы ряда, определяет и их количественный состав, и который по счету каждый объект, и учится продолжать ряд по аналогии.

Эти умения обязательно должны быть отработаны ребенком каждое в отдельности на простых моделях (естественных и учебных) до начала знакомства с таблицей как сложной многоуровневой формой представления данных.

Для начала попробуйте поработать с рядами предметов, которые окружают ребенка в повседневной жизни.

Исследуйте длину кустарников и деревьев, растущих вдоль дороги, проанализируйте, увеличивается или уменьшается их толщина и длина в ряду. Покажите ребенку, как рассортировать книги в стопке таким образом, чтобы цвета обложек не перемешивались (толщина переплета уменьшалась, формат увеличивался). Обратите внимание на то, как расставлены игрушки на полках, существуют ли закономерности в их положении (например, мягкие игрушки стоят отдельно; куклы расставлены по росту (по увеличению размера)).

Задействуйте в процессе работы с "естественными" рядами как можно больше критериев оценки (форма, размер, цвет, состав, принадлежность к группе), а понимание работы с каждый критерием проверяйте, давая ребенку простые поручения.

Например, поручите выбрать из ряда лишний (второй, самый большой) предмет.

Ряды предметов — это прототипы строк и столбцов абстрактных таблиц. Работая с "естественными" рядами, пойдите на хитрость и расставьте предметы, входящие в ряд, таким образом, чтобы ребенок смог на практике отработать по отдельности принцип работы с каждым критерием оценки признаков.

Например, расставьте на полке машинки, по очереди чередуя их с медвежатами, и попросите ребенка продолжить ряд, предоставив ему выбор между автомобилем и зверем.

От практической, наглядной работы с группами предметов, окружающих ребенка в повседневной жизни, со временем можно переходить к работе с абстрактными рядами.

Рисуйте краткие задачки, то есть изображайте ряды сначала из пары, потом из трех-четырех символов, пытаясь закрепить работу логических приемов внутри ряда, выясняя местоположение каждого ее элементов и их счета.

К содержанию

Сложение рядов

Со временем удлиняйте модели, просите малыша продолжить ряд, найти закономерность в последовательно представленных объектах путем обобщения (овощи, все предметы красного цвета) или нахождения принципа повтора (после мяча всегда идет цветок; после красного предмета всегда идет желтый).

Когда малыш научится сравнивать признаки предметов одного ряда, попробуйте предложить ему поработать с парой однородных рядов (горизонтальных или вертикальных). Пусть малыш попробует сравнить их состав и структуру, выявить закономерности (сходство и различия) в их строении.

Постепенно заменяйте мишек и кукол в естественных рядах на ряды абстрактных геометрических фигур разнообразных цветов и размеров. Учите ребенка дифференцировать абстрактные объекты по основным признакам (форма, размер, цвет).

Когда малыш освоит работу с парой однонаправленных рядов, попробуйте поэкспериментировать и предложите ему поработать с двумя разнонаправленными рядами одновременно.

К горизонтально расположенным объектам в ряду присовокупите вертикальный столбец таким образом, чтобы образовалась одна общая ячейка — точка пересечения горизонтальной строки и вертикального столбца. Заполните ячейку данными (объектом) и исследуйте местоположение ячейки сначала на уровне "строка", потом — "столбец", а затем в системе "строка-столбец".

Параллельно учебным тренировкам обязательно между делом находите примеры существования строк и столбцов в повседневной жизни, учите ребенка фантазировать и мыслить абстрактно. Например, рассматривая страницы книги, обратите внимание крохи на существование горизонтальных рядов — строк, которые в свою очередь состоят из более коротких рядов — слов.

Отыщите подобия строк и столбцов на ладошках ребенка. Обратите внимание малыша на то, в каком положении пальцы ладони напоминают строки, а в каком — столбцы. При этом вы можете нанести (нарисовать, приклеить) на фаланги пальцев рисунки, которые помогут ребенку опробовать логические приемы в действии прямо на своих руках.

Посчитайте сколько этажей (строк) в таблице под названием многоквартирный дом, а сколько в нем подъездов (столбцов). Между делом уточните "этажность" шкафа по числу расположенных в нем полок (а также поэкспериментируйте с их заполнением, используя в качестве критерия различные признаки).

А на прогулке начертите для ребенка таблицу под названием "Классики". Прыгая по ней от цифре к цифре, малыш хорошо прочувствует назначение ячейки, как единицы, входящей в систему и хранящей совокупность однородной информации.

На досуге предлагайте ребенку настольные игры типа "Морской бой" и "Лабиринт", в рамках которых ребенок будет знакомиться с работой внутри таблицы: отыскивать координаты ячеек на пересечении указанных строк и столбцов, двигаться по ячейкам, обходя препятствия. При этом строки и столбцы в таблицах можно обозначать как цифрами и буквами, так и другими символами (геометрическими фигурами, звездочками, снежинками).

Вы также можете мотивировать ребенка изображать на листе бумаги модели домов (многоярусных пароходов, шкафов), которые ребенок будет заполнять по вашим инструкциям.

Например, попросите нарисовать девочку, которая смотрит из окна последнего этажа в первом подъезде или раскрасить красным вазочку, которая стоит на второй полке нарисованного шкафа самой первой.

Многоуровневые строения можно конструировать из книг и других материалов. Например, вы можете давать ребенку задание выстроить из толстых томов дом, в котором каждый этаж будет иметь определенный цвет: первый — красный, второй — синий. В качестве подсказки предоставьте ребенку рисунок-образец.

Таким образом, в ходе постепенно усложняющейся практической работы со структурированными данными малыш приобретает возможность ориентироваться в сложной многоуровневой табличной системе, в которой каждый объект, заключенный в ячейку, имеет не только свои координаты, но и связан рядом признаков с другими ячейками информации.