Как воспитывать самостоятельность у ребенка ясельного возраста?

Полезность: 4,4 из 5 Интересность: 4 из 5 (45 оценок)

Маленькие дети в своем стремлении помогать нам и что-то самостоятельно делать по дому бывают порой надоедливы. Нам проще и быстрее одеть, умыть ребенка, накрыть на стол и даже покормить малыша, чем, теряя терпение, наблюдать за ним и убирать последствия его "помощи". Однако, через несколько лет мы начинаем сетовать на лень сына или дочери, его неаккуратность, не подозревая, что сами воспитали эти черты характера, отмахиваясь от его первых заявлений "Я сам!"

Поэтому давайте прямо сейчас, не откладывая, начнем решать эту сложную проблему — воспитание самостоятельности. Сначала, чтобы представлять, какие требования можно предъявлять ребенку, ознакомьтесь с тем, что он способен выполнить:

Уровень трудовых навыков дошкольников (2-4 года)

2 года

Заявляя "я сам!", ребенок выражает свое стремление к самостоятельности, которое проявляется, в первую очередь, в самообслуживании. Он сам намыливает, моет и вытирает руки, ест, полностью справляясь с жидкой и густой пищей, учится правильно держать ложку. Активно помогает одевать и раздевать себя, хотя это требует от него немалых усилий. С помощью взрослого поддерживает порядок в игрушках. Охотно выполняет несложные поручения: принести и отнести, поставить. Появляется желание помогать взрослым: пытается подметать, вытирать стол, нести пакет. Радуется, если у него это получается.

2,5 года

Самостоятельность малыша интенсивно развивается. Ребенок аккуратно ест, обходясь без нагрудника. Знает назначение предметов и умеет значительно быстрее действовать ими во время еды, туалета, подготовки ко сну. Запоминает и выполняет правила поведения: не торопиться, не разбрызгивать пищу, хорошо ее жевать, вытирать рот салфеткой. Спокойно выполняет поручения взрослых, помогает им во время уборки, ухода за растениями и животными. Бережливо относится к одежде, убирает на место игрушки, разные домашние предметы, несет свой стульчик. Понимает слова "труд", "трудиться".



3 года

Совершенствуется координация движений, усваиваются более сложные навыки. Малыш становится настойчивее в стремлении к самостоятельности. Ест сам, как взрослый, держит ложку. Может полностью одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы, натягивать колготы, обувь, хотя путает левую и правую туфлю, надевает платье иногда задом наперед. Активно участвует в уборке, в подготовке к обеду. Хочет без посторонней помощи кормить рыбок, поливать растения, поддерживать порядок в шкафу с игрушками. Способен проявлять инициативу. Заботится о других. Может делать не только то, что хочет, но и то, что надо. Говорит с удовлетворением: "Я сделал сам, мы вместе сделали".

3,5-4 года

Физическое развитие ребенка повышает уровень трудовых навыков. В самообслуживании ему иногда требуется лишь незначительная помощь. Охотно берется за дело, умеет работать быстро и аккуратно, доводить дело до конца. С удовольствием обучается действиям с бытовыми предметами. Самостоятельно наводит порядок в уголке с игрушками. Трудится не только для себя, но и для других. Регулярно и охотно выполняет длительные поручения по уходу за животными и растениями, наблюдая за ними, заботясь и чувствуя ответственность за них. Но он быстро устает, теряет уверенность в своих силах в случае перегрузки, что может вызвать отвращение к труду. Если, экономя время, взрослый выполняет за ребенка то, что он может делать сам, навыки самостоятельности и самообслуживания теряются, и возникает лень — "мать всех пороков".

Теперь определите, что ваш ребенок уже умеет делать сам, чему ему еще нужно научиться. Продумайте, какие условия нужно создать ребенку для его самостоятельной деятельности, удобно ли ему умываться, одеваться и т. д. А наши советы, надеемся, помогут преодолеть первые трудности.

Как приучать малыша к самостоятельности?

  1. Поддерживайте желание ребенка самостоятельно застилать свою постель. На первых порах покажите и объясните, с чего начать, как выровнять одеяло и покрывало. Просите ребенка подержать, потянуть, положить, расправить постельные принадлежности. Постепенно предоставляйте малышу бОльшую самостоятельность.
  2. С первых шагов проявления самостоятельности приучайте ребенка пользоваться своим полотенцем, зубной щеткой, пастой, расческой, носовым платком. Чтобы научить малыша самостоятельно умываться, создайте ему для этого комфортные условия: устойчивую скамеечку под ноги, небольшое красивое мыло в яркой мыльнице, приятное детское полотенце с петелькой, чтобы его было удобно повесить на вешалку, прикрепленную на уровне вытянутой вверх руки ребенка. Не забывайте похвалить за желание и умение умываться.
  3. Дети должны регулярно помогать взрослым накрывать на стол и убирать посуду после еды. До четырех лет малышу лучше доверять небьющуюся посуду: хлебницу, салфетницу, столовые приборы. С четырех лет ребенок может расставлять тарелки, чашки, блюдца. Желательно, чтобы посуда была удобной и устойчивой. Напоминайте ребенку правила поведения за столом. Не заставляйте ребенка за столом молчать. Тактично учите правильно пользоваться (в том числе на личном примере) столовыми приборами: сначала ложкой, позже — вилкой. Старайтесь относиться к первоначальным неудачам малыша терпеливо.
  4. Привлекайте ребенка к выполнению домашних дел: вытереть небольшой тряпочкой пыль, вымыть кусочек пола на кухне, постирать носовые платки или кукольную одежду. Для стирки приготовьте устойчивую скамеечку или, если возможно, даже небольшой столик. Помогите ему организовать рабочее место и покажите правильные приемы работы. Не лишайте ребенка удовольствия быть полезным и ощутить радость за самостоятельно выполненную работу.
  5. Дети очень любят животных. Поддерживайте в них это хорошее чувство. Внушайте ребенку, что животные требуют постоянной заботы и ухода. Объясняйте, что у животных есть свой образ жизни и свои привычки, что собаки и кошки не любят, когда их тискают и насильно заставляют есть и пить. У ребенка должна быть выработана привычка мыть руки с мылом после игр с ними. Не допускайте детей к больным животным.
  6. Научите малыша самостоятельно снимать расшнурованные вами ботинки, остальную одежду он должен полностью снимать сам, за исключением пуговиц и шарфа, если они находятся сзади. Вначале он будет делать это медленно. Наберитесь терпения и не вмешивайтесь. Научите его выворачивать вещи на лицевую сторону и раскладывать по определенным местам.
  7. Отведите ребенку для игрушек места, чтобы ему было удобно их брать и убирать. Если в семье для каждой вещи есть свое место, это поможет ребенку поддерживать порядок. Нельзя забывать, что, требуя от дочери или сына аккуратности, вы должны сами показывать пример. Словесные указания, идущие в разрез с поведением взрослого, отрицательно действуют на поведение ребенка. Если у малыша привычка убирать игрушки закрепилась, поощряйте его поведение; ваш контроль и одобрение будут поддерживать в нем стремление к порядку.
  8. Часто ребенок не хочет и не умеет занимать себя. Стоит его оставить одного, как он перестает играть, хотя у него очень много игрушек. Чтобы приучить ребенка к самостоятельным играм, подберите для него такие игрушки, которые смогут располагать его к действию: матрешки, пирамидки, позже — крупную мозаику, конструктор.

И напоследок — ни в коем случае не наказывайте ребенка трудом за любые его неудачи и провинности. Соизмеряйте поручения для малыша с его возрастными возможностями, физическим и психологическим состоянием. И не забывайте хвалить его за желание самостоятельно делать что-то посильное.

Удачи вам!

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Как воспитывать самостоятельность у ребенка ясельного возраста?"

Вы не авторизованы.

Поплакаться-посоветоваться..
Детю 2г.7мес. - ни разу не сказал "Я сам" (даже "Я" про себя путем не говорит). Не ест ложкой, не пытается одеваться-раздеваться, не моет сам руки, не ходит на горшок. Есть сам может и пить из кружки тоже - НЕ ХОЧЕТ! Зачем, когда есть мама?! Выполняет некоторые "ритуальные" действия - книжки относит на место после прочтения, соску и бутылочку кладет перед сном на стульчик возле кровати, собирает свои игрушки в песочнице и т.п. мелочи. У него СОВЕРШЕННО нет стремления к самостоятельности. Я не могу вспомнить ситуации, в которой он хотел бы что-то сделать сам, а я ему не дала, помешала, кроме одного случая на прошлой неделе. Мыла пол в корридоре перед приходом гостей и он полез в половое ведро. На то чтобы дать ему тряпку и мыть вместе времени не было - должен был прийти ребенок - тоже весь был бы мокрый. Проявляет интерес иногда в плане - помочь (взбивать белки для безе, стирать, мыть посуду), но интерес нестабильный. Поинтересовался, повозился пару раз и все, забыл! Давить на него неохота - хоть и мелкая, но личность:) А как ПРОБУДИТЬ ЖЕЛАНИЕ быть самостоятельным?
2002-04-05, МамаПочитай
Нужная статья.У меня лень тоже связана с тем,что ничего не давали мне делать.Хотя начиналось все замечательно-мне купили маленький тазик со стиральной доской и я стирала папе носки,мыла посуду стоя на табуретке.Потом маме это,видимо,надоело и вся самостоятельность закончилась.
Теперь приучаю сына(1,3)к самостоятельности.Дети творят чудеса-сын пытается уже одеваться,складывает со мной игрушки(когда тороплюсь и его не подключаю к процессу замечаю взгляд потребителя"работай,мама, работай"),помогает мне стирать(складывает белье в машинку и вынимает,нажимает кнопочки).Чем раньше начнете,тем лучше,это должно быть естественно как воздух.
Самое главное-хвалить.
Ребенок не все хочет делать сам,я его просто прошу,а он и рад для мамы сделать что-нибудь.Потом я делаю большие глаза,удивляюсь:"Сам сделал?Молодец!"Пока он очень хорошо реагирует на эмоции.
2003-05-04, Эффи
Хорошая статья. И полезная, действительно. Вот почитаешь, и делай соответствующие выводы: или самой сделать что-то или, а скорей все-таки именно так, потерпеть и дать возможность ребенку что-то сделать. У меня сыну 2 года. В принципе, слово "сам" я слышу от него постоянно.Что-то даю ему сделать самому, а бывает, что надо быстро-быстро. Он тогда психует, если ему не дашь это сделать.Ну вот, например вечером перед купанием он всегда раздевается сам, только скажи ему: "идем купаться". И стирать помогает (в машинку белье закладывает и достает потом, в ведро складывает). Зубы почистит, не дает мыть щетку, только сам и т.д. Поначалу мне это не нравилось. А потом... все хорошо.
2005-11-22, Лена
А у нас наоборот эта самостоятельность так и прет, а вот удовлетворить ее часто просто нет возможности, времени, сил.
Но вот на 2.8 , а сами пока не одеваемся, едим сами только в садике, дома обязательно кто-то должен ее кормить ( предполагая это потому, что соскучивается), да и много чего перечисленного здесь не делаем. Игрушкиза собой убрать - вообще не понимаем, зачем, смотрим круглыми глазами, когда я прошу ее помочь мне...
2002-04-05, Юля В.
прекрасная статья. мы растим наших помощников с раннего возраста. сыну 1,6 он убирает игрущки, "пылесосит", моет стены, трет полы и его за уши не оттянешь мыть посуду. А все потому, что я все это даю ему делать и хвалю всегда, даже если после его "трудов" я заново убираю всю квартиру.
2005-03-27, ап
Очень полезная информация. Я по себе знаю. Причина моей лени была как раз в том, что моя мама близко меня не подпускала к плите или посуде. И вообще, ругала за ошибки, постоянно напоминала о них. Я никогда так не поступлю с моей девочкой.
2002-04-09, Айсылу
Может, попробовать "ввести" побольше таких ритуальных действий. Загадочно ему сказать, " а давай после еды будем вместе мыть посуду" и т.п.
Вообще, у всех самостоятельность в разном возрасте приходит. :))
2002-04-05, Юля В.
Поделитесь:

05.04.2002
Обновлено 19.02.2021
Близкие по теме статьи
Книги и компьютер: что выбирает ребенок и почему?
Книги и компьютер: что выбирает ребенок и почему?
Почему дети готовы часами просиживать у экранов, и что с этим делать - советует детский писатель Дмитрий Емец.
Радионяня в помощь маме
Радионяня в помощь маме
Воспитание самостоятельности – дело ответственное. Как обеспечить безопасность ребенка в этот период?
Советы родителям детей всех возрастов
Советы родителям детей всех возрастов
Как воспитать в ребенке самостоятельность.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!